Педагогическая копилка. Периодические издания в помощь учебно-воспитательному процессу

Дорогие учителя!

Коллектив отдела читального зала и основного книгохранения Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева поздравляет вас с началом нового учебного года и желает здоровья, благополучия, успехов в профессиональной деятельности и воплощения в жизнь новых творческих идей! Предлагаем вашему вниманию знакомство с научно-методическими журналами и обзор статей в помощь учебно-воспитательному процессу. Представленные периодические издания публикуют материалы об актуальных проблемах образования, воспитания и развития учащихся, интеллектуальном и творческом потенциале педагогов-практиков, планировании работы учителя, проектной и исследовательской деятельности школьников, инновациях в образовании и др.

«Учитель» - профессиональный педагогический журнал.  Основан в 1861 г. Издание, имеющее девиз «Из жизни – для жизни», достаточно быстро нашло своих читателей, привлекло внимание педагогов России. Журнал выпускался в 1861 -1870, 1907, 1917-1918 гг. Возобновлен в июле 1997 года и продолжает выходить в свет до сих пор, бережно храня и поддерживая огромный потенциал и традиции отечественной педагогики. Периодичность – 4 раза в год. Издание знакомит читателей с новейшими образовательными разработками, посвященными актуальным проблемам совершенствования системы обучения и воспитания школьников и студентов.  Предназначено для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей, управленцев образовательных учреждений всех видов, типов и уровней, аспирантов, соискателей ученых степеней, а также целых учебных заведений и регионов. Основные рубрики: «Урок: опыт, методика», «Журнал в журнале», «Учитель – учителю: разговор с коллегой».

В этом году журналу «Учитель» - 160 лет! И сегодня он продолжает знакомить педагогов-практиков с инновациями в российском образовании. Советуем вам обратить внимание на публикацию учителя русского языка и литературы высшей категории Волошко Л. «Реализация ФГОС на уроках литературы: проектные задачи» («Учитель» №2 за 2021 год). Автор рекомендует педагогические технологии, которые успешно развивают у учеников самостоятельность, активность, творчество, а также умение взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса. Среди них – технология проектной деятельности. Но всегда ли проект оправдан с точки зрения выполнения его на уроке? Как тогда быть с государственной программой по предмету? И всегда ли у учителя есть возможность заниматься внеурочной деятельностью для создания и реализации проектов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

«Воспитание школьников» - теоретический и научно-методический журнал. Издается с 1966 г. Выходит 8 раз в год.

Главная задача журнала — помощь школе, учреждениям дополнительного образования и родителям в воспитании детей. Особое внимание уделяется подготовке учащихся к свободному, осмысленному жизненному выбору, воспитанию творческой личности. Издание публикует документы Министерства образования и науки РФ, имеющие непосредственное отношение к воспитательной работе; статьи о новом в науке и практике воспитания, об инновационной деятельности передовых школ, опытно-экспериментальной работе федеральных и региональных экспериментальных площадок в сфере воспитания.

На страницах журнала также представлены материалы о детских и молодежных общественных организациях России и ближнего зарубежья, военно-спортивных клубах, поисковых центрах, детских оздоровительных и профильных лагерях.  Основные рубрики: «Директору школы», «Философия воспитания», «Модуль «Школьный урок»», «Примерная программа воспитания» и другие.

Издание выходит с цветной вкладкой, что позволяет наглядно представить жизнь школьного коллектива и систему воспитательной работы учреждения. Редакция также выпускает в соответствии с рубриками журнала методическую литературу и CD-диски по проблемам воспитательной работы в школе, проведению внеклассных мероприятий, организации досуговой деятельности учащихся и т.п. для директоров общеобразовательных учреждений и их заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов.

В этом году журналу «Воспитание школьников» - 55 лет!

Рекомендуем вам обратить внимание на публикацию кандидата философских наук Поповкина А. «Философско-антропологический взгляд на воспитательный потенциал школьных исследовательских проектов» («Воспитание школьников» №5 за 2021 г.). Статья посвящена раскрытию педагогического потенциала индивидуальных исследовательских проектов учащихся. Наука рассматривается как вид духовной деятельности, а научное исследование имеет собственные добродетели, которые помогает развить. Понимание этих добродетелей в их органической связи с исследовательской деятельностью может помочь учителю в решении задач духовно-нравственного воспитания школьников.

«Образование в современной школе» – это общественно-политический и научно-методический журнал для педагогов и руководителей всего спектра образовательных организаций: школ, СПО, вузов и дополнительного образования, а также организаций, предлагающих товары и услуги для сферы образования. Основан в 1999 году. Выходит 6 раз в год (номера сдвоены). Издание является полезным источником информации, необходимой большинству наших читателей. Публикует практические материалы по методике преподавания, нормативные документы, статьи, рассказывающие об опыте работы региональных, в том числе сельских образовательных учреждений, конспекты уроков, сценарии школьных мероприятий, педагогические рекомендации. Основные рубрики: «Педагогические технологии», «Дошкольное образование», «Конкурс», «Проблемы воспитания» и др. Обратите внимание на статью учителя обществознания Билецкой М.С. «Аннотация работы «Роли, в которых может побывать учитель в школе»» («Образование в современной школе» №7-8 за 2021 г.). Данная публикация посвящена решению проблемы профессионального выгорания учителей путем формирования среды, в которой возможна смена ролей, происходит синхронизация учителя и школы с внешними процессами, показана целостность в работе учителей-практиков. Такой опыт позволяет педагогам проявить творческие способности в нестандартных ситуациях, приобрести новые полезные компетенции и навыки. В статье также приведены примеры нестандартных практик для учителей.

 

«Классный руководитель» - научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. Издается с января 1997 г. Выходит 8 раз в год. Одно из лидирующих изданий по актуальным проблемам воспитания. Является источником оперативной информации о российском и зарубежном опыте воспитания, вниманию читателей предлагаются статьи с вариантами решений различных проблем. Большой блок посвящен организации многогранной деятельности классного руководителя. Но главная цель журнала – помочь повысить качество воспитания подрастающего поколения. Основные рубрики: «Организация работы классного руководителя», «материалы для классного часа», «Сценарный отдел. Школьные праздники» и др. На страницах издания идет активный обмен опытом между классными руководителями, заместителями директора по воспитательной работе, психологами и, наконец, просто теми, кто не может остаться равнодушным, пытается сделать жизнь детей лучше и интереснее и является непосредственным участником их взросления и становления как личности. Предлагаем вашему вниманию статью доцента кафедры иностранных языков и лингвистики Егошиной Н.Г. «Сценарий внеклассного мероприятия «Лес – храм природы»» («Классный руководитель» №4 за 2021 г.). Мероприятие проводится среди учащихся 6-9 классов. Цель – познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы; развивать интерес к природоохранной деятельности; воспитывать любовь к природе и патриотизм.

 

«Читаем, учимся, играем».

В современном мире есть много вещей, отвлекающих ребят от книг – это и телевизоры, и компьютеры. Поэтому падение уровня интереса к чтению – одна из основных проблем подрастающего поколения. Этой проблемой занимаются педагоги, родители, библиотекари и все те, кто заинтересован в интеллектуальном развитии детей и молодежи. В помощь учителям и организаторам досуга издается множество методической литературы и различных периодических изданий. Среди них ежемесячный журнал-сборник сценариев для школ и библиотек «Читаем, учимся, играем», который выпускается с 1995 года.

Журнал представляет собой уникальную коллекцию сценариев, которые помогут провести литературный вечер, запоминающийся урок или весёлую викторину для учащихся 5–11 классов. Авторы статей - педагоги, методисты, библиотекари; те, кто сумел придумать и провести интересное мероприятие, а потом решил поделиться своей разработкой с коллегами. Издание разделено на рубрики, что помогает читателям быстрее сориентироваться при поиске и найти именно ту тему и тот формат проведения мероприятия, которые им нужны. «Читаем, учимся, играем» - это кладезь идей, настольная книга для преподавателей и учителей. Основные рубрики: «Из российской истории», «Готовимся к уроку», «Книга – лучший дар», «Наши праздники», «В мире искусства», «Планета твоих увлечений» и т.д. Предлагаем вам познакомиться со статьей преподавателя Ахметзяновой Е.А. «Мне беззнатный род препятством не был…» («Читаем, учимся, играем» №8 за 2021г.), посвященной предстоящему юбилею Михаила Васильевича Ломоносова, пройти по станциям квеста, вспомнить факты биографии и творчества великого ученого-энциклопедиста.

«Дополнительное образование и воспитание» — ежемесячный научно-методический журнал о дополнительном (внешкольном) образовании. Год основания – 1999. Издание предназначено для руководителей и педагогов дополнительного образования, методистов, организаторов внеурочного образования общеобразовательных школ, классных руководителей, школьных психологов, вожатых и др. специалистов. Немало интересного найдут для себя на страницах журнала педагоги образовательных школ. Это незаменимый помощник и консультант в мире теории и практики дополнительного образования от дошкольного воспитания до курсов и институтов повышения квалификации работников образования. Основные рубрики: «Вопросы теории», «Педагогический опыт», «Классическое наследие», «Педагогическая гостиная», «Творческая мастерская», «Внеклассное занятие», «Заочная школа методиста», «Инновации в образовании», «Всероссийские мероприятия», «Сценарии, игры» и др.

В журнале «Дополнительное образование и воспитание» №8 за 2021 г. опубликована интересная статья педагогов дополнительного образования Зиновченковой Ю.В. и Будановой Т.В. «Возможные направления применения дистанционного обучения в целях повышения качества образовательного процесса». Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения инновационных образовательных технологий. Характерной особенностью практики современного обучения является переход на новый технологический уровень. Авторы рассматривают дистанционные формы обучения в качестве одного из условий инновационного развития образования в России.

С этими и другими статьями вы можете познакомиться в зале периодических изданий. Добро пожаловать в Брянскую областную научную универсальную библиотеку им. Ф.И. Тютчева!