«Патриотизм – это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями.
Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче.
Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Владимир Владимирович Путин, Президент РФ
23 февраля – День защитника Отечества. Этот день – символ памяти о подвигах воинов России и о героическом прошлом нашей страны. И неважно, в какое время, в какую эпоху и в каких битвах солдат Отечества защищает Родину и свой народ. Воспитывая любовь к Отчизне, мы создаём будущее, полное уверенности в завтрашнем дне. В преддверии праздника подготовлена виртуальная выставка «Дело чести: воспитание мальчиков - патриотов своего Отечества». На выставке представлены статьи из научно-популярных журналов, бережно хранящихся в фондах библиотеки.
В интервью журналу «Наш современник» доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики Владимир Базарный сказал: «Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растёт хаос в духовной сфере. Воспитание мужества в мальчиках – эта задача для нас сейчас не менее важна, чем поддержание армии в боеспособном состоянии. И даже более важна. Иначе через два десятка лет в армии будет некому служить». (Сычёва, Л. Без мужчин народ – не народ / Л. Сычёва // Наш современник. – 2014. – № 10. – С. 172-179).
Многие задают вопрос: как вырастить из мальчика настоящего мужчину? Как его воспитать, чтобы он стал представителем сильной половины человечества, главой и опорой будущей семьи, защитником своего Отечества? События последних лет подтвердили необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание в жизни мальчишек играет колоссальную роль в период их личностного развития. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Чтобы наши дети стали достойными гражданами России, необходимо передать им богатейшее историческое и культурное наследие страны. И сейчас в столь сложных геополитических условиях как никогда остро встал вопрос формирования патриотического духа среди молодежи, ознакомления детей средних и старших классов с понятием «Родина».
Лутовинов, В. И. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание молодёжи как фактор обеспечения национальной безопасности России / В. И. Лутовинов // Военные знания. – 2024. – № 10. – С. 4-9.
Возрастание агрессивности, угроз и вызовов в лице коллективного Запада национальной и военной безопасности Российской Федерации способствовало повышению роли и значения военной службы, всесторонней заблаговременной подготовке детей и молодёжи к защите Отечества, начиная с раннего возраста. Существующая в настоящее время в России система военно-патриотического воспитания граждан характеризуется низким уровнем развития. Она не в полной мере выполняет стоящие перед страной задачи по воспитанию у подрастающего поколения отношения к защите Отечества как к священному долгу и конституционной обязанности гражданина Российской Федерации, формированию положительной мотивации к военной службе. Основными причинами этого являются: отсутствие патриотических ценностей, первоначальных военных знаний, четких представлений о характере воинской деятельности; недостаточно развитые навыки и умения, необходимые для военной службы; слабая физическая подготовка. Воспитание будущих патриотов-защитников Отечества с учетом особенностей и интересов подрастающего поколения зиждется на сохранении, приумножении и передаче славных героических традиций.
Овчинников, Д. Педагог Константин Ушинский – императрице Марии Александровне: «Юность не любит ходить на помочах». Как воспитать из подростка достойного сына Отечества / Д. Овчинников // Родина. – 2021. – № 1. – С. 10-15.
Одна из самых ярких страниц жизни Константина Ушинского – преподавание в Гатчинском сиротском институте, где воспитывали людей, верных «царю и Отечеству». Императрица Мария Александровна была настолько впечатлена деятельностью Константина Дмитриевича, что поручила ему разработать методику воспитания наследника русского престола Николая Александровича. В 1859 году К. Д. Ушинский написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола». Прочитав отрывки этих писем, вы убедитесь, насколько актуальны мысли выдающегося педагога и сегодня.
Чагадаева, О. Петр I: младой отрок должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как в часах маятник / О. Чагадаева // Родина. – 2022. – № 5. – С. 10-13.
Впервые слово «патриот» появилось в России в 1716 году при правлении Великого патриота и реформатора Петра I. В те времена понимание патриотизма стало самой высокой ценностью и добродетелью, являлось непременным условием получения чинов, наград, званий. Именно при Петре I фундаментом патриотического воспитания была национальная идея преданности и верности своему Отечеству. Император одним из первых предпринял попытку соединить идеалы борьбы с врагом «За веру, царя, честь и достоинство» нашей Родины с их закреплением в указах, законах, наставлениях. Статья представляет собой выдержки из первого пособия «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Петр I просматривал и редактировал, а бывало, и сам переписывал первый «учебник» этикета, «воспитующий» молодых дворян в духе перемен.
Лутовинов, В. И. Формирование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе в Российской империи / В. И. Лутовинов // Военные знания. – 2022. – № 7. – С. 12-17.
Русские люди всегда исповедовали жизненную философию общего дела и долга, идеологию служения государству. Свою родину они называли Отечество – производным словом от отца, и ещё точнее и любовнее – Отчизной-матерью, соединяя в одном понятии самые святые имена. Отсюда рождались и такие патриотические качества народа, как героизм и самопожертвование, ощущение себя частью великой державы. «Постоять за други своя, за родную землю» считалось естественной доблестью и нравственной обязанностью. Свидетельства о таком качестве наших далеких предков, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях ещё в IX веке. Из статьи вы узнаете, как проходила подготовка будущих защитников в Древней Руси и формировалась система допризывной подготовки молодёжи к военной службе в Российской империи.
Беляев, А. В. Кадетские корпуса в годы Первой мировой войны / А. В. Беляев // Военно-исторический журнал. – 2008. – № 6. – С. 77-80.
«Но подвиги и славные дела свершать лишь тем дано, в ком доблесть расцвела, а доблести нужны и труд, и знанье, и усилье». Эти строки из стихотворения «Кадету» написаны великим князем Константином Константиновичем Романовым, который был генерал-инспектором военно-учебных заведений до конца своих дней, и являются главным заветом его воспитанникам. Основной целью воспитания будущих офицеров с объявлением войны стало утверждение национального самосознания и национальной гордости, любви к Родине, уважение к её героическому прошлому. Делом чести для каждого кадета было участие в оказании помощи фронту, в заботах о страждущих. Порыв патриотических чувств увлёк некоторых из них на фронт. Кадеты стали участниками боевых действий и получили боевые награды – солдатские Георгиевские кресты.
Грудкина, Т. Дело чести: воспитание мальчиков / Т. Грудкина // Славянка. – 2019. – № 6 (84). – С. 74-83.
Воспитание мальчиков, их взросление и превращение в настоящих мужчин – одна из самых злободневных и трудноразрешимых проблем современного российского общества. Быть мужчиной – это не только носить усы и бороду. Настоящий мужчина обладает такими качествами, как мужественность и ответственность. В этой статье вы найдете ответ на вопрос о том, как воспитать настоящего мужчину и лучшие качества характера в современных мальчиках.
Чагадаева, О. Генеральский жезл в школьном ранце: чем стала военно-спортивная игра «Зарница» для миллионов советских школьников / О. Чагадаева // Родина. – 2021. – № 5. – С. 82-85.
В октябре 1967 года вступил в силу новый «Закон о всеобщей воинской повинности», на год сокративший срок службы в армии. Чтобы это пагубно не отразилось на обороноспособности страны, задачу начальной подготовки защитников Отечества взяла на себя школа. А для пробуждения интереса к армейской службе было задумано вернуться к игре «Зарница». Эта игра зародилась в середине 1920-х годов, когда легендарный С. М. Буденный вместе с пионерами «брал Перекоп» на московских Воробьевых горах.
Саратовцева, Н. Созидая настоящих мужчин: из опыта воспитательной работы в кадетских классах общеобразовательной школы / Н. Саратовцева // Воспитание школьников. – 2021. – № 3. – С. 26-34.
В статье представлен интересный опыт воспитательной деятельности в кадетских классах общеобразовательной школы города Заречный Пензенской области. В городе размещена воинская часть, и многие мальчишки и девчонки из семей военнослужащих с малолетства не понаслышке знают о том, что «есть такая профессия – Родину защищать!». Естественно, в городе атомщиков не могло не возникнуть кузницы воспитания настоящих мужчин – патриотов. Вырастить разносторонних, высокообразованных молодых людей, будущих созидателей и хранителей России – вот цель, которую поставила перед собой директор школы, развивая кадетство в своем городе.