Рославец Николай Андреевич

(4.01.1881 - 23.08.1944)

Николай Андреевич Рославец родился в с. Душатино Черниговской губернии (теперь – Суражский район Брянской области), в крестьянской семье, 4 января (23 декабря 1880 г.) 1881 г. С ранних лет обнаружил музыкальные способности, самостоятельно выучился играть на скрипке и старался пополнять свое музыкальное образование как только было возможно; серьезные уроки музыки он получил в Курске в музыкальных классах РМО. Н. Рославец избрал себе трудный путь музыканта, не испугался огромных препятствий и проблем. В 21 год он оставил семью и работу и отправился в Москву поступать в консерваторию. В ней он считается крайне «левым», и, по его собственным словам, за эту «левизну» не раз терпел всяческие неприятности.

В 10-е гг. Н. Рославец оказался в водовороте различных течений российского искусства: он сотрудничает с футуристами, художниками общества «Бубновый валет», восхищаясь поэзией Блока пишет музыку на его стихи, получает приглашение на пост профессора новой живописи в открывшейся уже в Москве Студии-театре. Личное и творческое общение Н. Рославца с крупными дарованиями эпохи подтверждается и некоторыми изданиями. Сборник «Весеннее контрагенство муз» (1915): В. Маяковский и В. Хлебников, Б. Пастернак и Д. Бурлюк… Среди них и Н. Рославец.

Без раздумий Н. Рославец принимает революцию. И здесь, по-видимому, сыграла свою роль близость к футуристам. В первые годы революции он, как и многие другие, ощущал себя убежденным строителем новой жизни, новой культуры, нового искусства. Профессиональную музыкальную деятельность он сочетает с интенсивной общественной: в 1917 г. в г. Ельце – он директор и преподаватель музыкальной школы и одновременно председатель Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; 1919 г. – он окончательно находит синтетическую технику и одновременно становится во главе правления Московского губернского отдела Всерабис; 1921-23 гг. – Н. Рославец ректор и профессор Харьковского музыкального института и параллельно – заведующий отделом Наркомпросо УССР…. Ощущение своей мессианской роли в педагогике, в научной и в общественной деятельности вписывается в идеал строителя новой культуры. В творчестве стремление создать «музыкально-агитационный репертуар высокой художественности» приводят Н. Рославца к опыту объединения новой тематики с русскими классическими традициями. В циклах «Песни революции» и «Поэзия рабочих профессий» он обращается к народной песенности. Он один из лидеров Ассоциации современной музыки, пропагандирующей все новое, значительное и интересное в отечественном и зарубежном музыкальном искусстве. Образный строй музыки Н. Рославца, в которой утонченная точность и рациональная выверенность соседствуют с некоторой фантастической причудливостью и экстатическим порывом, близок Скрябину и Дебюсси.

Но с сер. 20-х гг. Н. Рославец неоднократно подвергался резкой, часто демагогической критике, исходившей, прежде всего со стороны деятелей РАМПа, выступавших против новой, свежей струи в искусстве, обвинявших композитора в отходе от интересов масс. Не прекращающаяся травля привела к появлению в 1929 г. трагического документа, покаянного письма, в котором блестящий музыкант отрекся от своего новаторства в музыкальном искусстве.

Усиливается давление на интеллигенцию. Н. Рославца объявляют «продуктом гниения буржуазного общества», он пишет теперь по заказам союзных республик («Туркменистанский» - струнный квартет, «Черный город» - симфоническая поэма о Баку). В 1931 г. он получает приглашение на работу в Узбекистан и с радостью принимает его. Там он создает первый в истории Узбекистана балет «Пахта» («Хлопок»). В 1933 г. Н. Рославец возвращается в Москву. У него еще хватает сил сочинять (Камерная симфония 1934 г., заслужившая прекрасный отзыв В. Маяковского, скрипичный концерт №2). В целом, позднее творчество сразу обращает внимание на себя удивительным синтезом русских классических традиций и городской песенности, романса, которому неожиданно сообщается благородство выражения, взамен надрыва и чувственности, столь характерных для первоисточника. Но атмосфера сгущается. Репрессирован племянник композитора. В 1937 г. родственники в целях безопасности уничтожают чемодан с ранними рукописями Н. Рославца. Написанное когда-то им покаянное письмо, возможно, спасло ему жизнь, но дух его был сломан.

Н. Рославец умер 23 августа 1944 года, на 64-м году жизни в Москве всеми забытый; никто не знал где он похоронен. Судьба его - одна из самых трагичных. И после смерти музыка его почти не игралась. Сочинения «за не востребованием» списывались из библиотек, даже уничтожались. В 1966 году большая часть рукописного наследия лишь случайно избежала этой участи. Возвращение к его творчеству пришло не сразу, но имя Н. Рославца было вырвано из долгого небытия.

С 1986 г. в Брянске ежегодно проходит Международный фестиваль современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо.

Литература

  • Бабенко, М.В. Композитор из Душатино // Брянская газета. – 1994. – Авг. (№34). – С. 6.
  • Белодубровский, М. Взглянем озаренными глазами // Музыкальная жизнь. – 1989. - №20. – С. 8-9.
  • Белодубровский, М. Наш земляк Николай Рославец // Брянский рабочий. – 1985. – 6 янв.
  • Белодубровский, М. Николая Рославец: Февральские вечера // Пересвет (Брянск). – 1991. - №1. – С. 22-23.
  • Белодубровский, М. Песни 1905 года // Брянский комсомолец. – 1985. – 20 янв.
  • Горбунцов, Д. Возвращенный из небытия // Российская газета. – 1993. – 1 сент.
  • Лобанова, М. Творчество и судьба // Советская музыка. – 1989. - №5. – С. 96-103.
  • Музыкальная энциклопедия: В 6 т./ гл. ред. Ю.В. Кельдыш.- Т. 4.- М.: изд. «Советская энциклопедия», 1976.- с. 712
  • Николай Рославец // Русский авангард и Брянщина : статьи, исследования, публикации. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. – С. 17-152.
  • Самый радикальный из новаторов // Брянские известия. – 1992. – 1 февр.
  • Фестиваль искусств им. Николая Рославца и Наума Габо: материалы международной научно-практической конференции. – Брянск, 1994. – 134 с.
  • Николай Рославец и его время: Материалы конференции «Идея синтеза искусств и пути развития русского и советского искусства 10-х – 20-х годов XX века». – В 5 вып. – Брянск, 1990. –
    Вып. I.: – 36 с.
    Вып. II.: – 36 с.
    Вып. III.: – 47 с.
    Вып. IV.: – 52 с.
    Вып. V.: – 31 с.