Опыт экологического воспитания

Булатный И. Опыт экологического воспитания // Деснянская правда (Брянский р-н).- 2008.- 21 мая
Решение вопросов экологического воспитания подрастающего поколения
-- Экологическое образование и просвещение

В непростое время перестроечных отношений нельзя не забывать об основном — о планете Земля, на которой проживает около 6,5 млрд. населения. Рост народонаселения в целом на планете будет динамично идти. К сожалению, пока не в Россий­ской Федерации.

Будем надеяться, что и у нас, в России, национальные проекты, о которых мы так много слышим и которые уже начали осу­ществляться, дадут положительные демографические ростки. И мы должны быть готовы к этому. Нам всем жить на российской земле: и детям, и внукам, и последующим поколениям.

Иногда кажется: простое дело - обеспечение жизни, но это не совсем так. Жизнь — это не просто удовлетворение насущных потребностей, это еще и отношение к земле, ее биоразнообразию, лесам, экологической целостности, к охране окружающей среды. Рыночные отношения привнесли в понятия людей много совершенно необъяснимого. К примеру, считается успешным тот, который имеет много денег, роскошное жилье, доро­гой автомобиль, отдыхает на дорогих фешенебельных курортах других стран и позволяет себе много чего другого, недозволенного простым людям.

Об этом мы слышим каждодневно из средств массовой информации - телевидения, радио, некоторых газет и порочно иллюстрированных журналов. Идет ли это на пользу подрастающему поколению? Не навязываю свои мысли и свой ответ - читатель должен определиться сам. Только хочу отме­тить, что богатство в системе капита­листических отношений (что сейчас и есть в России) на первоначальном этапе своего появления ассоциируется с хищнической эксплуатацией природных ресурсов. Качаем нефть, разведанные запасы которой не так уж и велики, природный газ, ресурсы которого не безграничны, рубим российские леса и кругляком гоним древесину за границу, бросаем свои черноземы,- лучшие в мире, коих Россия имеет 60% мировых запасов, и закупаем продовольствие за рубежом неизвестно какой генетики.

Повсеместно в России можно увидеть разрушенные фермы, пустующие поля, зарастающие порослью - не ле­сом. Лес всегда наступал на степь, было бы хорошо (лесистость увеличится, кислорода будет больше), если бы это наступление велось не на черноземы. А что творится в пригородных лесах многих областных центров: сплошные свалки, отсутствие противопожарных минерализованных полос даже на границах с массивами высокой пожарной опасности. А вдруг лесной пожар?! Видимо, так можно отучить грядущее поколение и от любви к земле, к лесу, к природе. Неоднократно слышишь, что многие молодые люди совсем не желают помогать родителям работать на приусадебных и, дачных участках.

Совсем по-иному относятся к воспитанию любви к природе и к земле в Брянском районе. По инициативе лично главы администрации района С.Н. Кошарного и начальника управления образования администрации И.М. Шелкуновой в районе проведено совещание директоров школ по организации работы по возрождению школьных лесничеств. В работе совещания принял участие председатель Совета народных депутатов А.Г. Боков, начальник отдела охраны и защиты леса областного .управления лесами В.М. Алещенко, директор (лесничий) ГУ «Брянское лесниче­ство» заслуженный лесовод РФ И.Ф. Юдин, методист эколого-биологического центра Брянской области А.Ю. Клиндух, сетевой координатор Мичуринского образовательного округа Г.А. Привалова, директора школ. Всю организационную работу совещания проводила главный специалист муниципального управления образования В.Ю. Пищулина.

Во вступительном слове И.М. Шелкунова рассказала о том, что уже проводились в районе до этого мероприятия, направленные на экологическое воспитание. В марте месяце с.г. в школе № 56 г. Брянска (директор О.В. Заварзин) состоялась экологическая конференция на тему: «Зарубежный опыт и мировая тенденция в организации экологического образования». На конференции выступили представители общественной экологической организации «Виола»: кандидат биологических наук, доцент БГУ И.И. Прокофьев - на тему «Со­временные взгляды на глобальные экологические проблемы», кандидат биологических наук, доцент БГУ Л.С. Журина на тему «Экологическое образование в странах мира».

В 2007 году учащиеся Брянского района принимали участие во Всероссийском конкурсе «Юннат 2007» в г. Москве и заняли 2-е место. Супоневская школа № 1 и Онежская школа были представлены на экспозиции ВДНХ в павильоне «Золотая осень». На совещании директоров школ по возрождению школьных лесничеств на тему «Актуальность проблем экологической безопасности на современном этапе» выступил И.П. Булатный.

Зеленое кольцо лесов Брянского района опоясывает город Брянск и имеет большое экологическое значение, так как леса занимают 53,4% территории района. В настоящее время вследствие проводимого в России глобального реформирования струк­туры управления лесным хозяйством упала престижность профессии лесовода, потеряно много квалифицированных, достойных работников отрас­ли и, по заявлениям руководителей Федерального агентства лесного хозяйства России, кадровый вопрос для лесного хозяйства первый и главный.

В дореформенный период школьные лесничества были резервом абитуриентов для поступления в нашу академию на лесохозяйственный факультет, был конкурс, даже превышавший конкурс на модный строительный факультет, а в 2007 году впервые на лесохозяйственный факультет оказался недобор. Кто же будет работать в лесном хозяйстве - вполне резонный вопрос, ведь лесная нива остается в прежних площадях и объемах и, будем надеяться, лесные специалисты будут востребованы и будут иметь достойное социальное положение. Вот поэтому сейчас нужно возрождать хо­рошие традиции, в частности, школьные лесничества. В выступлении на­чальник отдела охраны и защиты леса В.ЛЯ. Алещенко отметил, что в облас­ти в настоящее время насчитывается 109 школьных лесничеств, но реально работающих осталось только 26, среди них — Стекляннорадицкое лесничество, руководителем которого является директор школы, Е.А. . Шеламкова Оно насчитывает 53 участника. В 2009 году лесничество будет отмечать свой 40-летие.

В лесничестве основное внимание уделяется формированию высокой экологической ответственности, для чего проводится работа по наведению чистоты прилегающих к поселку лесных участков. Лесничеством произведена посадка леса на площади 79,1 га, дополнение лесных культур на площади 56 га, собрано 11 т металлолома, огорожено 30 муравейников и т.д. и т.п. Заработанные средства расходуются на нужды школы, зарплату членам школьного лесничества.

В 1991 году школьному лесничеству была присуждена Золотая медаль ВДНХ на конкурсе «Зеленая планета». Хороший пример для распространения и в районе, и в области.

В выступлении по итогам работы совещания председатель Совета народных депутатов района А.Г. Боков отметил, что в районе найдется много дел для школьных лесничеств. Это и уход за особо охраняемыми террито­риями, к примеру, Хотылевским парком, работа по благоустройству школьных территорий, выращивание посадочного материала и т.д.

Нужно воспитывать у школьников новое отношение к природе, помогать формировать хорошее экологическое мышление. Ведь есть прекрасные слова Л. Леонова, автора романа «Русский лес»: «Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать сам лес».

Д через несколько дней в Домашов-ской школе проводился традици­онный весенний праздник «День Земли». Инициатором этого замечательного праздника является дирек­тор школы Н.П. Корягина.

Праздник начался с подъема им­провизированного флага «День Зем­ли» на линейке у школы учащимися -выпускниками школы Митягиной Екатериной и Бородулей Павлом. На праздник приехали на автобусе уча­щиеся соседних школ - Нетьинской,

На конференции выступил председатель райсовета А.Г. Боков

Стекляннорадицкой, Отрадненской.

Были организованы художественные выступления отрядов (классов) и гос­тей под аккомпанемент баяна заместителя по воспитательной работе Л.В. Медведевой. Итогом праздника явилось, проведение игры «Экологиче­ские проблемы». Победителям кон­курса были присуждены почетные грамоты и призы.

Домашовская школа является ак­тивным членом Международной обра­зовательной программы для школьников (ШПИРЭ - школьная программа для использования ресурсов и энергии), сотрудничает с международными экологическими организациями: аме­риканской экологической организа­цией «Биоинтенсив для России»; нор­вежским обществом охраны природы; международной сетью «День Земли».

В 2005 году проводился круглый стол с участием преподавателей БГУ, БГИТА, общественной организации «Виола», школы №56 г.Брянска, уче­ных и педагогов некоторых университетов США по вопросам обучения детей экологической методике мини-земледелия. Школа имеет модельный пришкольный участок, участвует в благоустройстве поселка, проводит уход за лесом, некоторыми малыми реками, озерами, шефствует над де­вятью памятниками погибших в Вели­кой Отечественной войне.

Яркие примеры хорошего экологического воспитания Брянского района — это дань уважения к нашей родной природе Брянщины, ее земле, ее бо­гатствам, это борьба за хорошее обучение для высокой цели будущего -повышения качества жизни нашего народа, ибо «из тысячи планет такой зеленой нет, из тысячи планет Земли прекрасней нет!»

И.П. БУЛАТНЫЙ,