Усадьба Безбородко (с. Гринево)

Усадьба Безбородко расположена на берегу озера на краю села. Во время Польского владения село принадлежало шляхтичу Вайнуловичу. Универсалом 1662 г. было отдано знатному "внуку" Богдана Хмельницкого войсковому товарищу Ф.Х. Мовчану "за отважные в воинских службах его дела", перейдя после его смерти к его вдове. Сменив еще ряд владельцев, в нач. 18 в. село оказалось у войскового товарища С.С. Ширая, потом у его сыновей и внуков. Одна из внучек стала впоследствии женой Ильи Андреевича Безбородко (1756-1815) генерал-майора, во время штурма Измаила командовавшего 4-й и 5-й колоннами и получившего тяжелое ранение. Как и его брат канцлер России и царедворец удостоен графского титула. Он и создал нынешнюю усадьбу, как предполагают, по проекту известного архитектора Дж. Кваренги. В 1802 г. построен Храм во Имя Святой Троицы вместо прежней, деревянной. В нач. XIX в. сооружен большой дом к которому несколько позже пристроены галереи с флигелями. Позднее усадьбой владели Лобановы-Ростовские, Апраксины и Голицыны. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от пожара и в кон. 1960 – нач. 70-х гг. перестроен.

При этом значительно изменен его внешний и особенно внутренний облик. Значительно изменился и парк, во многом вырубленный и заросший. 

Интереснейший памятник русской усадебной архитектуры в стиле зрелого классицизма, один из самых крупных комплексов подобного типа в Брянской области. Прежде большая усадьба состояла из целого ряда стоящих в окружении зелени парка и водной глади прудов построек, из которых к настоящему времени сохранились лишь господский дом и церковь. Композиционным ядром комплекса является дом. Он разделяет всю территорию усадьбы на две части: парадную со строго распланированным регулярным парком, находящуюся перед домом, и парковую со свободной планировкой и живописным искусственным озером Узра – позади него. 

Справа при въезде в усадьбу возвышается Храм во Имя Святой Троицы, поставленная несколько в стороне от главной аллеи, на расстоянии 100 м от дома. Она является вертикальной доминантой всего комплекса, обогащая сложным и выразительным силуэтом панораму усадьбы. 

Дом. Характерный пример крупного усадебного дома нач. XIX в. дворцового типа в стиле зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с полуподвалом соединено на торцах пониженными галереями с двухэтажными флигелями, из которых сохранился лишь западный. Основной прямоугольный в плане объем имеет довольно крупный цоколь, высокий первый этаж и более низкий второй. Обращенный к центральной аллее регулярного парка главный фасад в одиннадцать окон украшен в центре мощным шестиколонным входным портиком с парадной лестницей и фронтоном. Портику с противоположной стороны соответствует полукруглый выступ. Недавняя перестройка во многом обезличила прежнее нарядное убранство фасадов, отличавшееся тонкостью исполнения деталей и форм. 
Западное крыло состоит из большого кубического флигеля в два этажа и узкой одноэтажной закрытой галереи, соединяющей его с домом. При восстановлении после пожара оба эти объема были надстроены, их декор огрублен. Интерьер дома полностью изменен. 

Храм во Имя Святой Троицы. Пятиглавый купольный храм в стиле зрелого классицизма, с необычной центрической композицией, отличающийся высоким профессиональным уровнем исполнения. Массивный основной четверик в два света имеет встроенные в углы мощные цилиндрические объемы, между которыми выступают ризалиты с фронтонами. Здание завершает крупный четверик с восьмигранным куполом, увенчанным световым восьмериком с узкими диагональными гранями и маленькой главой с яблоком и крестом. 

В строгом классицистическом декоре фасадов основным элементом являются карнизы, трижды опоясывающие все здание. 

Внутри храм крестообразный, с мощными угловыми пилонами и короткими рукавами креста, перекрытыми цилиндрическими сводами. Высокое центральное помещение эффектно завершено крутым восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и отверстием светового фонаря. 

Частично сохранилась великолепная первоначальная штукатурная отделка интерьера, выполненная с большим мастерством. Роспись выполнена клеевыми красками в нач. XIX в. Её строгий и торжественный характер, тщательно проработанный рисунок деталей и высокий художественный уровень исполнения гризайльного декора позволяют говорить об этой живописи как об одном из лучших в Брянской обл. произведений данного вида искусства эпохи классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых тонах различного оттенка: от светло-желтых до ярких золотистых и насыщенных коричневых, дополненных бледно-голубыми, что создает выразительную светотеневую лепку декоративных элементов. 

Фрагментарно сохранился иконостас нач. XIX в., характеризующийся торжественно-парадной трактовкой форм, благородством силуэта и изысканной золоченой резьбой. Иконы, по некоторым сведениям принадлежавшие кисти О.А. Кипренского, были написаны масляными красками на холсте. Ясная объемно-пространственная композиция иконостаса выполнена в виде монументальной экседры, увенчанной аркой с фронтоном, в центре которого помещалось "Распятие" (не сохр.). 

В 1937 году храм был закрыт и в нем устроен склад. 

Богослужения возобновились в 1998 году. В настоящее время храм восстанавливается силами прихода. 

Размеры парка перед домом 4,5 гектара, за домом – неопределимы, так как границы стерлись. 

Парк разбит по регулярно-ландшафтной системе. Он объединяет все элементы усадьбы – постройки, пруды и дороги – в одну цельную картину, вписанную между тремя прудами и озером. В средней части, перед домом, парк имел строгую геометрическую разбивку аллей в виде шестилучевой звезды, заключенной в прямоугольник контурных аллей. Это создавало желанную парадность и торжественность подходу и подъезду к большому дому. Главное здесь – прямая, как стрела, стометровая аллея, ведущая от въездных ворот. В самом начале важность её подчеркнута размещением справа прекрасного памятника архитектуры классицизма – Троицкой церкви, и слева, несколько поодаль, двух небольших овальных прудов. 

В конце главной аллеи, в изумрудной раме старинных лип светлым пятном с глубокими тенями вырисовывается коринфский портик барского дома. Дом разделяет парк на две части: парадную, торжественную – перед домом и более интимную, расположенную за домом. Преобладающей породой деревьев регулярной части парка является липа. Липы посажены не только рядами вдоль дорог, но и составляют монолитные массивы рощ между аллеями. Чёткие правильные зеленые массивы созвучно вторят строгим линиям архитектуры дома, сливаясь в торжественный единый мотив. 

Ландшафтный парк разбросан по берегам живописного озера. Его создатели явно подражали живой природе. Отдельные деревья и кустарники, небольшие рощи "природных" очертаний среди роскошного луга. Пейзажи ландшафтного парка непринужденно сливаются с лугами и полями, раскинувшимися вокруг. 

Более простой и спокойный по архитектуре, северный фасад дома отвечает, как нельзя лучше, этой части парка. Полуоткрытые зелеными кулисами парка панорамы озера и заозерных далей весьма интересно виделись из помещений дома. Из окон многих комнат и с веранды (не сохранилась) можно было бесконечно любоваться красивой природой, продолжающей парк. .

К сожалению, эта часть парка почти не дошла до нас: специально подобранные и высаженные группы деревьев исчезли, появилась случайная поросль однообразной породы, местность превратилась в заурядный, "хозяйственно неиспользуемый", неинтересный в эстетическом отношении участок земли.


  • Деханов В., Зубова Е. Графство Безбородко в Гриневе//Брян. газ. - 1997. - Авг. (№33). - С. 11.
  • Коноваленко, О. Сохраним дворянское гнездо // Вперед (Пограский р-н). - 2007. - 29 марта.