Петр Петрович Кузнецов

Рабочий, техник, инженер, финансист, юрист, журналист, солдат, офицер Вооружённых сил и МЧС, школьный учитель, преподаватель колледжа. Таков неполный послужной список Петра Петровича Кузнецова — литературный псевдоним Пётр Любестовский. Псевдоним он взял в честь деревушки Любестово на Смоленщине, где родился 18 января 1947 г. в многодетной семье фронтовика. Сам же он о себе говорит коротко: «По образованию — юрист, по состоянию души — журналист».

Окончил Звенигородский финансовый техникум и юридический факультет Калининского (Тверского) государственного университета. Писать пробовал в раннем детстве, когда учился в Пригорьевской средней школе. И стихи, и прозу.

В школе был неисправимым мечтателем. Особенно зачитывался произведениями Александра Грина. На скучных уроках мысленно уносился в синие просторы цветущего смоленского льна, сливающиеся с голубыми небесными просторами; на залитые солнцем зелёные альпийские луга, где резвятся табуны диких лошадей, на тихие песчаные волжские плёсы, сверкающие бронзой от обилия рыбы, на подножия Карпатских гор, утопающие в ярких цветах лесной лилии, диких нарциссов и сон-травы. И очень огорчался, когда учительница прерывала полёт чудесных мыслей и «возвращала» на урок.
Отец, Пётр Петрович Кузнецов, инвалид войны, кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны, очень много испытавший и переживший, весьма наблюдательный человек и замечательный рассказчик, удовлетворяя любопытство сына, много рассказывал о славном родном крае, его мужественных и талантливых людях. Названия окрестных мест звучали как волшебная музыка: Панское озеро, Солдатское Лядо, Чижихин луг, Пряжевщина, Стефановская усадьба, Кушлянское поместье, Гобаевский хутор, Старый Крупец Незнаново, Казаново, Аселье, Лахи, Вяхори… Чем-то таинственным и загадочным веяло от этих названий. Многие из них в дальнейшем войдут в произведения писателя.

Взяться за перо уже в зрелом возрасте Петра Кузнецова побудила тяжёлая болезнь. Сказались годы трудного послевоенного детства: голод, холод, постоянная нужда, работа летом в колхозе наравне с взрослыми, длинная дорога в школу — более пяти километров пешком.

Говорят, что писатель пишет о себе, даже когда он о себе не пишет. И в его раннем очерке «Если раны любовью омыты» это явно прослеживается. «Жизнь угасала постепенно. Кто-то невидимый своей могучей рукой капля за каплей выжимал из тела последние соки. Сознание, затуманенное обезболивающими, не позволяло в полной мере ощущать страх приближающейся смерти. Мизерного количества пищи, проглоченной с большим трудом, хватало только на несколько самых необходимых шагов в сутки…»

Или вот строки из другого очерка «Дорога в ад и обратно»: «…Особенно мучительными были вечера. Меня по-прежнему лихорадило, я ощущал в теле то холодную безжизненную пустоту, то жар, будто глотаю раскалённые угли. Я впадал в дикое исступление… В минуты отчаяния и меланхолии я
сам находил для себя нужные слова, чтобы развеять мрачные мысли. Я упорно твердил себе, что каждый день, прожитый в труде, без лекарств — победа, ещё один шаг от края бездны. Я старался убедить себя, что мои недомогания временны. Молодой организм возьмёт верх и исправит ошибки — он этому научен природой. Надо только стать выше жалости к себе, трудиться до изнеможения и, стиснув зубы, ждать. Ведь за ночью всегда приходит рассвет…»

А когда боль немного отпускала, становилась терпимой, он писал. Известно, что писать — это думать на бумаге. И он размышлял, искал выход из тупика. В его дневнике в эту пору появится запись, которую он позаимствовал у своего кумира — олимпийского чемпиона, неоднократного чемпиона мира и будущего писателя Юрия Власова: «Если мне суждено погибнуть в борьбе с болезнями, то я погибну сильным. А сильные не умирают. Значит, я буду жить».

Творчество — лекарство для души. Он писал и врачевал душу, а следом за ней излечивалось тело. «Меня спасли любовь и творчество, — скажет в одном из интервью Пётр Петрович. — Эти две недюжинные силы могут вернуть к жизни любого обречённого. Благодаря им, человек возрождается, словно птица Феникс из пепла». Наверное, поэтому ему так близки и понятны слова писателя Юрия Полякова: «Есть только две важные вещи: женщина, которую любишь, и книга, которую пишешь». И вовсе не случайно лейтмотивом многих его новелл, особенно ранних, является любовь: лирическая, романтическая, драматическая, подчас трагическая, но непременно бескорыстная и жизнеутверждающая. «Главный постулат моей философии — любовь», — не устаёт повторять автор и доказывает это своим творчеством.

Федеральная газета «Семья» (1998, № 29) публикуя отрывок из документальной повести Петра Любестовского, так представила автора: «Сталкиваясь с такими людьми, мы всякий раз поражаемся их силе духа, великой вере в своё исцеление, а главное, тому, как они умеют преодолевать навалившуюся на них беду… У этих людей надо учиться любить жизнь…» Кто-то из великих очень точно заметил: мы потому стареем, что стыдимся молодости. Пётр Петрович и сегодня, как в юности, остаётся неисправимым мечтателем. Но это не мешает ему жить и писать свои повести и рассказы, которые читает вся страна. Он пишет в разных жанрах: мелодрамы, военных баталий, лёгкого детектива, но любимый жанр — приключения. Публикуется с 1992 г. Первые очерки и рассказы увидели свет в областных газетах «По горячим следам», «Десница», «Брянский рабочий». Первый сборник прозы «Тонкая рябина» был издан в 2002 г. В 2005 г. был принят в Союз журналистов России. Вторая книга — «Перед лицом судьбы» вышла в 2007 г. В 2010 г. был принят в Союз писателей России. В том же году вышли две книги прозы: «Родная кровь» и «Ради доброго имени». В 2012 г. — новая книга «Между ангелом и зверем». В 2013 г. Брянская писательская организация к своему юбилею выпустила сборник его повестей и рассказов «Жизнь бывает жестока». В 2014 г. автором издана новая книга — «Дорогие мои земляки», а в конце 2016 г. к юбилею автора вышла книга повестей «Обернусь однажды птицей».

Повести и рассказы Петра Петровича выходили в еженедельниках «Литературная Россия», «День Литературы», в журналах «Молодая гвардия» (Москва), «Север» (Петрозаводск, Карелия), «Дон» (Ростов-на-Дону), «Искатель» (Москва), «Странник» (Саранск), «Воин России» (Москва), «Пограничник» (Москва), «Сельская новь» (Москва), «Милиция» (Москва), «Фантастика и детективы» (Москва), «Нана» (Чечня), «Огни над Бией» (Бийск, Алтай), «Приокские зори» (Тула), «Наша молодёжь» (Москва), «Литературный Брянск», «На земле Бояна», в литературных сборниках «Во имя жизни», «Служа Отечеству и музе», «Плавская осень», «О войне, на которой мы не были» и других.

В 2007 г. Пётр Кузнецов стал лауреатом конкурса на лучшее литературное произведение, посвященное 85-летию журнала «Милиция». В 2010 г. его большой рассказ «Призрак барской усадьбы» был выдвинут журналом «Искатель» на всероссийский литературный конкурс «Роскон — 2010». Повесть «Охота на Гончих псов» отмечена Дипломом Каверинского литературного конкурса (2012). В 2014 г. он стал дипломантом Всероссийского литературного конкурса «Твои, Россия, сыновья!» за повесть «Под счастливой звездой» и дипломантом Международного литературного конкурса «Лохматый друг» в номинации рассказы о животных (рассказ «Сиротка»). В том же году он стал финалистом IV Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь» (номинация литература для юношества — повести «Долг чести», «Под счастливой звездой», «Между ангелом и зверем»).

Особенно удачным для писателя был 2015 г. За цикл рассказов о войне Пётр Кузнецов стал лауреатом международного литературного конкурса военных писателей и журналистов «Свет Великой Победы», финалистом Всероссийского конкурса «Настоящий детектив», лауреатом конкурса еженедельника «Литературная Россия» — «Жить не по лжи». А в 2016 г. — лауреатом Всероссийского литературного конкурса «Герои Великой Победы» за рассказ «Обелиск».

В 2018 г. стал лауреатом Международного литературного конкурса имени Константина Симонова, проходящего в белорусском Могилёве.

Пётр Кузнецов — приверженец реалистической прозы. Он пишет о том, что не может оставить равнодушным. В произведениях старается создавать свой особый мир, мир не ожесточившихся людей, где нет Бога, а мир любви, милосердия и справедливости. «Сохранять человеческое в себе и видеть человеческое в других» — это кредо писателя.

За литературное творчество Пётр Кузнецов отмечен Дипломом Брянского областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов (1999), Почётной грамотой УВД Брянской области за лучшие публикации в областной правовой газете «По горячим следам» (2001), Дипломами «Учительской газеты» (Москва, 2001, 2007, 2011), Дипломом Брянской областной общественной писательской организации (2010), Грамотами управления культуры Брянской области (2010, 2012), Благодарственными письмами Администрации города Сельцо (2007, 2010), Грамотой Союза писателей России (2013, 2018), Почётной грамотой Губернатора Брянской области (2014). Награждён памятными медалями «В честь подвига партизан и подпольщиков», «65 лет освобождения Брянской области», «70 лет освобождения Брянской области», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне», почётным знаком «Ветеран войны и военной службы».

В 2012–2015 гг. был членом Правления Брянской областной писательской организации.

В 2009 г. основал литературное объединение «Парус» в городе Сельцо и до 13.04.2025 г. являлся его руководителем.

Первыми читателями, ценителями и критиками его произведений были жена — Майя Семёновна, дочь Жанна, сын Жан и внучка Майя — журналист по образованию.

Умер Петр Петрович 13 апреля 2025 года, в Вербное воскресение, после тяжёлой болезни.