Слово литературоведу

Лариса Леонидовна Семенищенкова – кандидат филологических наук, член Союза писателей России, лауреат многих литературных премий.

Мы очень обрадовались, когда Лариса Леонидовна согласилась написать предисловие к сборнику «Дороги той невиданной войны», потому что она замечательный критик, тонко чувствующий Слово, умеющий видеть то, что чаще всего не замечают другие. Так получилось и с книгой, которую мы сегодня представляем читателям. С предисловием Ларисы Леонидовны она приняла завершенный вид.


ДОРОГИ ТОЙ НЕВИДАННОЙ ВОЙНЫ

Тема Великой Отечественной войны в брянской литературе важнейшая. Она мотивирована тем, что Брянщина, край партизанский, явила такие примеры героизма людей в борьбе с фашистами на фронте и в тылу, которые потрясают сознание, навсегда вписываются в нашу историческую память. Проходят годы, всё меньше остаётся очевидцев уходящих в прошлое событий, но мы слышим эхо войны. Каждый человек, уважающий историю своей страны, понимает, что нельзя забывать имена героев, защитивших Отечество от врагов; нужно помнить, какой ценой завоёвана свобода. По большому счёту писатель — проводник исторической правды, а книга художественная – источник знаний, обогащённых нравственной оценкой. От писателя зависит, какое отношение к героическому прошлому народа сформируется у читателя нового, растущего поколения. Вот почему важно предъявлять высокие требования к произведениям о Великой Отечественной войне. Хочу подчеркнуть, что патриотическая книга имеет особую значимость именно сегодня, когда мы сталкиваемся с попытками переписать историю, исказить очевидные факты. В этой ситуации крайне важно, чтобы в литературе убедительно и твёрдо звучало правдивое слово.

Перед нами сборник произведений брянских писателей, приуроченный к 75-летию Великой Победы, под названием «Дороги той невиданной войны». Особенность книги в том, что в ней собраны произведения писателей послевоенного времени, тех, кто не был непосредственным участником боевых действий. Среди них есть «дети войны», которые видели ужасы фашизма детскими глазами. Это писатели — наши современники, многие из которых знают о Великой Победе уже из книг, фильмов или рассказов очевидцев. Разные по возрасту и жизненному опыту, авторы объединены желанием внести свой вклад в создание летописи народного героизма на брянской земле. Благородная задача! Что общего у таких разных людей в отношении к войне? Есть ли то, что разделяет их? Означает ли историческая память неразрывную связь поколений, преемственность духовного опыта в нашем обществе?

Считаю правильным, что издатели не указывают возраст автора, его писательские заслуги, как говорится, литературный статус. В одном ряду профессионалы, члены Союза писателей России, имеющие богатый жизненный опыт (Л. Ашеко, Н. Иванов, Д. Стахорский, Э. Киреев, Н. Рылько и др.); есть авторы совсем молодые, недавно пришедшие в литературу, члены Областного литературного объединения и просто участники литературных семинаров. В праве выразить своё отношение к «великим тем годам» все равны. Различны темы, жанры, герои и уровень осмысления событий тех лет.

Удачно распределение произведений по разделам. Всего в книге шесть частей. Их последовательность соотнесена с хронологией событий: начало войны, её ход; ужасы оккупации, трудное время в тылу и на фронте, истоки Победы; Великая Победа; подвиги, вошедшие в историю… Логично вписываются в контекст сборника сочинения для детей.

Отбор произведений свидетельствует о хорошем литературном вкусе составителей. Хочется выделить те публикации, которые имеют обобщающее значение, выражают суть ведущей идеи сборника. В первой части книги («На войне, как на войне») это, конечно, произведение нашего замечательного писателя Д. Стахорского «Рядовой».

Шёл Фёдор Потапов дорогами страшной, кровавой войны от её начала до Победы. Не прятался от опасности, не искал славы, не бросал товарищей в беде, ни разу не забыл о совести и долге солдата. Писатель создаёт образ «труженика войны и мира». Удача сопутствовала солдату, повезло ему в жизни, и получил он за свой труд главные награды: остался в живых («не награда ли это?»); нашёл свою любовь и воспитал двух сыновей («не счастье ли?»); занимался после войны любимым делом («не удача разве?»). Но видится автору в этой счастливой судьбе иное: «Однако не случайное это везение, далеко не случайное, ибо корни его — долг и совесть солдата. Долг это солдатский провёл сквозь смерть человека…» Фёдор Потапов и его жена Мария — вот люди, на которых, по убеждению писателя, «держится и вечно держаться будет страна наша — и в ратное, и в мирное время». Это благодаря таким людям мы победили. История, имеющая документальную основу, раскрыта в картинах художественно убедительных, сочетающих достоверность и скупо, по-мужски выраженное глубокое чувство признательности освободителям земли русской. Образ рядового солдата Фёдора Потапова представляется в ряду хрестоматийных образов К. Симонова, А. Твардовского, М. Шолохова и других наших классиков, запечатлевших в народной памяти судьбу человека, прошедшего дорогами войны ради жизни на земле.

Понравятся читателям рассказы Л. Ашеко, В. Берзина, Г. Солоновой, и, конечно, стихотворения брянских поэтов, созвучные читательскому переживанию.

Содержание второй части сборника отражено в её названии «И гаснет мир. И отлетают души…». Здесь представлены произведения об ужасах войны. Читать тяжело, потому что истории людей, испытавших на себе бесчеловечную суть фашизма, остаются у читателей ранами на сердце. Но читать нужно, потому что это всё – правда войны.

Потрясающее впечатление производит рассказ Н. Рылько «За что?» о судьбе шестилетнего еврейского мальчика Яши, которому не удалось выжить в этой войне. История Яши – это трагическая страница в судьбе целого народа. Страшная сцена расстрела женщин и детей зверствующими фашистами напоминает всем людям и взывает к живущим: война — это страдание и смерть. И если уже нельзя вернуть погибших, нужно сделать всё возможное, чтобы это никогда не повторилось. Вот почему важно помнить. И также знать, что возмездие настигает тех, кто забыл, что он человек. Финальная сцена, в которой партизанская пуля настигает фашиста-убийцу, предупреждает о неотвратимости наказания за совершённые преступления.

Перекликается с этой мыслью идея рассказа Э. Киреева «Футбол». В конце повествования фашисты, уже чувствовавшие себя победителями, хозяевами на нашей земле и издевавшиеся над мальчишками, предстали перед детьми поверженными и униженными. Чувство жалости шевельнулось у мальчишек, когда они увидели слёзы на глазах потерявшего всё немца — отходчиво сердце ребёнка. Но мы, читатели, хорошо понимаем, что из этих способных к сочувствию мальчишек вырастают защитники Родины. «Футбол» — один из лучших рассказов Э. Киреева.

Воспоминание об узниках концлагерей — вот ещё одна страшная страница в истории войны. Стихотворение В. Серебряковой «Мы ещё живы» – о том, чего нельзя забывать.

Третья, поэтическая, часть книги  «Пришла Победа». Поэзия – душа России, она ликует. Интересное совпадение: семнадцать стихотворений – семнадцатое сентября на Брянщине, День освобождения от фашистских захватчиков. Поэтическими строчками память в прошлое летит. Стихотворения сплетаются в венок памяти, смысл каждого произведения отзывается в сердце. Идёт Бессмертный полк, объединив все поколения народа-победителя. Чем измерить великую радость Великой Победы? Она не имеет шкалы измерения. Конечно, это «радость со слезами на глазах». Выстраданная, оплаченная высокой ценой, что отражено в поэтических гимнах Победе. У каждого автора свой голос, своя интонация, найденная в уголках души, но поэты едины в нравственной оценке того, что было. Л. Ашеко, А. Дивинский, З. Ионочкина, Е. Леонова, Т. Скворцова, В. Смальков, В. Сорочкин, О. Шаблакова, Н. Шестакова и другие силой поэтических строк соединяют прошлое и настоящее, напоминают, что мы – наследники героев Великой Отечественной войны:

 

Улыбки вокруг и букеты цветов.

Мы помним о ныне живущих и павших.

Их подвиг во имя грядущих веков

Набатом в сердцах отзывается наших.

                                               В. Сорочкин

Часть четвёртая  «Все подвиги история хранит».

И вновь – воспоминания, эпизоды военной истории, поэтические строки. Эта часть сборника воспринимается как продолжение предыдущих. В подборке произведений много интересного, значительного, талантливого.

Светлый образ ветерана войны, последней партизанки отряда «За власть Советов» бабы Зои создаёт Н. Иванов в рассказе «Свете тихий». Этого писателя хорошо знают на Брянщине по высокохудожественной прозе, сочетающей в себе строгую документальность, верность жизненной правде и взгляд художника, выхватывающий из действительности самое характерное, необходимое для выражения замысла. Узнаваемы герои Н. Иванова. Он любит людей тихих, непритязательных в быту, скромных, по образу жизни мало отличных от других. Но эти люди в итоге оказываются настоящими героями. Такова баба Зоя. Живёт она в своей деревеньке одна. Дом старится вместе с нею, девяностолетней старушкой, теряющей слух и память. И приезжают к ней друзья внука, чтобы отвезти в город, в Дом ветеранов. По мере развития сюжета мы узнаём о героической судьбе этой неприметной женщины. Многое забыла баба Зоя, но помнит она о подвиге своего отца, комиссара партизанского отряда, повторившего жертвенный поступок Ивана Сусанина. Самое дорогое, что берёт она с собой в дорогу, — это военные награды и грамоты за трудовые заслуги. Бережно хранит свой партбилет, полученный перед Курской битвой в 1943 году. Боится, что в городе подумают, что жила только для себя. Вот он, русский человек, выдержавший тяготы войны и добывший победу. За это почитают и уважают старушку односельчане. А кто другие герои рассказа? Внук бабы Зои — офицер, погибший на Донбассе, куда ушёл добровольцем. Его друг, тоже офицер, три месяца разминировал сирийскую Пальмиру, а теперь отправляется в Югославию с той же миссией. Другой друг готовится к вылету на Байконур… Это наши люди, способные переживать за весь мир. Таких людей у нас много. Они не ищут счастья на стороне, душой прирастают к родному краю. Вот и баба Зоя не доехала до города — убежала. И каждый понял, что она поступила правильно. А неожиданная мысль одного из героев рассказа о том, что хорошо бы одну из небесных звёзд назвать именем бабы Зои, воспринимается не как шутка, а как торжество справедливости. Прекрасный рассказ. Мне хочется, чтобы он был замечен учителями, воспитывающими в детях уважение к нашему народу.

Обратим внимание на статью О. Вороничева «Ода окруженцам». Анализируя исторические факты, используя статистические данные, автор поднимает тему, которая не слишком часто в литературе выделяется в отдельный сюжет военного времени. Окруженцы. Что знаем мы о них? А это знание очень важно для воссоздания полной картины войны. О. Вороничев справедливо утверждает: победа — заслуга не одного умелого командования войсками. Цена победы измеряется прежде всего личным мужеством, стойкостью и солдат, и командиров.

Для читателей эта публикация может стать открытием.

Наконец, пятая и шестая части. Произведений не много, но они занимают своё, важное место в книге.

«Жди меня». Здесь представлена небольшая подборка произведений для детей. Она радует тем, что наши писатели помнят: читателями всегда могут быть дети. Мы разделяем убеждение С. Михалкова: «Сегодня дети — завтра народ».

«Спасибо тебе, солдат», часть шестая и последняя. Она необходима как итоговая. Здесь живущие ведут разговор с теми, кто не вернулся из боя. Названия произведений говорят за себя: «Диалог с погибшим сверстником» О. Вороничева, «Здравствуй, солдат» А. Сазоненко, «Это я» – монолог из прошлого Н. Кандауровой…

Сборник «Дороги той невиданной войны» – это наш, литературный, Бессмертный полк, который проходит «памятью по земле о тех, кто остался на той войне, смертию смерть поправ» (К. Асеева). Книга вышла очень своевременно. Богатая содержанием и смыслом, она убеждает: не прерывается духовная связь поколений в истории нашей Родины. Живущие сегодня авторы приняли эстафету от писателей военного времени. Быть верным исторической правде, считаться проводником этой правды – вот задача художника. И пока исполняется эта задача, можно быть спокойным за наше будущее, потому что литературное слово имеет силу, умножающую волю человека к победе, возвышает его нравственно и духовно. В книге даётся ответ на главный вопрос: почему мы победили. Это гимн советским воинам, отдавшим жизни за мир на Земле. Идея этого замечательного литературного проекта принадлежит коллективу издательства «Аверс», не раз подтвердившему своё неравнодушное отношение к литературной жизни на Брянщине. С любовью, проникновением в стиль и смысл текстов выполнено художественное оформление книги, над которым работали А. Титарева и О. Михно. Спасибо тем, кто причастен к изданию, за подарок всем читателям, которым дорога судьба России.

Л. Л. Семенищенкова,

член Союза писателей России