От губернского секретаря до подполковника инженерной службы

В «Памятной записке», составленной шестнадцать лет спустя правителем канцелярии и подписанной начальником Брянского арсенала генерал-майором П. Аккерманом, Н.А. Лебедев с 24 октября 1891 года числится в должности архитектора, а с 8 мая 1891 года работающим на заводе. Таким образом, архитектор-художник Н.А. Лебедев оказался служащим Брянского местного арсенала (далее – Арсенал). Незадолго до его приезда (что вероятно и послужило причиной его назначения) на Арсенале случился большой пожар, уничтоживший многие из построек этого древнейшего промышленного предприятия города. Архитектор пришелся весьма ко двору. Он сразу же втянулся в большую работу – участвует в постройке наиболее крупных цехов на местах сгоревших.

По сторонам Литейного дома*, построенного в 1783-1785 гг. под руководством архитекторского помощника И. И. Морщинова, торцами на улицу смотрели столярный цех слева и заводоуправление справа. Их простая и ясная архитектура гармонично вторила Литейному дому. За этими зданиями Лебедевым, вглубь территории завода, по­строены крупные цеха – слева орудийный, справа сборочный. Внешняя архитектура новых зданий следовала сложившимся в русском заводском строительстве классическим принципам обработки фасадов плоскостными элементами – лопатками, архивольтами и импостами больших арочных окон, крупными членениями стен, простыми, строгих профилей, карнизами. Архитектурный облик построек старого Арсенала был связан с расположенными на верхнем плато Покровской горы домом офицеров завода и казармой Дорогобужского полка, что создавало интересный промышленно-гражданский ансамбль в городе. В других постройках завода, выполненных в то время по проектам и под руководством Н.А. Лебедева, также со вниманием к классическому стилю Литейного дома, появляются черты, свидетельствующие о поиске новых образных решений промышленных зданий. Это интересная попытка применения мотивов архитектуры романтизма в создании выразительной водонапорной башни. Сравнительно небольшое сооружение – диаметром одиннадцать метров и такой же высоты – при классически четкой композиции, включает элементы оборонной архитектуры средневековья. Мощные расширяющиеся кверху контрфорсы, сильный междуэтажный пояс с аркатурой по типу машикулей крепостных стен, крупная расчлененность с пристенной аркадой внизу и мощными пилястрами вверху, красиво расположенные окна хороших пропорций, маловыступающие карнизы – все это являет образ впечатляющей художественной силы, вполне соответствовавшей «теме» завода. В небольшом здании лесопилки, построенном в 1890-е годы, при общем классическом характере архитектуры применены декоративные элементы, взятые из древнерусского зодчества.

Это не случайно. Такое скромное начало в применении древнерусских мотивов явилось своеобразным предисловием к появлению на территории завода ряда построек в новорусском стиле. К сожалению, большая часть из них не сохранилась.

Но не только творчеством занимался на Арсенале его архитектор. Должность обязывала вести и повседневную рутинную работу по ремонту и содержанию строений предприятия. Строгая воинская дисциплина, царившая на Арсенале, требовала четкого выполнения порученных заданий и должностных обязанностей. В архивных делах Арсенала за 1896 г. (ГАБО) хранится любопытный документ:

Рапорт хозяйственного комитета Арсенала начальнику Арсенала 20.12.1896

«Доношу вашему Превосходительству, что выхожу с сим предложением Архитектору Арсенала принять все меры к скорейшему окончанию работ по устройству Паровичной и отхожего места при малярной мастерской, а также и дана повестка Подрядчику по покрытии крыши железом в течение недлинного срока. При этом присовокупляю относительно задержки в работе мне ничего не было изъяснено, так как мною не было получено от Архитектора никакого донесения касающегося этого предложения.

Председатель Комитета Полковник Кушвин».

Среди «свежих» архивных находок авторов лектория – оригиналы чертежа, предположительно, первоначального варианта башни под водонапорный бак, а также ряд подлинных документов, составленных рукой и подписанных «Архитектором Брянского местного арсенала, титулярным советником» Н.А. Лебедевым.

В 1913 году начальник Брянского арсенала генерал-майор Семён Николаевич Ванков** поручил архитектору Арсенала Н.А. Лебедеву составить план перестройки. В число этих мероприятий входило:

  1. Осмотреть и произвести нивелировку местности, куда предложено перенести Арсенал, указать место для устройства артезианской скважины и наметить направление магистрали для канализации (в ГАБО хранятся акты осмотра участка под новый арсенал);
  2. Составить план расположения зданий всего завода, фурштата, квартир администрации и поселка для рабочих;
  3. Подготовить эскизы и краткие соображения для всех зданий.

А в январе 1914 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) принимает решение строить в Брянске совершенно новый арсенал I разряда, без какой-либо зависимости от окружного арсенала, упраздняемого в г. Варшаве, о чем свидетельствует обширная переписка между ГАУ и начальником Брянского местного арсенала (хранится в ГАБО). Предполагалось перенести Брянский арсенал на левый берег Десны в район Брянской дачи (Снежетьское лесничество). В результате Брянский арсенал должен был соответствовать «производительности двух других перворазрядных арсеналов – Санкт- Петербургского и Киевского».

Вследствие большого объема работ, только 19 июля 1914 г. архитектор сдал доклад в управление Арсенала, но 20 июля 1914 г. Германией была объявлена война России и постройка нового арсенала была отложена. Брянский арсенал не был переоборудован к началу I Мировой войны. Под руководством С.Н. Ванкова на Арсенале работало немало талантливых инженеров-артиллеристов, в том числе и инженер-металлург (в те годы старший техник) гвардии полковник Николай Григорьевич Высочанский – дядя будущего русского, советского писателя Константина Паустовского .

В 1915 г. для технического усиления мощности Арсенала возведен ряд новых построек: электрическая станция, механическая мастерская, литейная для тепловой обработки металлов, расширены и капитально перестроены старые мастерские, в результате общая площадь производственных зданий была увеличена более, чем вдвое. В механическом цехе установлены 170 новых станков, мощность цеха увеличилась почти втрое.

В 1918 году Арсенал, в связи с движением на Москву белогвардейских войск, был эвакуирован в Нижний Новгород (з-д «Красный гвоздильщик»), с ним эвакуировался и подполковник инженерной службы архитектор Н.А. Лебедев. В 1922 году завод возвратился в Брянск. Он продолжал работу на Арсенале, ставшим после революции "Мехарт-заводом", до 1928 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Известно, что 12 января 1783 года Указом Екатерины II генерал-поручику артиллерии И.И. Меллеру было предписано начать строительство на Брянском Арсенале литейного двора для изготовления орудий. Строительство возглавлял капитан артиллерии Ф.М. Иванов. Оно велось солдатами канонирского полка и 60 мастеровыми под руководством архитектурного подмастерья (помощника) Московского арсенала И. Морщинова. К 1785 году были построены литейный дом с двумя печами, механическая мастерская, "магазины" (склады). Изучение истории российской архитектуры и проектного дела ХVIII века, дало нам интересную информацию о строителях Брянского арсенала. Так, примерно в 1771 году архитекторский помощник 3-го класса и живописец Иван Иванович Морщинов (1736 — после 1795) был принят «без чинов, но с добрыми от казённых мест аттестатами» в архитектурную команду знаменитого русского архитектора Василия Ивановича Баженова. Архитектурная команда В.И. Баженова – проектно-строительная организация, в которую входили архитекторские (архитектурные) помощники и ученики, работавшие под руководством Баженова на строительстве дворцов и зданий Московского Кремля. При ней впервые в истории архитектурных команд в России была организована чертёжная, где одновременно с ведением проектных работ шло формирование методического кабинета, библиотеки и архива команды, а также модельный дом, где изготавливались модели зданий. И.И.Морщинов руководил и строительством жилого дома для высших военных чинов Брянского арсенала на Покровской горе (дом №3).

** Ванков Семён Николаевич (1858 — 1937,) — майор болгарской армии, позднее генерал-майор Русской армии, учёный и общественный деятель Российской империи и СССР. Организатор российского военно-промышленного комплекса, проявив большой организаторский талант и способности учёного и специалиста в области производства вооружений и металлообработки. 31 декабря 1913 года Семён Ванков становится начальником Брянского арсенала.