«Самый трудный в мире классик» (практические материалы по работе с произведениями Ф.М. Достоевского)

 

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель, публицист, мыслитель, один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Творчество этого удивительного писателя оставило неизгладимый след в жизни каждого и оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу,  темы его произведений вечны, как и сам Достоевский.

Через осмысление творческого наследия Ф.М. Достоевского, в чьих произведениях затрагиваются проблемы трудного детства, взросления человека, добра, зла, милосердия, сострадания, необходимо приобщать подрастающее поколение к духовным ценностям, ставить вопросы нравственного ориентира в жизни.

Предлагаем нестандартные формы для работы с произведениями Ф.М. Достоевского.

1. Слайд-лекция с элементами беседы «Знаете ли вы, что…».         

Цель: определить, кто или что изображено на каждом слайде и как этот человек или событие связаны с творчеством Ф.М. Достоевского.

Примеры:

Иллюстрация к повести «Белые ночи».

Вопросы для обсуждения:

  • жить в воображаемом мире – хорошо это или плохо?
  • мечтатель – художник своей жизни или человек, отрицающий её реальность?
  • мечтательность – протест против действительности или страх перед ответственностью?
  • актуальна ли проблема одиночества в наше время?

Видеофрагмент из фильма по роману «Бедные люди». 

Вопросы для обсуждения:

  • Макар Девушкин – «маленький человек» или уже личность?
  • в чём сила «маленького человека» Макара Девушкина?
  • бедны ли духовно «бедные люди»?

Фотоколлаж героев фильма по роману «Преступление и наказание».

Вопросы для обсуждения:

  • можно ли совершать зло во имя добра?
  • Раскольников: преступник или жертва общества?
  • всё ли оправдывается великой целью?
  • что или кто терпит крах: теория или сам Родион Раскольников?

Сцены из спектакля по роману «Идиот».

Вопросы для обсуждения:

  • князь Мышкин: «положительно прекрасный идеал» или ещё один Мечтатель Достоевского?
  • Лев Мышкин и Парфён Рогожин: что притягивает их друг к другу?
  • нужны ли миру такие люди, как князь Мышкин?
  • «Красота спасёт мир» (Ф.М. Достоевский) и «Красота сама нуждается в защите» (Н.А. Бердяев): кто прав?

2. Демонстрация иллюстраций картин русских художников позволит наглядно представить жизнь детей беднейших сословий в 19 веке.

Например:

  • В. Перов («Тройка», «Чаепитие в Мытищи», «Спящие дети»);
  • В. Маковский («Свидание», «Пастушки», «Дети, бегущие от грозы»);
  • А. Степанов («Дети на хворосте»);
  • Н. Богданов-Бельский («У дверей школы», «Мальчики»);
  • И. Прянишников («Дети на рыбалке»);
  • А. Корзухин («Бабушка с внучкой»);
  • Ф. Журавлев («Дети-нищие»);
  • А. Венецианов («Вот-те и батькин обед!»).

3. Просмотры эпизодов из художественных фильмов помогут эмоциональному восприятию произведений писателя:

  •  «Братья Карамазовы» (СССР, 1969),
  •  «Подросток» (СССР, 1983),
  •  «Мальчики» (СССР, 1990).

4. «Погружение» в мир детских забав 19 века.

Рассказать о распространённых в детской среде играх 150 лет назад и предложить учащимся поиграть в них.

  • «Бирюльки»

Бирюльки изготавливались из различных пород дерева и даже из слоновой кости. Бирюльки были непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами.

Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек. Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется условленное число бирюлек.

  • «Жмурки»

На игровой площадке отмечают дом для водящего – жмурильщика. Он встаёт в дом, отворачивается, закрывает глаза, все играющие разбегаются и прячутся. Водящий выходит на поиски, найденного называет по имени и быстро бежит к своему дому. Игрок, которого нашли, старается догнать водящего и осалить до того, как он забежит в дом. Если это ему удаётся, то он кричит: «На кашу!» Все играющие выходят из укрытий, встают вокруг водящего и говорят слова:

Ем, ем кашку,

Ем соломашку.

Ешь с нами, Апонас,

Догоняй нас!

После этих слов дети разбегаются, а водящий их догоняет. Кого он запятнал, тот становится водящим. Если водящий добежал до дома и его не запятнали, то он идёт прятаться, а найденный встаёт на его место.

  • «Птицы летают»

Все игроки сидят в кругу за столом. Одна рука находится на столе. Ведущий начинает рассказ: «Я много путешествовал по разным странам. И пришел к такому замечательному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают».

На последних словах ведущий поднимает указательный палец руки вверх и все повторяют за ним. Сообщается правило игры: если это птица, и она летает, то надо поднять указательный палец вверх.

Дальше ведущий продолжает: «И утки летают (ведущий и игроки на каждую правильную фразу поднимают палец вверх), и гуси летают, и синицы летают. И львы летают».

Многие игроки автоматически поднимут пальцы вверх. И ошибутся. Игру надо проводить в быстром темпе, чередуя птиц, зверей, рыб, насекомых (они тоже летают, но ведь они не птицы, и потому не надо поднимать палец), летающие предметы – осенние листья, стрела (поднимать палец не нужно, ведь это не птица). Все, кто ошибся, в конце игры платят фанты – выполняют простые задания.

5. Библиоигра  «Ф.М. Достоевский и его произведения»

Приложение №1. Ответы

  1. «Любовь спасет мир» – кто из героев Достоевского произносит этот афоризм?
  2. Из какого произведения знаменитая фраза: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка»?
  3. Закончите цитату: «Ежели русский вам скажет, что не любит Родину, не верьте ему, он…»?
  4. Участником какой жестокой инсценировки стал Достоевский в неполные тридцать лет?
  5. Что нашел Ф.М. Достоевский в книге, подаренной женами декабристов в Тобольске?
    • Засушенный цветок
    • Рисунок
    • Письмо
    • Банкноту
  6. Фамилия персонажа, известного своими странными поэтическими опусами, самый известный из которых – о насекомых.
  7. Какое произведение писателя экранизировали наибольшее количество раз?
    • Идиот
    • Подросток
    • Преступление и наказание   
  8. Однажды Достоевский проиграл крупную денежную сумму, причем не только собственные средства, но и своей спутницы. Ему пришлось срочно писать роман, чтобы покрыть долги. Название романа?
  9. Имя и фамилия юной героини Достоевского,  которое легло в название произведения?
  10. Сколько денег бросила в камин героиня романа «Идиот» Настасья Филипповна?
    • 10 000 рублей
    • 1 000 000 рублей
    • 100 000 рублей
    • Передумала в последний момент
  11. Около 20 раз на страницах романа «Преступление и наказание» упоминается канава: сюда выходит дом старухи-процентщицы, сюда Раскольников хочет скинуть награбленное, здесь топится несчастная девушка и происходит несколько других зловещих событий. Как сейчас в Петербурге называют эту канаву?     

6. Фото-викторина «Самый трудный в мире классик»

Приложение №2. Ответы

Приложение №1

 

Ответы на вопросы викторины «Ф.М. Достоевский и его произведения»

1. Ответ: герой романа «Идиот», юноша Ипполит, утверждает, что «мир спасет красота».

2.  Ответ: Из романа «Братья Карамазовы» (Бунт).

3. Ответ: «…он не русский».

4.Ответ: Инсценировки смертной казни петрашевцев на Семеновском плацу. В последний момент было объявлено о замене смертной казни на каторгу.

5. Ответ: Писателю повезло. Достоевский нашел в Евангелии, между двумя склеенными страницами банкноту в 10 рублей. Не так мало, как кажется на первый взгляд. На эти деньги Достоевский, как потом писала его жена, смог купить немного белья, мыло, табак и белый хлеб. За все годы, проведенные на каторге, это были единственные деньги писателя.

6. Ответ: Капитан Лебядкин – персонаж романа «Бесы», поэт-графоман.

7.Ответ: И все-таки в честной конкуренции побеждает роман «Преступление и наказание». Экранизирован более 20 раз!

8. Ответ: В 1863 году Достоевский на отдыхе в Висбадене проиграл наличность не только свою, но и своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, писатель заключил  контракт с издательством на написание нового романа. Роман был создан в рекордно короткие сроки – 26 дней! Назвал произведение Достоевский достаточно самокритично – «Игрок».

9.  Ответ: Неточка Незванова – главная героиня незаконченного романа Достоевского.

10. Ответ: Настасья Филипповна бросает в камин 100 000 рублей, полученных от Парфена Рогожина. Выразить эту сумму в современных рублях с точностью вряд ли возможно. Примерно широкий жест героини стоит от 170 до 320 миллионов современных рублей. Очень драматично!

11.  Ответ:  это канал Грибоедова. Некоторые небольшие каналы в Петербурге времен Достоевского действительно называли «канавками» и соответственно использовали. На месте знаменитого канала Грибоедова в Петербурге раньше была Глухая речка (или Кривуша). Затем ее превратили в Екатерининский канал, а во времена СССР этому месту дали нынешнее название и придали современный вид.

Приложение №2.

 

Ответы на вопросы фото-викторины «Самый трудный в мире классик»

1. Ответ: А) Л.Н. Толстой, Б) Ф.М. Достоевский, В) Н.А. Некрасов

2. Ответ: А) «Мальчик у Христа на ёлке», Б) «Идиот», В) «Преступление и наказание»

3. Ответ: А) Л. Мышкин, Б) Грушенька, В) Р. Раскольников