Современное литературоведение о Михаиле Булгакове

 

«…у Булгакова было в руках разящее оружие — сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово. Он не жалел своего оружия.

Оно у Булгакова никогда не тупилось...»

К. Паустовский

 

Среди выдающихся художников слова XX века, чья философская мысль всегда способна прозвучать по-новому в открытом диалоге с современниками, особое место занимает М.А. Булгаков. Спустя более 80 лет со дня смерти он остается любимым писателем нескольких поколений людей. Это один из самых цитируемых авторов в русскоязычной аудитории.

Интерес к личности и творчеству создателя «Мастера и Маргариты» не утихает как среди читающей публики, так и среди литературоведов. И сегодня продолжают выходить в печать новые труды современных литературных критиков, писателей, филологов,   исследующих творческий метод «мастера мистического слова».

Открывает обзор литературоведческих работ книга Алексея Варламова «Михаил Булгаков» из серии ЖЗЛ. Книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2008 году. В оформлении переплета использованы фрагменты картины Дмитрия Белюкина «Белая Россия. Исход» и иллюстрации Геннадия Новожилова к роману «Мастер и Маргарита».

Книга ректора Литературного института Алексея Варламова «Михаил Булгаков» – пожалуй,  лучшая на настоящий момент биография писателя. Во всяком случае, она во многих отношениях превосходит классическое «Жизнеописание» М. Чудаковой, появившееся в 1988 году.

У Алексея Николаевича Варламова два безусловных достоинства.

Во-первых, он не булгаковед. Это очень сильно развязывает ему руки. Булгаковед обязан Булгакова любить или хотя бы демонстрировать такую любовь (а то читатели не поймут). Варламов Булгакова ценит, но не любит безоглядно. Это позволяет ему делать очевидные, но не всегда одобряемые выводы.

Во-вторых, у него обширные знания и широкий взгляд на литературу. Он с легкостью проводит параллели между Булгаковым, Буниным, Тэффи, Толстым, Пришвиным и многими другими. Что даёт обширный материал для анализа.

Эпиграфом к библиографическому исследованию Варламов взял строки А. Блока из поэмы «Возмездие»:

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность Божьего лица.

Варламов представил читателям сложную жизнь писателя через призму роковых случайностей и превратностей судьбы.        Через какие взлеты и падения, искушения, испытания и соблазны должен пройти человек, каким должен быть награжден даром, каких друзей, врагов и удивительных женщин должна послать ему судьба, чтобы он написал «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Театральный роман», «Бег», «Кабалу святош», «Мастера и Маргариту»?

Варламов предлагает свою версию судьбы писателя, чьи книги на протяжении многих десятилетий вызывают восхищение, возмущение, яростные споры, любовь и сомнение, но мало кого оставляют равнодушным и имеют несомненный, устойчивый успех во всем мире.

Виктор Петелин  «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть»  (серия «Бессмертные имена», издательство «Центрполиграф», 2001год)

Виктор Петелин был одним из первых, кто начал писать о Михаиле Булгакове, когда закончился период замалчивания великого русского писателя. Встречи с Еленой Сергеевной Булгаковой положили начало этой книге - документальному исследованию жизни автора знаменитого романа "Мастер и Маргарита".

Книга В. Петелина - наиболее полная биография знаменитого писателя. Новые, ранее закрытые и неизвестные факты жизни и творчества, фотографии и документы, тайны личной жизни, удачи и трагедии, взаимоотношения с государством, весь спектр жизни России, связанный с именитым писателем, серьезный анализ его произведений.

В книге оживают бурные события начала XX века, в которых Булгаков принимал непосредственное участие, - этапы биографии легли в основу ранних произведений.

Москва 20-х годов… Булгаков на вершине славы - печатаются его фельетоны, издаются повести, выходит роман "Белая гвардия", в московских театрах идут его пьесы. Но за всем этим стоят непростые отношения с книгоиздателями, с руководством МХАТа, с властями, обернувшиеся в 30-х годах травлей писателя и запретом его спектаклей.

Это монументальное полотно, показывающее величие и трагедию русского гения.

 

Белобровцева И., Кульюс С. «Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

(Программа «МГУ - школе» серия «Школа вдумчивого чтения»,  Издательство Московского университета, 2012)

В рамках программы "МГУ – школе" начали выходить издания для старшеклассников и поступающих в вузы: учебные пособия, тренировочные тесты, справочники. Школьникам, абитуриентам и преподавателям адресована серии книг "Школа вдумчивого чтения".

Книги этой серии написаны легко и увлекательно, что делает литературоведение доступным для всех. Бытует мнение, что статьи и крупные работы о литературных направлениях и художественных произведениях очень скучные и не всегда информативные. Авторы книг этой серии доказывают обратное, потому что они очень умные и необычные люди, знающие свою тему досконально и любящие свое дело.

Это издание – путеводитель по произведению, входящему в обязательный школьный стандарт, и поэтому она обращена, прежде всего, к преподавателям средней и высшей школы, студентам и учащимся.

Читатель найдет в путеводителе абсолютно все необходимые ему сведения – от особенностей жанра,  истолкования стилей и персонажей, объяснения его так называемых «темных мест» до рекомендательного списка литературы.

 

Бояджиева Л.В. «Москва булгаковская» (Москва, «Издательство Астрель», 2009)

Эта книга предназначена для тех, кто хочет больше узнать о Булгакове — о событиях личной и творческой жизни писателя, получая при этом возможность совершить путешествие по значимым в его жизни и творчестве московским адресам.

Она включает рассказ о важных этапах биографии Булгакова, выдержки из его произведений, имеющие непосредственную «московскую прописку», с указанием того места, где происходили описываемые события.

В первую часть книги «Путь в Москву» включен домосковский период его жизни, в который, собственно, и произошло становление писателя как личности и мастера. Судьба хранила Булгакова, чтобы привести его в Москву, и свершилось то, что свершилось: в реальность нашей жизни вошел мир произведений писателя Булгакова, составил ее часть, важную и неизменно влекущую.

«Москва в жизни Булгакова» (часть вторая). Булгаков не родился в Москве, здесь он прожил почти 20 лет своей недолгой жизни, здесь влюблялся, женился, писал, вышел на театральную сцену, издавался, бедствовал, умирал.

Он приехал в столицу тридцатилетним — нищий, никому не известный, без гроша в кармане дырявого пальто. Но не случилось бы писателя Булгакова, не привези он с собой огромный багаж — готовые прорасти, отчасти уже проклюнувшиеся литературные замыслы. «Записки молодого врача», «Записки на манжетах», «Белая гвардия» — эти произведения, написанные в Москве, родились из того, что уже накопилось в богатой событиями жизни Михаила Афанасьевича.

Здесь он получил известность, обзавелся врагами, встретил свою Маргариту, был гоним и возвеличен, вознесен и растоптан.

И третья часть книги «Московские адреса героев Булгакова»  - рассказ о   местах, описанных в произведениях Булгакова: «Собачье сердце», «Роковые яйца» «Сорок сороков», «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита»:  Обуховский переулок, театр Варьете, сад «Аквариум», место первой встречи Мастера и  Маргариты, дом Драмлита, дом Мастера, Патриаршие пруды и др.

Михаил Булгаков, «мастер мистического слова»,   помог нам стать зорче, богаче, сильнее; научил смеяться сквозь слезы и верить: страх — худшее из зол, любовь — настоящая, верная и вечная, а рукописи не горят, если написаны они кровью сердца.