Литературная карта города Новозыбкова

История возникновения города Новозыбкова уходит к 17 веку, когда церковная реформа, проведенная патриархом Никоном (1605-1681) вызвала бегство раскольников из Москвы.

Обосновавшись в стародубских лесах еще в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), раскольники обратили внимание на урочище Зыбкая, расположенное при впадении небольшой речки Зыбкой в Карну, соединенную с рекой Ипуть. Протекала Ипуть в шести верстах от урочища Зыбкое и впадала в реку Сож, что открывала речной путь на юг России.

Здесь, в 1701 году, возникла слобода Зыбкая. В 8 верстах от Зыбкой находилось село Новое место. Зыбкая входила в состав Новоместского уезда в качестве слободы до 1809 года. Когда же в 1809 году Новое место снова стало заштатным городом, слобода Зыбкая была утверждена уездным городом и переименована в Новозыбков.

До 1919 года Новозыбковский уезд относился к Черниговской губернии. С 1919 года находился в составе Гомельской губернии, которая в 1925 году была реорганизована и город Новозыбков с прилегающими к нему селами вошел в состав Брянской области.

Упоминания о городе Новозыбкове встречается в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, том 3, с. 750:

«Новозыбков, уездный город Черниговской губернии, станции железной дороги. Основан в 17 веке раскольниками. Жителей 19600. Реальное училище с сельскохозяйственным и техническим отделением; женская гимназия. – Уезд; в северной части губернии, 3355 кв. верст. Жителей в уезде 183 тыс., великороссы; много раскольников. Почва глинистая; культура конопли.»

С новозыбковским краем связана судьба многих интересных людей, в том числе ученых, литераторов, писателей, поэтов, широко известных не только у нас в стране, но и за ее пределами. Одни из них здесь родились, другие здесь жили и прославили своими достижениями наш край.

Н. А. МОМБЕЛЛИ (1823-1902)

Николай Александрович Момбелли родился в г. Новозыбкове 12 февраля 1823 г. Его отец, подполковник в отставке, имел большую семью, которую нелегко было со­держать. Поэтому в 15 лет Николай был определен в Дворянс­кий корпус, после его окончания был зачислен в звании пра­порщика в лейб-гвардии Московский полк. Военная служба его тяготила, но несмотря на бедственное положение, долги, нелады с начальством, Н.А. Момбелли усердно занимался са­мообразованием: изучал европейские языки, интересовался математикой и физикой, делал литературные переводы. Он со­здал научно-музыкально-литературный кружок (1846-1847 гг.), на собраниях которого его сослуживцы и знакомые музици­ровали, читали запрещенные цензурой произведения. В начале 1848 г. Н.А. Момбелли познакомился с М.В. Петрашевским, посещал его "пятницы", принимал участие в создании библиотеки запрещенных книг, в привле­чении новых членов кружка, распространении письма Белинского к Гоголю. Он был также участником кружка А.Н. Плещеева. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. Николай Александрович был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. 16 ноября 1849 г. военно-судная комиссия приговорила его и еще 20 петрашевцев к расстрелу. Утром 22 декабря 1849 г. их привезли из крепости на Семеновский плац, возвели на эшафот, зачитали приговор о расстреле и начали подготавливать к казни. Священник обошел всех при­говоренных, все поцеловали крест - большинство петрашевцев считало Иисуса бор­цом за равенство и братство людей. Петрашевского, Григорьева, Момбелли первыми облачили в саван и привязали к столбам рядом с эшафотом. 16 солдат с заряженны­ми ружьями стали напротив, прицелились... И тут, в соответствии с намеченным ра­нее тайным сценарием, призванным продемонстрировать милосердие царя, при­скакал фельдъегерь с царским прощением: Петрашевского приговорили к бессроч­ной каторге, а Момбелли и Григорьева - к 15 годам каторги. 12 января 1850 г. Мом­белли отправили по этапу сначала в Тобольск, затем в Александровский завод Нерчинского округа. В 1856 г. петрашевцев амнистировали. Поручик Момбелли был переведен в рядовые без выслуги и отправлен на Кавказ в Апшеронский пехотный полк. В боях на Кавказе (1856-1859 гг.) он отличился, был ранен, вскоре ушел в от­ставку. Умер в 1902 г. во Владикавказе.

О. М. ЛЕЩИНСКИЙ (1892-1918)

В столице Дагестана г. Махачкале есть улица имени О. Лещинского, его образ воплощен в одной из шести скульптурных фигур памятника революционерам в цен­тре города. Оскар Моисеевич Лещинский родился в 1892 г. в г. Новозыбкове, в семье служащего. Спустя несколько лет Лещинские переехали в Ростов-на-Дону, где отец Оскара устро­ился работать приказчиком торговой фирмы. За участие в революционном движении он был выслан на три года в Ир­кутск. Приехала туда и вся семья. После объявления амнис­тии Лещинские вернулись в Ростов. Оскар поступил в ком­мерческое училище. Когда ростовские пролетарии подняли восстание, на баррикадах в пролетарском районе г. Темернике Оскар был связным между отрядами рабочих, подносил боеприпасы, медикаменты. Четырнадцатилетнего юношу арестовали и выслали в Ар­хангельскую губернию. Ему удалось бежать. Через три года Оскара арестовали за участие в покушении на екатеринославского полицейского начальника. Последова­ла высылка в Енисейскую губернию и вновь побег. С 1910 г. О.М. Лещинский жил в Париже, был членом эмигрантского литературного кружка, в котором состояли А. Луначарский, И. Эренбург, М. Герасимов, И. Окулов, П. Ширяев и другие. Лещинский вместе с Эренбургом редактирует литературно-художественный журнал «Гелиос». В издательстве «Гелиос» выходит сборник его стихов - "Серебряный пепел", книга о французских художниках "От импрессионистов до наших дней".

В. Ф. ГУБАРЕВ (1914-1938)

Виктор Федорович Губарев родился 13 февраля 1914 г. в г. Новозыбков. Учился в школе №1, рос веселым и любознательным. С детских лет его друзьями были книги. Рано пробует писать. Его первые детские стихи и рассказы были помещены в 1923 г. в школьном рукописном журнале. Еще учеником школы, Вик­тор стал сотрудником местной газеты "Ударник", а в 1931 г. - одним из организаторов литературного кружка "Волна", ко­торый через год был преобразован в Новозыбковскую Ассо­циацию пролетарских писателей - НАПП. Молодые писате­ли, пришедшие в Ассоциацию с заводов и фабрик, выступали перед рабочими в клубах, цехах и столовых; выпускали лите­ратурную страницу в газете "Ударник", еженедельно устраи­вали литературные передачи на радио. В 1932 г. в Смоленске был издан коллективный сборник НАПП - "Ответ". Наряду с рассказами А. Маневича и стихами И. Коровина, М. Чуйко, В. Давидовича в сборнике была опубликована поэма В. Губарева "Слово о Кимовцах" - о бригаде имени Кима на спичечной фабрике "Малютка". После окончания литературных курсов в Смо­ленске в 1933 г. В. Губарев уезжает на Урал. Он восхищен громадным строительством, развернувшимся здесь в годы первых пятилеток. В письме к отцу поэт не скрывает своей радости по поводу того, что "добился перевода в Златоуст - крупный промыш­ленный город, в котором действуют два завода всесоюзного значения". Он работает в редакции газеты "Пролетарская мысль", пишет стихи. На Урале по-настоящему рас­цвел талант В. Губарева. В 1934 г. Виктор принят в Союз советских писателей, стал слушателем первых Всесоюзных курсов комсомольских писателей, заочно учится на литературном факультете МГУ и на факультете иностранных языков. В 1935 г. в Челябинске опубликован сборник стихов Губарева, который состоял из двух разде­лов: "Когда зацветают сады" и "Рождение", где много теплых строк о нашем крае. В 1937 г. в Челябинске вышел альманах "Стихи и проза", который открывался стихами В. Губарева. Это были его последние стихи, увидевшие свет. Зимой 1937 г. поэт был арестован. Его не стало 4 января 1938 г.

На закате - холодеют росы Протяну я на прощанье руку, -

Сиротеют горные края, В дальнюю дорогу провожу.

Отзвенела белая березка, Не скажу друзьям я про разлуку

Песенка вечерняя моя. Про печаль ни слова не скажу.

Эти лирические строки написал В. Губарев незадолго до ареста. В послевоенные годы газета "Литературная Россия" посвятила произведениям В.Ф. Губарева специ­альную страницу. В 1968 г. в Южно-Уральском книжном издательстве вышел сбор­ник его стихов "Предчувствие весны", где поэт воспевает труд, красоту природы, друж­бу и товарищество. Стихи отличаются проникновенностью, гражданским темпера­ментом, чуткостью к проблемам своего времени.

А. Л. МАНЕВИЧ (1913-1993)

Артем Львович Маневич родился 16 ноября 1913 г. в Новозыбкове. Учился в школе №1. Рано стал работать на фабрике "Волна революции". В 1930 г. окончил Новозыбковское фабрично-заводское училище, стал сле­сарем-наладчиком. В эти годы публикует свои первые сти­хи, рассказы в газете "Ударник", а с 1931 г. становится за­ведующим ее промышленным отделом. Затем работал в "Златоустовском комсомольце", в газете Московского прожекторного завода, и с 1940 г. - в отделе рабочей мо­лодежи "Комсомольской правды". В 1940 г. А. Маневич и С. Смирнов совершили поход по местам горьковских путе­шествий. Наблюдения их впоследствии легли в основу по­вести А. Маневича "Волга всегда рядом".

В 1941 г. А. Маневич был призван в ряды Красной Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. Его литературный путь начинался одновременно с журнали­стским: стихи, очерки и рассказы печатались в смоленском журнале "Наступление", в московских газетах "Прожектор", "Красный воин", "Комсомольская правда", жур­налах "Сельский строитель", "На боевом посту", "Дальний Восток", "Огонек', "Нева" и других изданиях. Первая книга Маневича "Товарищ Зорин" (о рабочем брянского завода "Красный профинтерн") была издана в 1932 г., а следующая - "Солнце на бе­резах" - вышла только после войны в 1950 г.

В 1952 г. в издательстве "Советский писатель" была напечатана его повесть "Ког­да ты остался один", в которой много страниц посвящено новозыбковским местам. Позже выходит в свет роман "Страна моего детства", и в I960 г. - книга "Будем знако­мы". В 1969 году в издательстве "Молодая гвардия" вышла книга АЛ. Маневича "Повести о любви", в последующие годы - книги "Огонь для всех", "Сегодня и позавчера", а в 1980 г. в "Советской России" - "Синий Колодец" (о родной Новозыбковщине). Изда­тельство "Детская литература" выпустило книгу для детей "Красная улица" (об одной из улиц г. Новозыбкова). В семидесятых годах Артем Львович Маневич побывал в Новозыбкове, был тепло встречен горожанами. Еще тогда он задумал написать повесть о своей юности, в которой события будут связаны с родным краем. Но она не была издана.

А. А. ЖАРЕНОВ (1922-1975)

Анатолий Александрович Жаренов родился 30 августа 1922 г. в г. Углич. После окончания десятилетки в 1940 г. был призван в действующую армию, откуда вернул­ся после окончания войны. Работал в родном городе в редак­ции местной газеты литературным сотрудником, откуда в 1949 г. направлен на учебу в г. Горький. После учебы Анатолий Алек­сандрович работал на Камчатке ответственным секретарем областной газеты "Камчатская правда", затем в Липецке.

В сентябре 1943 г. связист А.А. Жаренов в составе 73 стрел­ковой дивизии освобождал Новозыбков от фашистских зах­ватчиков. Вернулся он сюда на постоянное место жительства в 1970 г. Романы и повести А.А. Жаренова публиковались в журнале "Смена", в альманахе "Подвиг". В издательстве "Мо­лодая гвардия" вышел сборник "Кладоискатели". Его произведения издавались в Гер­мании, Югославии, Чехословакии. Вышел сборник "Кладоискатели" и в Киргизии. На ленинградском телевидении был снят телефильм по повести "Фамильная ре­ликвия". Но все это было уже после смерти автора.

О писателе А.А. Жаренове лауреате премии Ленинского комсомола А. Лиханов в своей книге "Времена жизни" написал так: "Надобно снять шляпу перед одним из тех скромных российских писателей, что живут вдали от столицы, работают кро­потливо и совестно, преумножая достоинства отечественной словесности, не суе­тятся, не говорят громкоголосо о себе и от этого ничуть уже не становятся меньше, незначительней. Известность, ведь дело условное, иной известный и многократно изданный стоит едва ли одной тоненькой книжечки другого неизвестного литера­тора, которой суждено быть во времени и пространстве, тогда как творения "многотомщика" забудутся прежде его собственной смерти..."

В 1971 г. А.А. Жаренов принят в члены Союза писателей. Опубликовал роман "Ябло­ко Немезиды", повести "Частный случай" и "Обратная теорема", "Парадокс великого Пта". Писал он в жанре детектива, но книги читаются так, будто они вовсе и не детективы. Его книги серьезны, реалистичны, он не допускает расхожих приемов, так часто дискреди­тирующих этот жанр. Его интересует социальная сфера, в которой живут его герои.

Был он человеком несколько замкнутым, немногословным. На сближение с людь­ми шел трудно. Поэтому обычно в новом коллективе к нему поначалу относились на­стороженно. А по прошествии времени за ним неизменно устанавливалась репутация самого порядочного человека. При всей своей деликатности, мягкости (он многое умел людям прощать), был принципиальным в истинном, высоком смысле слова. Говорил всегда кратко, четко, определенно, был непримиримым противником демагогии. Был он гостеприимен, щедр, охотно шел на помощь людям, остро чувствовал чужую боль. Любил животных. Так о нем отзываются хорошо знавшие его люди.

Умер А.А. Жаренов неожиданно - в поезде, возвращаясь из Москвы в Ново­зыбков.

Л. В. КУКЛИН

С творчеством известного поэта, нашего земляка Льва Валериановича Куклина читатели знакомы давно. Родился он в Новозыбкове 17 августа 1931 г. Как он сам об этом вспоминает: "Новозыбков был славен, помню, яблоне­выми садами, большим прудом в центре, спичечной фабри­кой, выпускающей спички "Малютка"... Первые мои шаги сде­ланы по брянской земле, и первые слова произнесены тут же... Мои родители, и отец и мать, геологи-полярники, иссле­дователи северных островов, в том числе - Новой Земли. Так я оказался уже в Архангельской области, в семье деда по отцу, поскольку родителям было не с кем меня оставить... Там меня застала война".

Здесь он закончил семилетнюю школу. Подрабатывал на лесозаготовке, работал перевозчиком на р. Вага, был учеником токаря. Там же напи­сал и свои первые стихи. Печататься вообще начал очень рано: первые стихи опуб­ликовал в пионерских газетах и сборниках, когда ему было лет четырнадцать-пятнадцать. Но после окончания средней школы решил пойти по стопам своих родите­лей и поступил, в Ленинградский горный институт. Писать стихи не бросил: первые серьезные публикации совпали с годом окончания института, его книга "Соседям по жизни" вышла в 1958 г. в "Советском писателе". За ней почти сразу же последовала книга "Необходимость". В 1961 г. молодого геолога принимают в Союз писателей. К настоящему времени Л.В. Куклин - автор почти 40 книг стихов и прозы для взрос­лых и для детей: "Антенна", "Имя, отчество", "Зов", "Граждане", "Моя анкета", двух томиков избранных стихов и песен - "Диалог" и "Прямой взгляд", "Дедушкин празд­ник", "Порядок на борту".

На стихи нашего земляка разными композиторами за четверть века написано около двухсот песен, среди которых такие знаменитые, как "Голубые города", "Ко­миссары", "Качает, качает...", "Что у вас, ребята, в рюкзаках?", "Песни о первой любви", "Сколько нас?" Одна из последних работ в этом жанре - песня-реквием "Мы - эмиг­ранты в собственной стране" часто звучат с эстрады и по радио. Стихи, песни, а также рассказы (фантастические) Л.В. Куклина переведены на полтора десятка язы­ков. По его сценариям поставлены документальные фильмы "Ночи полчаса", "Бал­тийцы", "Ступени в подземельное царство", кинокомедия "Его звали Роберт", теле­фильм "Песни и праздники", "Утренний снег". По либретто, написанным Л.В. Куклиным, поставлены радиоопера "Песни Белого моря", опера "Меч кузнеца", мюзикл "Ошибки молодости" (в соавторстве с К. Ласкари), премьера которого состоялась в Вологодском музыкальном театре в 1987 г. Он много ездил, побывал в Англии, Авст­рии, Болгарии, Венгрии, Германии, Дании, на Кубе, в Марокко, Польше, Чехослова­кии, Румынии, Швеции, Финляндии, Франции, Югославии, Японии. И отовсюду при­возил либо стихи, либо очерки. Из последних работ: книги новых стихов «Автострада», «Сохранение огня»; три фантастических рассказа в сборнике "Часы с варианта­ми"; два очерка о Кубе и Японии в журнале "Весь мир". Таков диапазон творческих интересов нашего земляка, сегодня известного в стране поэта Л.В. Куклина. Живет он в Санкт-Петербурге, граждански активен, полон новых замыслов в своем поэти­ческом и песенном творчестве.

В. В. ВОЛЬСКИЙ (1921-1999)

Виктор Вацлавович Вольский родился 10 августа 1921 г. на ст. Злынка Новозыб-ковского уезда. Окончил десятилетку в пос. Вышков и в 1939 г. поступил в Белорус­ский лесотехнический институт. В 1940 г. был призван в ряды Красной Армии. При­нимал участие в Великой Отечественной войне с первого и до последнего ее дня в должности командира дальномерно-го отделения зенитной батареи, помощника командира и ко­мандира огневого взвода. 25 августа 1944 г., оставшись за ко­мандира батареи, возглавил бой против группировки фаши­стских войск, вырвавшихся из окружения в районе Кишине­ва и не допустил ее прорыва в тылы 2-го Украинского фрон­та. За стойкость, героизм и отвагу, проявленные в боях с не­мецко-фашистскими войсками 24 марта 1945 г. он удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1949 г. В.В. Вольский с отличием окончил МГИМО и получил квалификацию референта-переводчика по странам Латинской Америки и юриста в области между­народного права. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1966 - докторс­кую. С 1959 г. работал на географическом факультете МГУ, читал лекции и курсы лекций во многих университетах мира, свободно владея испанским, португальским, английским языками. За время научной деятельности В.В. Вольский подготовил 31 кандидата и 10 докторов наук. Им опубликовано около 300 научных работ, около 200 из них издано или переведено на иностранные языки, в последние годы уча­ствовал в подготовке такого фундаментального издания, как "Социально-экономи­ческая география зарубежного мира".

В.В. Вольский являлся доктором экономических наук, профессором, заведую­щим кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран географи­ческого факультета МГУ, членом-корреспондентом РАН, директором Института Ла­тинской Америки РАН, Почетным доктором университетов в Перу, Колумбии, Брази­лии, Кубе, Почетным членом Географических обществ Доминиканской Республики, Перу, Мексики, Аргентины. Он награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и 11 медалями, а также 5 иностран­ными орденами. Он удостоен Государственной премии СССР, премии им. Д.Н. Анучина, премии I степени Госкомитета СССР по народному образованию за лучший учеб­ник для вузов, премии мексиканского общества географии и статистики.

В.В. Вольский являлся Почетным гражданином городов: Кито (Эквадор), Гвадала­хара (Мексика), Мерида (Мексика), Рио-де-Жанейро (Бразилия) и Халапа (Мексика). В 1975 г. он удостоен звания Почетного гражданина города Новозыбкова. В 1996 г. В.В. Вольский удостоен почетного звания "Заслуженный профессор МГУ'.

В.В. Вольский неоднократно бывал на родине - в Вышкове и в Новозыбкове. Всегда с большим интересом собирал материалы о родном крае.

Г. Л. РОШАЛЬ (1898-1983)

Григорий Львович Рошаль родился 20 октября 1898 г. в Новозыбкове. С нашим городом в известной мере связано начало его кинематографической деятельности. В книге "Кинолента жизни" он говорил об этом так: "Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму ранней зимней ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада "Вольно-Пожарного общества" деревянной дуге, поражая воображение обывателя, сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лам­пионов. И на дуге пробегает надпись: "Братья Пате, Иллюзион".

После окончания Тенишевского училища в Санкт-Петербурге Григорий Львович работает в Наркоматах просвещения Украины и Азербайд­жана, организовывает детский городок в Железноводске для проведения праздничных вечеров, спектаклей, театрализо­ванных экскурсий. В 1920 г. руководит театральной студией в Кисловодске при городском отделе народного образования, в 1921 г. работает в Наркомпросе России инструктором по воп­росам театра в школе, председателем Совета по художествен­ному воспитанию Главного управления социального воспита­ния, преподает в Центральном Доме коммунистического вос­питания рабочей молодежи театральный предмет. Одновре­менно Григорий Львович учится в Государственных высших режиссерских мастерс­ких. Затем возглавляет станцию художественного воспитания с Педагогическим теат­ром и мастерской, осуществив постановку ряда спектаклей. В 1925 г. ГЛ. Рошаль при­ступил к съемкам своего первого фильма "Господа Скотинины", совмещая работу в кино с постом директора Педагогического театра до 1927 г. Работал на киностудиях: "Белкино", "Межрабпромфильм", "ВУФКУ", "Киевская кинофабрика", снял 5 фильмов. В 1934 г. выходит его первый звуковой фильм - "Петербургская ночь", который был представлен на Венецианском кинофестивале. Последующие работы (5) сделаны на "Мосфильме". За фильм "Семья Оппенгейм" (1938 г.) ГЛ. Рошаль награжден орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны ГЛ. Рошаль работает на Центральной объе­диненной киностудии в г. Алма-Ата, снял 3 фильма, после войны - на "Ленфильме" (3 фильма). В 1950 и в 1951 гг. ГЛ. Рошаль был удостоен звания лауреата Сталинской премии, звание заслуженного деятеля искусств РСФСР ему присвоено еще в 1934 г.

Г.Л. Рошаль встречался с выдающимися писателями: Ф. Гладковым, М. Горьким, Ф. Парфеновым, Л. Фейхтвангером, Р. Ролланом. Не случайно в творчестве режис­сера значительное место заняла экранизация литературных произведений. Среди них "Вольница" (1955 г.) Ф. Гладкова, кинотрилогия "Хождение по мукам" состоя­щая из трех фильмов "Сестры" (1957 г.), "Восемнадцатый год" (1958 г.), "Хмурое утро" (1959 г.) А. Толстого, "Суд сумасшедших" (1961 г.) и "Год, как жизнь" (1965 г.) Г. Серебряковой. Обращался он и к теме Великой Отечественной войны. Его фильм "Букет фиалок" закончила после смерти Григория Львовича в 1983 г. жена - Вера Павловна Строева.

За заслуги в развитии советского кинематографа ГЛ. Рошаль был удостоен зва­ния народного артиста РСФСР (1959 г.) и народного артиста СССР (1967 г.).

Г.Л. Рошаль очень любил Новозыбков - город своего детства. Несмотря на занятость, он часто бывал здесь. И каждый приезд кинорежиссер использовал для того, чтобы познакомить земляков со своим творчеством, своими кинофильмами. В па­мять о нем в 1985 г. улица Замишевская, где жил Григорий Львович, переименована в улицу имени ГЛ. Рошаля.

Имея писательский талант, Г. Л. Рошаль стал автором следующих книг:

  • Г. Рошаль. Режиссеры советского кино. Изд - во бюро пропаганды советского киноискусства. 1964 г. Это автобиографические очерки знаменитого кино­режиссера. Начинаются они описанием зимнего утра в г. Новозыбкове, где автор провел свое детство. Книга содержит много фотографий, связанных с жизнью и деятельностью Ро­шаля, начиная от его первого кинофильма «Господа Скотинины», появившегося на экране в 1926году, и кончая последним фильмом «Карл Маркс» (1965г.).
  • Рошаль Г. Кинолента жизни. - Иид - во «Искусство», 1974. Известный кинорежиссер включил в свою книгу мемуарные материалы, статьи, выступления, встречи с видными представителями литературы и искусст­ва, с которыми он дружил и работал многие годы. Все это вводит читателя в творческую лабораторию художника и публициста, мастера эпических полотен экрана, отмеченных своеобразным изобразительным решением.
  • Рошаль Г. Диалог с кинорежиссером. - Изд – во Бюро пропаганды советского киноискусства, 1968 г. Относясь к «Библиотеке кинолюбителя», книга учит, как сделать ки­нофильм. Книга, построенная в форме вопросов и ответов, да­ет много полезного для каждого, кто интересуется киноискус­ством.

В.В. ПЕТРОЧЕНКО

Владимир Викентьевич Петроченко - автор романа "Рас­следование методом X", повести "У кромки бытия" родился в Белоруссии, в деревне Кленки Гомельского района. В дет­стве мечтал стать офицером, археологом или писателем. Но человек предполагает, а Бог располагает, в итоге - закончил Новозыбковский педагогический институт, получил профессию учителя рус­ского языка и литературы и остался неисправимым роман­тиком на всю жизнь.

После окончания средней школы по комсомольской пу­тевке уехал в Красноярский край. Потом была армия, слу­жил на Севере, и именно тогда любовь к наблюдениям, при­родная проницательность увенчались созданием чего-то ре­ального - Владимир написал первую свою повесть, которая так и называлась "Первые шаги в жизни". Это была повесть о буднях и судьбах строителей красноярского железнодорож­ного вокзала. Все сочинение было записано крупными печатными буквами в обычной общей тетради, рукопись Владимир отослал в одно из московских книжных издательств, однако она была безвозвратно утеряна.

Первый неудачный опыт не загасил творческой искорки в душе начинающего писателя - везде, где бы Владимир Викентьевич ни работал, где бы ни бывал, - писал, наблюдал, делал заметки, изучал жизнь. А попутешествовать пришлось нема­ло... После окончания Новозыбковского педагогического ин­ститута работал учителем в Карачевском районе Брянской об­ласти, потом Украина, Прибалтика и снова Украина...

Все, что видел, чувствовал, переживал, выливалось на бумагу в записях, заметках, зарисовках. В местных газетах появлялись его рассказы, статьи, очерки. Однако издать от­дельной книгой свои произведения не получалось.

Книги Владимира Викентьевича интересны тем, что со­бытия, изложенные в них, в основном, реальны. Не может читателя оставить равнодушным, например, сюжет романа "Расследование методом X", связанный с похищением че­тырехлетнего ребенка и теми способами, которые предпри­нимаются главным героем для розыска мальчика. Это роман с элементами мистики, которая органично вплетается в по­вествование, делая произведение еще более захватывающим и занимательным.

Элементы мистики мы находим и в повести "У кромки бытия", опубликованной в 1999 году. Тема воспитания под­растающего поколения, проблемы добра и зла, милосердия и ханжества рассматриваются в повести на конкретном жиз­ненном материале. Судьба семилетнего мальчика, оказавше­гося по воле обстоятельств в тенетах религиозной секты, глу­боко трогает читатели. И вот теперь перед нами роман «Чepная дыра", который по сути является продолжением упомя­нутой повести. Жизненный путь некоторых ее героев круп­ным планом проходит по страницам этого романа.

Все перечисленные имеются в фонде Новозыбковской ЦБС с авторскими дарственными надписями.

О достоинствах и недостатках прозы Владимира Петроченко пусть судят читатели. Но что несомненно - его книги затрагивают самые различные стороны нашей жизни, а про­блемы, поднятые в них, глубоко актуальны сегодня.

Даниил Андреев и Новозыбков.

Даниил Андреев много путешествовал по Брянской земле. Немало поэтических строк посвятил он ее древним лесам, рекам. Бывал он и в Новозыбкове. В1936 году создано стихотворение «Плотогон», где поэт упоминает наш город:

Завтра песню запою

Про лозину зыбкую,

Про сады в родном краю –

В Брянске. В Новозыбкове…

В произведениях Д. Андреева «Роза мира», «Немереча», стихах, упоминаются знакомые нам места, такие названия как Брянск, Стародуб, Новозыбков.

Судьба Даниила Леонидовича Андреева была сложной, трагической. Несмотря на это, он оставил нам прекрасное литературное наследие, в котором многое посвящено и нашему краю.

Твардовский в Новозыбкове

Библиографы и литературоведы больше внимания уделяют зрелым годам Александра Трифоновича Твардовского. И поэтому данный эпизод, рассказывающий о 22-летнем поэте, не оставит равнодушным читателей и, прежде всего, почитателей его таланта.

В один из июньских дней 1932 года Александр Твардовский приехал в Новозыбков в качестве корреспондента смоленской областной газеты «Рабочий путь», обслуживавшей население Западной области, куда территориально тогда входил и Новозыбковский район.

Было известно: находясь в служебных командировках, Твардовский обязательно заходил в редакцию местной газеты, где интересовался литературными делами, охотно участвовал в занятиях литературных кружков или групп.

В то время при редакции новозыбковской газеты «Ударник» существовала литературная группа, включавшая около 60 человек, членов Новозыбковской ассоциации пролетарских писателей (НАПП). Созданная в ответ на объявленный ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Призыв ударников в литературу», НАПП в основном состояла из молодежи спичечной фабрики «Волна революции», учащихся фабрично-заводского училища и старшеклассников школ города.

В 1932 году в Смоленске вышел коллективный сборник «Ответ». В нем были, в частности, опубликованы произведения фабзавучника Артема Маневича и молодого литсотрудника газеты «Ударник» Виктора Губарева, которые впоследствии стали членами Союза писателей СССР.

Члены НАППа собирались на занятия литературной группы в помещении редакции. Очередное занятие совпало со временем пребывания в команди­ровке А. Твардовского. И, разумеется, он постарался присутствовать на этом занятии к удовольствию всех членов литгруппы, уже знакомых с творчеством молодого поэта.

Внимательно слушал Александр Трифонович рассказы и стихи местных прозаиков и поэтов, сам прочитал несколько своих новых стихотворений. Потом состоялась долгая и откровенная дружеская беседа.

— Кого из поэтов вы больше всего уважаете? — спросили Твардовского. Тут же последовал ответ:

— Из наших советских — Михаила Васильевича Исаковского.

А чтобы ответ был убедительнее, по памяти прочитал стихи Исаковского, опубликованные в сборнике «Провода в соломе».

—Не правда ли, написано здорово?—обратился Твардовский к членам литературной группы. — Когда читаешь эти стихи, невольно приходят на память слова Николая Алексеевича Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а граждани­ном быть обязан». Поэзия Исаковского, как видите, учит, как надо жить, зовет активно участвовать в великих преобразованиях страны. Он мой кумир!

Твардовский сделал паузу и закончил:

— Поверьте, что пройдет немного времени, и о стихах Михаила Васильевича Исаковского заговорит вся наша земля великая.

Так что слова Александра Твардовского относительно Михаила Исаковского, сказанные на встрече в Новозыбкове, оказались пророческими.

Тогда же горожане попросили Александра Трифоновича поделиться своими творчески­ми планами.

— Вы ко мне обращаетесь, как к именитому поэту, — улыбнулся он. — А ведь я недалеко ушел от многих из вас. Но если уж очень интересуетесь, то скажу, что есть у меня задумка написать о том, что связано с коллективизацией сельского хозяйства. Этот вопрос меня, крестьянского сына, всерьез волнует, и оставаться к нему равнодушным не могу, не имею никакого права.

О том, что это так, можно было убедиться, прочитав появившуюся несколько лет спустя поэму А. Т. Твардовского «Страна Муравия», посвященную одному из последних единоличников Никите Моргунку. К слову сказать, это произведение было удостоено Государственной премии СССР. О Твардовском как о талантливом поэте заговорила вся страна.

В тот же период, выполняя задание редакции, Твардовский собрал в Новозыбковском районе много интересного материала о жизни и делах колхозного села, чему посвятил очерк в стихах. В стиле автора, каламбурах, эпитетах было такое, что потом с такой силой проявилось в «Василии Теркине» и других произведениях Александра Трифоновича Твардовского.

Художественное творчество – благородное занятие. Оно воспитывает художественный вкус, учит понимать искусство, прививает человеческой личности высокие качества и создает саму творческую личность. Новозыбков считается городом творческой интеллигенции. Не только историческое прошлое, но и настоящее подтверждает это. Сегодня в городе ведут работу несколько литературных объединений.

Клуб культурно – просветительских инициатив «Зыбчане»

Большинству горожан небезразлична судьба нашей малой родины – ее прошлого, настоящего, будущего. Именно таких неравнодушных людей и собрал в своих стенах клуб «Зыбчане».

Клуб «Зыбчане» - общественная культурно – просветительская организация, ассоциация творческих и любительских объединений Новозыбкова – города Чернобыльской зоны.

Выбор направления работы определяется членами клуба. В настоящее время при нем сформировались объединения по изобразительному, литературному и музыкальному творчеству, шахматам, краеведческая и издательская группы, физкультурно – оздоровительная, психологической поддержки и любителей искусств.

Широкая культурно – просветительская деятельность – одна из главных задач клуба культурных инициатив «Зыбчане». Члены клуба – художники, краеведы, литераторы, музыканты и просто творческие, инициативные люди, кому дорога наша историческая память, кто может приоткрыть завесу нашего прошлого в воспоминаниях, материалах, документах, произведениях искусства и литературы; кто может помочь прикоснуться к нашему духовному и культурному наследию, поделиться своим творчеством и знаниями.

Председателем совета клуба «Зыбчане» является Константин Федорович Попов, художник города Новозыбкова, преподаватель Детской художественной школы.

Культурный центр «Родник»

В городе существует культурный центр «Родник», который был создан в апреле 2002 года. Он объединил творческих людей – поэтов, писателей, художников, краеведов, музыкантов, певцов не только Новозыбков, но и Климова, Красной Горы. Каждый из них по-своему интересен и талантлив. Они выпустили литературно-поэтический сборник «Родник». Руководит клубом Валентина Быкова.

Вот имена и названия сборников писателей и поэтов современного Новозыбкова, без которых культурный облик нашего города был бы не полон:

  • Корытко Вячеслав «Чаша бытия» стихи и рассказы, «На свете царствует любовь»
  • Филонов Виктор «Калейдоскоп», «Тропа задирика», «Тридцать»
  • Толкач Дмитрий «И на земле на грешной нашей…», «Венец природы»
  • Пожиленкова Татьяна «Комплекс полноценности», «Дышу не в такт», «Вы мне нужны»
  • Муталибова Наталья (Н. Лия) «Птицы к небесам», «Полет души и мысли»
  • Мосягин Евгений «нас этому научила война»,
  • Фельдман Вадим «Я другой»

Кроме этого, писатели и поэты города Новозыбкова творят независимо от творческих клубов:

  • Май Владимирский «Страна любви»
  • Федор Чередник «Родная сторона»: стихи, басни.
  • Алексей Краевой «Капельки мозгового пота»
  • Валентин Чирок «Свобода… Что ты значишь для меня?»
  • Любовь Федорова «Ностальгия»
  • Радченко Антонина «На исходе лета», «Оставленное и ожидаемое».

Молодежь представлена именами таких талантов: Мухина Мария, Баулина Станислава, Леонид Анищенко, Зоя Зайцева, Владимир Крадиженко, Лариса Лепеева.

Поэтический клуб «Пегас»

В ноябре 1996 года впервые появилась заметка о рождении в гимназии г. Новозыбкова поэтического клуба «Пегас». Идея создания принадлежала зам. директора гимназии по науке Н.П.Рубцовой. «Пегас» был создан, чтобы помочь одаренным мальчишкам и девчонкам, которые пишут стихи выразить свои чувства и переживания, найти себя, раскрыться, может быть, с неожиданной стороны. Руководителем, а также душой и вдохновителем клуба стала Надежда Александровна Щипакина – учитель русского языка и литературы, мировой художественной культуры. Участники клуба условно делятся на два отделения: 7 – 11 и 3 – 6 классов. Самых маленьких непроизвольно стали называть «пегасиками». Клуб имеет свой гимн, и талисман – крылатый конь, как символ благосклонности к юным поэтам. Одними из первых членов клуба стали: Женя Котова, Екатерина Карпова, Настя Потемкина, Вадим Фельдман, Маша Мухина, Лена Ржепянская, Аня Аржанова.

Клуб «Пегас» развивался, его услышали и о нем заговорили. Начали печатать стихи участников в местной периодической печати, клуб стал поддерживать творческие связи с интеллигенцией города, с городскими творческими объединениями.

Местная пресса "Пегас" любит. С первых дней его существования новозыбковская газета "Маяк" предоставила свои страницы для публикаций. Поэтическая рубрика клуба стала там постоянной. Несколько раз газета рассказывала о работе клуба, печатала интервью с Н.А.Щипакиной, знакомила с конкретными именами, печатала стихи ребят, их размышления о поэзии, о жизни, литературе, современных проблемах.

Не отстает и газета " Новозыбковские вести". А в январе 2003 года впервые стихи ребят прозвучали и по новозыбковскому радио в рубрике "Встречи по пятницам". Теперь слушатели радио смогут раз в месяц знакомиться со своими самыми лучшими горожанами - юными поэтами.

«…"Пегас" - это Надежда Александровна. С ее легкой руки начался мой такой непростой творческий путь. Она стала для нас в то время не только руководителем клуба, учителем русского языка и литературы, но и учителем жизни. Часто мы разговаривали о вещах совершенно, на первый взгляд, не связанных с поэзией. Говорили о себе, о своей жизни, о любви и смерти, о смысле жизни. Но стихи всегда были где-то рядом, невидимые, но чувствуемые соучастники наших бесед. И уже тогда мы начинали понимать ахматовское откровение о рождении стихов. На занятиях в "Пегасе" мы узнавали о стихосложении, ритме, рифме, внутренней ткани стихотворения. Мы учились писать и учились жить. Каждый понимает, что научиться сочинять рифмованные строчки можно, а писать настоящие стихи - невозможно, если нет дара. Но и не зная простейшего в теории стихосложения, нельзя стать хорошим поэтом. Мы учились понимать и любить поэтическое слово. Сохранились самые яркие воспоминания о наших спорах о том, может ли женщина писать стихи от мужского имени и какова специфика таких стихотворений. Запомнился яростный разговор о том, правильно ли поступила Татьяна Ларина, сделав выбор не в пользу Евгения Онегина, настоящей ли была ее любовь. Но были не только споры. Рождалось много стихов, казалось бы, из ничего. Например, нам давалось в качестве домашнего задания иногда одно слово, которое и становилось предметом стихотворения, его основным образом. Помню, были слова "мать", "улыбка", "руки"... Вот таким был в моей жизни "Пегас", благодаря которому я до сих пор пишу, печатаюсь, вижу жизнь намного ярче и интереснее, чем мы привыкли видеть ее», – эти слова принадлежат одному из первых членов клуба «Пегас», студентке филологического факультета НФ БГУ, а сегодня молодой поэтессе Марии Мухиной.

Роль и место библиотеки в литературной жизни города

Центром, объединяющим творческих людей нашего города, представляющих различные направления культуры и искусства, стала Центральная городская библиотека. На базе библиотеки уже 20 лет существует объединение «Салон на Набережной», организованное для творческой интеллигенции города. Писатели и поэты – частые гости мероприятий: вечеров, встреч, литературно-музыкальных гостиных, выездных экскурсий.

В 2004 году на базе Центральной библиотеки работал молодежный дискуссионный клуб «Общение». Организованный в основном для студентов БГУ. Инициатором создании и руководителем стал Вадим Фельдман – участник поэтического клуба «Пегас», сегодня он живет и трудится в Германии.

Традиционными в стенах библиотеки стали встречи и творческие вечера писателей и поэтов Новозыбкова, выставки, вечера памяти; презентации книг.

В 2007 году прошла встреча с писателем Виктором Лихачевым.

В 2001 году был организован поэтический ринг «Поэтические голоса Новозыбкова», в котором приняли участие поэты города, известные за его пределами (Е. Мосягин, г. Москва), признанные временем (В. Филонов, М. Владимирский, В. Тютюнник, Д. Толкач) и молодые (М. Мухина, В. Фельдман).

Наиболее ярко запомнившейся в 2008 г. стала встреча – диалог с молодыми поэтами Новозыбкова «Если душа родилась крылатой». Главными ее героями стали молодые люди, которые в настоящее время учатся или уже работают: Мухина Мария, Баулина Станислава, Леонид Анищенко, Зоя Зайцева, Владимир Крадиженко, Лариса Лепеева, а слушателями – студенты филиала БГУ в Новозыбкове.

В 2003 году в зале искусств ЦБ прошла презентация сборника стихов творческого объединения «Родник».

В 2004 году проходила церемония вручения наград ежегодной общественной премии за вклад в культуру и творческие достижения «Серебряный колокольчик», инициатором которой выступил клуб творческих инициатив «Зыбчане».

В 2004 году на базе Центральной библиотеки прошли Х Андреевские чтения. Литературная жизнь города не затихает, становится все ярче. С 2009г. на базе Сектора искусств ЦБ организована работа клуба «Литературный шатер». Цель его создания – сохранение культурно-исторического наследия нашего города.

Библиография:

  • Вольный, А.Г.Новозыбков / Арон Григорьевич Вольный. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1989. – 141 с. : ил.
  • Вольный, А. Г. Новозыбков и Новозыбковцы / Арон Григорьевич Вольный (А. Эпштейн). – Брянск : «Грани», 1992. – 213 с.
  • Вольный, А. Г. Глазами старожила (заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие) / Арон Григорьевич Вольный (А. Эпштейн) – Брянск : Изд – во Брян. гос. педагог. ун – та, 1996. – 94 с.
  • Вольный, А. Г. Твардовский в Новозыбкове / Арон Григорьевич Вольный // Пересвет. – 1991. - №11-12. – С. 112 – 113.
  • Кублицкий, А. «Род един» - общее будущее! / Александр Кублицкий. – Брянск : Изд-во БГУ, 2001. – 140 с.
  • Лузик, С.К. Звон памяти : книга о новозыбковцах - участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г./ Сергей Кузьмич Лузик. – Брянск : Изд-во БГПИ, 1993. – 125 с.
  • Лузик, С.К. Здравствуй, Новозыбков!/ Сергей Кузьмич Лузик. – Брянск : Изд-во БГПИ, 1994. – 173 с.
  • Лузик, С.К.Отчий край : документы и факты из истории Новозыбковского района / Сергей Кузьмич Лузик. – Новозыбков, 1992. – 253 с.
  • Лузик, С.К. Почетные граждане Новозыбкова / Сергей Кузьмич Лузик. - Новозыбков, 1995. – 49 с.
  • Над карной: ист. – краевед. лит. – художеств. сб. / ред. – сост. К. Ф. Попов. – Новозыбков, 1996. – 40 с.: ил.
  • Новозыбков : историко-краеведческий очерк. – Брянск: Изд-во Брянск.гос.педагог.ун-та, 2001. – 484 с.
  • Новозыбков // Мал. энцикл. словарь: репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон, 1890 г. – М.: «ТЕРРА», 1994. – Т. 3. – С. 750.
  • Рошаль Григорий Львович // Кино: энцикл. словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – М. : « Сов. энцикл.», 1986. – С. 372.
  • Соколов, Я. Брянск – город древний: ист. – краевед. очерки / Яков Соколов. – Брянск: ЗАО изд – во «Читай - город», 2006. – 640 с.: ил.
  • Черноусова, Г. Дороги, которые мы выбираем: [вступит. ст. о творчестве В. Петроченко ] // Петроченко В. Черная дыра : роман. – Брянск, 2001. – 240 с.

Л.П. Рафеенко, зам. директора по библиотечной работе,
С.С. Селизирова, зав. информационно-библиографическим отделом
МУК «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система»