От неоклассицизма к архитектуре без «излишеств»

 На смену советскому неоклассицизму (или сталинской архитектуре, являющейся смесью арт-деко, ампира и эклектики) 40-50-х годов ХХ века пришла эпоха так резко критикуемой сегодня типовой архитектуры, которая с теми или иными изменениями продлилась до конца существования советского государства.

Начало этому периоду положило постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

С начала 1960-х годов новый этап широкомасштабного массового жилищного строительства, создание мощной индустриальной базы для его обеспечения вызвали переориентацию направленности архитектуры от освоения классического наследия к разработке типовых проектов, отсутствию тенденций украшательства, принципиальному отказу от исторических реминисценций в облике сооружений. В отличие от архитектуры Европы, где в эти годы четко были классифицированы архитектурные стили – модернизм, хай-тек, брутализм и др., в советской архитектуре, особенно в провинции, превалировали скорее официальные тенденции и установки – простота и рационализм, экономия и конструктивная безопасность.

Кроме того, произошел переход от личного творчества, когда проекты имели своих авторов, к коллективному. Утверждаются должности главного инженера проекта (ГИП) и главного архитектора проекта (ГАП), призванные осуществлять управление процессом проектирования. Причем ведущую роль играл ГИП, что значительно снизило творческую составляющую проектов. Но и в этот трудный для творчества период у архитекторов оставалась возможность добиваться более высокой эстетики путем выразительного размещения зданий, использования самых современных строительных материалов и конструкций, рельефа местности, разумного сохранения природного ландшафта и исторической застройки.