Остановленная музыка

Говорят, что архитектура – это окаменевшая музыка. Музыкальное произведение воспринимается во времени. Образы его, раскрываясь в звуках, последовательно вызывают у слушателя соответствующие его душевному и умственному настроению эмоции. Они помогают слушателю понять общий смысл произведения и отдельные темы его, пережить по своему волнения чувств, порожденные действием музыки.

Архитектурный образ, как и музыкальный, не является определенным изображением события или конкретной цели. Его нельзя уподобить образу произведения живописи, скульптуры или литературы с их точной конкретностью. В сочетаниях и соотношениях абстрактных геометрических форм архитектурного произведения заложены чувства, переживания и настроения в их общем виде: величие и торжественность, сила и мощь, строгость или задушевность, печаль или жизнерадостность. Идейность содержания архитектурного образа заключается в ясном выражении этих общих чувств.

Образы архитектуры – музыки остановленной – требуют своего восприятия, прочтения не с беглого взгляда, а путем пристального, внимательного и заинтересованного изучения. Чтобы понять их лучше, надо, не жалея времени, побыть наедине с архитектурным сооружением, «побеседовать» с ним. Осмотреть его со всех сторон – оно простирается в пространстве и, как мы видели на примере Свенска, организует его. Понять пространственные связи, проникнуть в общую композицию и язык его форм – это значит разгадать чувства и мысли, с которыми памятник  обращается к нам из прошлого.

Образы истории, которые памятник доносит в своем облике, пробуждают исторические воспоминания, помогают глубже изучить и понять прошлое родного края. Кроме того, памятники архитектуры обладают непреходящей художественной ценностью, которая помогает современникам формировать свои эстетические чувства, учит людей понимать искусство, «гармонию красоты законченных форм». На примере ансамбля Свенского монастыря сделана  попытка показать эту гармонию, выраженную поколениями зодчих в построении ансамбля и в архитектуре его отдельных зданий. В этом ансамбле, состоявшем из нескольких зданий, построенных в разное время, в разных стилях и разными зодчими, каждое из зданий занимает свое достойное место. Оно не теряется среди других, но и не выпячивается из общего согласованного и соразмерного целого, которое они составляют все вместе, утверждая и сохраняя преемственность и единство русской культуры.

В подобных созданиях искусства архитектуры многие века воплощалась и жила мечта их творцов о красоте и свободе человека, мечта о его прекрасном будущем, где жизнь людей будет «сотворена по законам разума и красоты», гармоничной во всех отношениях.

В законченности стройных архитектурных ансамблей заключены достоинства, полезные нам сегодня на пути к решению великой задачи – воспитание человека, в котором «воплотятся лучшие духовные и моральные ценности, выработанные человечеством на протяжении тысячелетий».