Фонд научно-методического отдела ежемесячно пополняется периодическими изданиями по библиотечному делу и библиографии. Многие из них вам хорошо знакомы – «Библиополе», «Библиотека», «Современная библиотека», «Школьная библиотека» и др. Предлагаем вашему вниманию познакомиться с наиболее интересными публикациями профессиональных журналов.
Рыжова, О.В. Сакральное и бытовое : мать и дитя в литературе и культуре / О.В. Рыжова // Школьная библиотека. –2024. - № 5.– С. 49.
2024 год в России объявлен Годом семьи. Понятие «семья» напрямую связано с детством и материнством, ведь все мы – дети своих родителей, а они – дети наших бабушек и дедушек. Мама – самое теплое, самое родное для каждого человека слово. Образ мамы связан с образом родного дома, и, хотя есть устойчивое выражение «отчий дом», в сознании многих людей дом часто ассоциируется с теплом маминых рук, с ее любовью и заботой. Образ материнства и детства благодатная тема для скульпторов, художников, композиторов, поэтов и писателей. Подробно о материнстве и детстве в искусстве, литературе и мифологии автор рассказал в предлагаемой статье.
Лавневич, Т.В. Опыт Омской области / Т.В. Лавневич // Школьная библиотека. – 2024. - № 4. – С.46.
В «Руководстве ИФЛА для школьных библиотек» говорится, что, поощряя домашнее чтение своих детей, а также участвуя в группах обсуждения литературы вместе со своими детьми, родители тем самым помогают повысить эффективность мероприятий по развитию и продвижению чтения. Библиотечный опыт омских коллег, раскрытый в ежегодной Областной читательской конференции «Книга. Чтение. Библиотека», и отраженный в статье, рассказывает о положительном опыте привлечения родителей к участию в библиотечных мероприятиях, посвященных чтению и обсуждению прочитанного, а именно участие в проекте «Елочка прочитанных книг».
Тарасенко, В.Н. Радость чтения – радость творчества : практики студии творческого чтения Валентины Тарасенко / В.Н. Тарасенко // Школьная библиотека. – 2024. - № 7-8. – С. 47.
«Радость чтения – радость творчества: практики студии творческого чтения Валентины Тарасенко». В статье раскрывается история написания книги, в которой собраны уникальные авторские методики и педагогические приёмы работы с детьми от двух до четырнадцати лет на основе библио- и нейропсихологического подхода.
Рязанцева, Т.В. Блог школьной библиотеки как инструмент продвижения книги и чтения / Т.В. Рязанцева // Школьная библиотека. – 2024. - №6. – С. 31.
В интернет-пространстве активно создаются и развиваются различные электронные ресурсы, с помощью которых педагоги и библиотекари стремятся развить у детей и подростков интерес к чтению. В статье отражен опыт Кемеровской области о работе блога «Гимназист читающий», разработанный информационно-библиотечным центром гимназии № 11. Для чего школьной библиотеке блог? У подавляющего большинства библиотек есть своя страница в соц. сетях и сайты. Так ли необходимо выходить на какие-то другие платформы? Блог – это площадка, с помощью которой можно «раздвинуть» стены библиотеки, дойти до каждого читателя. Формат блога позволяет всякий раз пробовать что-то новое, креативное, интересное.
Бибикова, Н. В режиме ограниченного доступа / Н. Бибикова // Библиополе. – 2024. - № 8. – С. 2.
О полной правовой ответственности за предоставление пользователям доступа к той или иной информации разъясняют ведущие специалисты Российской национальной библиотеки И.В. Эйдемиллер, заведующая сектором изучения библиотечных фондов научно-методического отдела и Т.П. Петрусенко, заведующая отделом комплектования.
С учетом реалий коллегам необходимо следовать требованиям федеральных законов, а также принимать во внимание сложную геополитическую обстановку (виды информации, запрещенной для распространения среди детей, виды информации, которая не относится к политической деятельности, иностранное влияние, иностранный агент (иноагент), ликвидированные организации или организации, деятельность которых запрещена на территории РФ).
Важным направлением работы библиотек является краеведение. Краеведческую деятельность библиотек трудно переоценить: из всех учреждений и организаций, занимающихся краеведением, библиотеки обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей.
Вавилова, Е. По скверам и аллеям : аудиотур по природным достопримечательностям «Города-сада» / Е. Вавилова // Библиополе. – 2024. - № 5. – С. 30.
В статье описан пример создания аудиотура по молодому городу Хоростово республики Беларусь. Хорошо старинным центрам – у них есть история и есть, что показать. А как быть молодому городу, едва перешагнувшему свое шестидесятилетие? Чем удивить жителей и туристов? Выбор библиотеки пал на зеленую зону города – деревья. Именно они стали основными объектами в маршруте аудиоэкскурсии. На экскурсионной аудио-тропе гости повстречают ясень и узнают, из какой древесины делают лыжи для олимпийцев, услышат историю «коржовой» сирени, привезенной когда-то Героем Советского Союза В.З. Коржом в родное Хоростово и многое другое.
Весьма консервативная библиотечная сфера долго не вовлекалась в геймификацию. Однако медленно, но верно, запросы общества сделали свое дело, и вот уже около десяти лет в библиотеках страны так или иначе игры раздвигают традиционные планы мероприятий. Но если у одних все так и осталось на уровне простейших викторин, проводимых от случая к случаю, то другие благодаря активной работе вывели свои учреждения в топ популярности у аудитории. Предлагаем изучить успешный опыт коллег – и попробовать!
Ситникова, В. Сделайте счастливый ход! : как один турнир может перевернуть жизнь учреждения / В. Ситникова // Библиополе. – 2024. -№ 5. – С. 45.
Что такое настольные игры? Одни ответят – это прекрасный способ провести свободное время. Другие скажут – это хобби, простое, понятное и интересное. И оба утверждения верны. Эти игры считаются не слишком шумными и подходят для аудитории любого возраста. Вечера за «Мафией», бродилками, картами, кубиками и фишками стали настоящей изюминкой в деятельности библиотеки-филиала №24 ЦБС г. Улан-Удэ республики Бурятия и переросли в масштабный тематический фестиваль «Бросай кости», подобного которому ранее в крае не проводилось.
Пушкарская, Е.О. Просвещать играючи / Е.О. Пушкарская // Современная библиотека. – 2024. - № 5. – С. 45.
Генеральной темой игровых практик, внедряемых в библиотечную работу, является краеведение. Первым его начала продвигать туристическая сфера, которая пользовалась, разумеется, библиотечными ресурсами, что и натолкнуло библиотекарей на нововведения. Играя, человек не только получает положительные эмоции – через игру он учится взаимодействовать с миром, познает его и свою роль в социуме. Высокая эффективность игровых практик давно оценена в разных сферах бизнеса. Игры применяются при отборе и стажировке сотрудников. А у нас библиотекарей игры – это прекрасное дополнение к фондам, новые возможности его продвижения и рост посещаемости, которая сегодня является главным мерилом востребованности библиотек в обществе и главным показателем во всех основных отчетах.
Кузнецова, Н.И. Путешествие «Микроскопа на колесиках» / Н.И. Кузнецова //Современная библиотека. – 2024. - № 4. – С. 32.
«Микроскоп на колесиках» - это грантовый проект. Основная идея проекта – вовлечь омских детей в процесс познания и изучения естественных наук и явлений природы через интерактивные занятия, веселые лабораторные, научные праздники и эксперименты. По проекту была создана передвижная научная лаборатория, оборудованная развивающими пособиями, наборами для исследований и опытов, коллекцией книг. Лаборатория путешествовала по удаленным от центра города территориям, останавливаясь на месяц в детских муниципальных библиотеках Омска. На занятиях детвора изучала интерактивный глобус, с большим интересом наблюдала за жизнью муравьиной колонии в формикарии и узнала множество любопытных фактов. Таким образом, проект «Микроскоп на колесах» способствовал не только развитию когнитивной и познавательной активности маленьких омичей, но и сплочению семей, формированию у детей и родителей общих интересов и увлечений. А передвижной формат научной лаборатории помог охватить большое количество людей, максимально приблизить и сделать доступными ресурсы проекта, подарить яркие впечатления и полезные знания.
Быкова, Т. Выбирать, рассказывать, творить! : чему научит школа блогеров / Т. Быкова // Библиотека. – 2024. - № 8. – С. 56.
Главный библиотекарь отдела социокультурных проектов Центральной городской библиотека Омска в своей статье рассказала о цели привлечь интересующихся книгами детей к популяризации литературы в своей возрастной группе с использованием социальных сетей. А для этого нужно научить их создавать уникальный контент – именно тот, который будет актуален и понятен их друзьям и ровесникам.
Программа обучения состоит из трех блоков — «Выбирать», «Рассказывать», «Выпускать». По замыслу организаторов, участники должны научиться выбирать качественную современную литературу. Создавать аудио- и видеоподкасты, вести блоги, научиться обрабатывать фото и видео, производить монтаж и размещать материалы на различных площадкахв соответствии с действующим законодательством.
Коркина, Е. Веб-сёрфинг по творческим платформам : пять сетевых лайфхаков для профессионального роста / Е. Коркина // Библиотека. – 2024. - № 9. – С. 17.
Современные библиотекари ежедневно отвечают на новые вызовы, меняют себя и окружающую действительность, применяя свою суперсилу. Спросите, из чего она состоит? Отличная память, эрудиция, коммуникабельность, умение настроиться на волну собеседника, стремление к освоению новых интересных методик и форматов. Для успешного продвижения книг мы активно используем интернет, веб-площадки и платформы по созданию интерактивных образовательных онлайн-продуктов. В статье размещен обзор сервисов для библиотекарей, включающий разработки по поддержке и профессиональному развитию, обмену информацией. Например, возможности площадки «Облака слов», освоение онлайн-площадки по созданию пазлов JigsawPlanet и многое другое.
Чумакова, С. Интерактивное путешествие во времени : игровой подход к организации уроков памяти / С. Чумакова // Библиотека. – 2024. - № 9. – С. 65.
Гражданско-патриотическое воспитание всегда занимало важное место в деятельности библиотек. Особенно это актуально сегодня. В числе новаторских проектов Кировской ЦБС – аудиомарафон «Разговор о важном в библиотеке». В рамках марафона коллеги беседовали с известными людьми об их видении актуальных проблем, остро стоящих на повестке дня. За 2024 год записано 10 выпусков, которые прослушали более пяти тысяч человек. Коллеги создают новые проекты, каждый день работают, чтобы дети сызмальства знали, а старшие не забывали, что такое культура, Родина, нравственность и умели расставлять приоритеты, отличать правду от лжи, вечное – от сиюминутного.
Используйте в работе этот обзор, являющийся открытой и доступной площадкой для профессионального развития.Все представленные публикации вы можете найти в фонде научно-методического отдела БОНУБ им. Ф.И. Тютчева.