Вторым по древности сооружением ансамбля на начало ХХ века была, надо думать, отдельно стоящая колокольня. Время постройки ее в документах не сохранилось. Но в описи 1681 года она фигурирует существовавшей с обгорелой главой и кровлей. «На ней было 9 колоколов больших и малых, а десятый колокол висел на земле на козлах, в 200 пуд; и часы большие боевые железные без перечастья».
После этого колокольня была достроена, верхняя часть ее поднята и покрыта шатром. Архитектура нового яруса звона и шатровое покрытие колокольни принадлежит ХVII веку. Низ колокольни более древний. Возможно, он построен в конце ХVI века, одновременно с церковью Антония и Феодосия. Первоначальная колокольня была круглой в плане. Она состояла из трех ярусов. В двух нижних размещались помещения келий или казематов, для «строптивых» и непокорных монахов. Верхний этаж – ярус звона и помещение «железных часов». Снаружи стены расчленены десятью лопатками – контрфорсами, окон не имелось в двух нижних этажах.
В конце ХVII века над этой древней частью возведен новый восьмерик, включивший в свое основание первоначальной круглый ярус звона. Новый звон выполнен в архитектурных формах, характерных для ХVII века. Грани восьмерика прорезаны проемами с арочным верхом. Угловые столбы украшены трехчетвертными колонками и опоясаны вместе с ними двумя тягами. На уровне пят арок верх столбов отмечен профилированным импостом. Верха арок обведены уступчатым архивольтом, переходящим над столбами в горизонтальные ступеньки, несколько уширяющими верх восьмерика. Шатер колокольни имел стройный силуэт. Вверху он переходил в восьмигранную призму, завершенную небольшой главкой с ажурным крестом и цепями. Шатер украшался целой россыпью слухов – небольших уменьшающихся к верху прямоугольных оконцев с треугольными фронтончиками, врезанными в крышу шатра.
Надстроенная колокольня приобрела большую легкость и изящество силуэта. Увеличение ее высоты пришлось весьма кстати в последующем, когда масштаб новых сооружений значительно укрупнился, и в первоначальных размерах колокольня могла «потеряться» среди других построек ансамбля.
Колокольня Свенского монастыря была очень хорошим образцом подобных сооружений ХVI – ХVII веков. Ее объемная композиция с четко выраженной вертикальностью, контрастом ажурного верха с полнотелым низом, неповторимость формы в других зданиях, вносила большое разнообразие в общий облик архитектурного ансамбля. К сожалению, этот замечательный памятник утрачен безвозвратно.