Спасо-Преображенский Собор (г. Новозыбков)

Спасо-Преображенский Собор расположен в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построен в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.

В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками.

Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями. К квадратной в плане трапезной примыкает трехъярусная колокольня с крупным грушевидным покрытием и главой.

Особую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов.

В интерьере основное, развитое в высоту помещение храма с парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоской средней частью. Трапезная имеет коробовый свод.

Первоначальная своеобразная роспись основного объема была выполнена в 1911 г. маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной объем. Им присущи наивность исполнения, сходство с лубком и графичный, плоскостной характер живописи. Существующая роспись в куполе, барабане и верхней части стен четверика представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, темно-красные и белые тона. В куполе изображен Пантократор, между окнами барабана и под ними - святые, на откосах - страстной цикл, в парусах - евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл.

Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в нач. 20 в. в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18-19 вв. по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 в. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в кон. 1980-х гг. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 в., тогда как на стенах храма сохранились иконы 18-19 вв.

С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 - нач. 20 в. в том же русском стиле.


  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 385-387.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 200.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 75.