Торжество театра

Антропьев, Б. Торжество театра / Б. Антропьев // Брянский рабочий.- 2018.- 24 мая (№20).- С. 1.

На «Славянском перекрестке» в Новозыбкове встретились молодежные и детские театры из России и Белоруссии. Гран- при фестиваля увез с собой в Гомель народный студенческий театр «Зеркало» госуниверситета им. Ф. Скорины. Столь же высоко был отмечен брянский детский театр «Орфей».

Постановка гомельчан по пьесе В. Красногорова «Дорога без конца» повествует о длительном пути каждого человека от рождения до смерти. Каждая из жизненных «станций», на которых может поменяться линия судьбы, образно представлена в виде остановок на автобусном маршруте — от детского сада до самой смерти. Все заканчивается раскаянием старика, оказавшегося в одиночестве и пытающегося понять: где, на каком повороте жизни он сделал принципиальные, непоправимые ошибки, которые привели его к столь печальному финалу. Спектакль призывает быть ответственным за свою судьбу.

Приятно удивил жюри образцовый детский театр «Синяя птица» музыкальной школы Новозыбкова. Спектакль-мюзикл Егора Шашина «Дюймовочка» сыгран детьми с большой радостью, заразительно. Исполнительница главной роли Дюймовочки - Анастасия Николаенко задает себе и зрителям главные в жизни вопросы: «Кто я? Где я? И откуда?» Во всем спектакле чувствуется рука мастера-режиссера и художественного руково­дителя театра Игоря Пьяных. Восхищают живостью дуэты Жабы и сына Жабы, соло Жука Жоржа и особенно профессиональное существование на сцене исполнительницы роли Мыши (Дарья Арещенко).

Самые сильные впечатления были от двух спектаклей: фронтовой пове­сти «Трепетные птицы» по мотивам романа Ремарка «На западном фронте без перемен», который поставила театральная студия

Орловского госуниверситета (худрук Наталья Смоголь), и мюзикла «Золотой ключик» в исполнении известного брянского театра «Орфей» (худрук Надежда Ванчугова).

Книгу Ремарка орловцы превратили в сильный антивоенный спектакль, где четыре окопных старожила рассказывают свои истории на фоне страшной и бесчувственной войны-мясорубки, которая не пощадит никого. И только Трепетные Птицы — мечты и души этих солдат, а также духи войны, сама Жизнь и сама Смерть, прилетают иногда на сцену и создают сложный пластический рисунок действа.

Спектакль стал лучшим в режиссуре, а актер Егор Помелухо, кстати, уроженец Новозыбкова, получил диплом за лучшую мужскую роль.

Самой серьезной и глубокой театральной работой на международном фестивале «Славянский перекресток» был признан спектакль «Золотой ключик». Он начинается сценой, где представлена шумная итальянская пло­щадь, на которой бродячие музыканты и яркие танцовщицы, шумные горожане и полицейские, дети и взрослые поют песню:

Далеко-далеко за морем Стоит золотая стена, В стене той заветная дверца, За дверцей большая страна. Эта песня из черно- белого кинофильма «Золотой ключик» 1939 года (музыка JI. Шварца, слова М. Фромана). И она определила стиль всей постановки. Среди поющих на площади — шарманщик Карло со своей очаровательной обезьянкой. Обезьянка своей живостью, органичностью, трогательностью произвела неизгладимое впечатление на председателя жюри фестиваля — народного артиста России, заслуженного деятеля искусств, профессора ГИТИСа Вячеслава Спесивцева. Он несколько раз во время спектакля кричал актерам «браво», но юные таланты театра «Орфей» не могли догадаться, у кого из зрителей они разбудили такие силь­ные эмоции.

Весь спектакль прошел на едином дыхании. Его динамику обеспечил четкий и строгий хореографический рисунок (хореограф-постановщик Т. Вебер). Яркие костюмы, точные и привлекательные образы каждого героя второго плана (Пьеро, Мальвины, Арлекина, пуделя Артемона) — все вместе и создает невыразимую атмосферу сказки, настоящей сказки со счастливым концом. Спектакль получил гран- при фестиваля.

Борис Антропьев