Виртуальная выставка «Блистательный сын своего Отечества…» (к 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова)

 

19 ноября 2021 г. исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711−1765) − величайшего деятеля русской науки, литературы, культуры.

Разносторонность и универсальность гения Михаила Васильевича Ломоносова лучше всего проявляется в единстве его научных и литературных трудов. Познание природы в целом, универсума – вот предмет его пристального и жадного интереса. Важной составляющей деятельности Ломоносова было просветительство, а также воспитание новых поколений отечественных подвижников науки. Он стоял у истоков создания первого российского университета.

Наука и искусство в его творчестве слились воедино, стали общественным служением. Свои научные изыскания он облекал в строгую и чёткую литературную форму – образец красноречия своего времени, в его поэзии постоянно звучит тема познания природы вещей. В его поэтических произведениях – одах – можно найти отклики на военные победы русской армии, смену монархов на российском престоле и многие другие события, происходившие в стране.

 

Ломоносов М. В. ... Избранные сочинения. – Санкт-Петербург : И. Глазунов, 1892. – [2], II, [2], 92 с., 1 л. фронт. (портр.) – (Русская классическая библиотека / Изд. под ред. А.Н. Чудинова. Пособие при изучении русской литературы ; Вып. 10)

Предисловие: Сочинения М. В. Ломоносова, этого Петра Великого русской литературы, весьма многочисленные и разнообразные, могут быть лишь отчасти предметом изучения в среднеучебных заведениях. Большая часть написанного им относится к разного рода научным исследованиям и, конечно, займет подобающее место в истории наук в России. На долю собственно классного изучения этого писателя остаются поэтические его произведения, как образчики стихотворной речи, и некоторые рассуждения и письма, как образцы речи прозаической. В настоящем издании мы и ограничились этою стороной его литературной деятельности и избрали из всего написанного им в этой области лучшие и наиболее характеристические вещи. Начало поэмы «Петр Великий», две трагедии, послание «О пользе стекла» и два похвальных слова исключены нами, так как, не представляя ничего существенно важного с этой стороны, они значительно увеличили бы объем, а следовательно и цену книги.

Первым стихотворным произведением Ломоносова принято называть «Оду на взятие Хотина». Между тем, с 1854 г., таковым, по всей справедливости, надлежит признать оду Фенелона, переведенную Ломоносовым, рукопись которой впервые найдена была академиком А. А. Куником в академическом архиве и, в следующем году, в день юбилея, отпечатана для поднесения московскому университету. В нашем издании, мы сочли уместным исправить эту неточность и поместить оду Фенелона, как первое стихотворное произведете Ломоносова, написанное тоническим размером. Текст всех вообще стихотворений его напечатан нами с строгим соблюдением орфографии подлинных рукописей поэта, удержанной в недавно вышедшем I томе полного собрания сочинений его, изд. Академией Наук, под редакцией М. Н. Сухомлинова. К сожалению, мы не могли воспроизвести с такой же тщательностью прозаических статей Ломоносова, не изданных до сих пор с подобной же точностью.

В качестве объяснительной статьи, помещаем исследование акад. А. В. Никитенко: Значение Ломоносова в изящной словесности.

 

Ломоносов М. В. Сочинения М.В. Ломоносова : В стихах / Под ред. [и с предисл.] Арс. И. Введенского ; С биогр. очерком и портр. Ломоносова, грав. на стали И. Ф. Дейнингером в Мюнхене. – Санкт-Петербург : А.Ф. Маркс, 1893. – 352 с., 1 л. фронт. (портр.) – (Сборник «Нивы» ; 1893 г., № 4 апр.)

Предисловие: Деятельность Ломоносова распадается на две отдель­ные отрасли: на ученую и собственно литературную. Настояний том посвящается полному собранию исключи­тельно литературных произведений Ломоносова, в которых он является творцом русского литературного языка. Его сочинения по теории языка и словесности и по естествознанию устарели, и потому для обыкновенного читателя не представляют уже столь живого интереса.

Тексты произведений Ломоносова, которые были напе­чатаны при его жизни, тщательно сверены по послед­нему при нем изданию 1757 года, внимательно испол­ненному им самим; варианты приведены только позднейшие, из примеров «Риторики» изд. 1759 года. Что касается посмертных произведений Ломоносова, то, за отсутствием других источников, мы должны были довольствоваться текстами издания 1778 года, архиман­дрита Дамаскина, хотя, в противоположность распро­страненному мнению, убедились, что издание это, при относительных достоинствах, далеко не всегда отли­чается последовательностью и точностью. Позднейшие академические и неакадемические полные издания, особенно Смирдина, страдали еще большими недостатками; исключение составляют только издание избранных сочинений Ломоносова 1846 года, Перевлесского, и вышедший в 1891 г. первый том нового академического издания, под редакцией академика М. И. Сухомлинова, обнимающей со­бою произведения Ломоносова до 1751 г. включительно. Последнему мы многим обязаны. Мы почли неудобным сохранять старинное правописание; но расстановку зна- ков препинания по возможности удержали, как в вы­сокой степени характерную для произведений Ломоносова.

Считаем долгом выразить искреннюю благодарность академику Л. Н. Майкову, В. И. Саитову, В. П. Ламбину и И. А. Бычкову, оказывавшим нам возможную помощь при занятиях наших в Императорской Публичной Библиотеке, и П. А. Ефремову, обязательно поделившемуся с нами опытностью и богатыми сокровищами своей библиотеки.

 

Круглов А. В. Гениальный помор : Биогр. очерк : (С портр. М. В. Ломоносова) / Александр Круглов. – Санкт-Петербург : типо-хромолит. А. Траншель, 1891. – 29 с. : портр.

Предисловие: Любить родину — значит жить для нее, работать для ее блага. А работать можно на всяком поприще: родина нуждается в храбром воине и в мудром полководце, в «муже совета» и в разумном наставнике, в честном писателе, в деятеле науки, искусства — и в пастыре, готовом положить душу за «овцы своя». Русь не бедна «истинными сынами отечества», — на скрижали ее истории занесено много славных имен, которые составляют народную гордость. Это они — что умели жить для родины и умирать за нее, не жалея себя... Биография таких людей поучительна, потому что она будит в душе каждого лучшие чувства, укрепляет любовь к добру — примерами.

В настоящем — первом выпуске я предлагаю жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова, — того гениального помора, которому так много обязаны наша наука и словесность, — который имел полное право сказать: «можно отставить академию от меня, а не меня от академии!».

Биографический очерк написан мною в 1870 году и был первоначально помещен в «Семейных Вечерах». Он получил одобрение критики, и я печатаю его без всяких изменений.

Автор. Москва. Февраль, 1890.

 

Меншуткин Б. Н. Михайло Васильевич Ломоносов : Жизнеописание / Сост. Б. Н. Меншуткин. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1912. – [4], 160, 2 с., 22 л. ил., портр., факс. : ил., портр.

Предисловие: Настоящий очерк жизни и деятельности М. В. Ломоно­сова написан по предложению Комиссии, избранной Академией Наук для выработки способов чествования двухсотлетнего юбилея дня его рождения. В этом очерке я оста­новился несколько подробнее на научной деятельности Ломо­носова и кратко изложил, в общедоступной форме, наиболее замечательные мысли и теории его, сохранившие и поныне свое значение. Мне казалось необходимым сделать это по­тому, что сам Ломоносов считал более важными именно научные свои работы, между тем в его жизнеописаниях они обыкновенно только упоминаются; с другой стороны несомненно, что изучение естественных наук, особенно за последнее время, делает в России большие успехи и зна­комство с ними распространяется все шире и шире, так что многим, вероятно, интересно будет составить себе понятие о том, что сделал первый русский естествоиспытатель. В тоже время, однако, я не оставил без внимания и других сторон его деятельности — просветительной, литературной, административной — и упомянул о характерных событиях его частной жизни; все, здесь помещенное, основано на документальных данных. Некоторая отрывочность и эпизо­дичность изложения являются неизбежными вследствие уди­вительной разносторонности Ломоносова, позволявшей ему за­ниматься в один и тот же период времени самыми разно­образными работами — и научными, и литературными.

В четвертое издание внесено несколько небольших поправок и сделаны дополнения о потомстве Ломоносова.

Пользуюсь случаем добавить, что документальные данные, послужившие для этого жизнеописания, взяты мною как из архивов, так и из печатных источников. Таковыми, кроме основных работ Куника, Билярского и Пекарского, являются особенно новейшие исследования, опубликованные в этом году, главным образом в «Ломоносовском Сборнике» изданном Академией Наук к 8 ноября 1911 г.

Б. Меншуткин. Январь 1912 года.

Политур Н. Р. Михаил Васильевич Ломоносов и жизнь XVIII века / Н.Р. Политур. – Санкт-Петербург : типо-лит. С.-Петерб. тюрьмы, 1912. – 8, 136 с.

Предисловие: Рождение гения для нас необъяснимо. Почему и как могло случиться, что в убогой хижине далекого северного края, в семье безграмотного рыбака, родился сын, которому суждено было стать отцом русской науки?

Почему та же завидная доля не выпала детям, которым с самого рождения было предоставлено все, что могло облегчить им подняться на эту высоту.

Это для нас загадка.

Но чтобы хоть отчасти подойти к ее решению, мы уверены, что Ломоносова, как гения, необходимо рассматривать не как отца русской науки, а как че­ловека того века.

Мы видим, что часто незначительный случай ломает сложившуюся уже жизнь человека, случайное знакомство, нечаянно брошенное слово, даже чужим человеком, делают целый умственный переворот и тоже меняют жизнь.

Мелочи жизни — все и ничего.

...«Несомненно, — говорит Пыпин, — что в общем счете условий, определяющих исторический склад характера, весьма важны бывают условия первоначальной среды, которые дают первый толчок пробуждавшейся мысли, первую складку нравственной и умственной природы» (Пыпин, А. Н. История русской литературы. Т. III, стр. 95).

И потому, повторяем, Ломоносова, как гения, мы будем рассматривать на фоне жизни XVIII века. Тем более, что Ломоносов, как ученый и поэт, доста­точно ярко и полно обрисован, и теперь в годину двухсотлетия со дня его рождения и те немногие про­белы его научной деятельности будут пополнены.

Оговариваемся, что мы на свой труд смотрим как на попытку определить те чисто внешние причины, ко­торый дали толчок и расчистили путь для торжества гения, а также и те явления, которые препятствовали этому торжеству гения Ломоносова, и в то же время рассмотреть его жизнь, как жизнь вообще человека, со всеми присущими пороками и достоинствами того времени.

Сиповский В. В. ... Михайло Ломоносов : Жизнь и творчество : Ст. проф. В. В. Сиповского : С портр. Ломоносова, с видами памятника его, места родины, Холмогор, церкви и школ им. Ломоносова в Денисовке. – Санкт-Петербург : Я. Башмаков и К°, 1911. – [2], 45, [2] с., 7 л. портр., ил.

Предисловие: Из всех наших писателей нет никого, кто к уча­щейся молодежи мог бы стать ближе М. В. Ломоносова! Великий поэт и великий ученый любил эту молодежь, заботился о ней в течение всей своей жизни, болел за нее душой и ободрял ее теплым словом утешения. Он горячо и со­знательно любил свою родину и верил, что ее светлое и великое будущее возрастет высоко, если к тому приложены будут усилия грядущих поколений. Подобно Петру Вели­кому, Ломоносов был убежден, что только одно знание может возвысить его родину. Оттого с таким горячим убеждением воспевал он «науку» в своих поэтических гимнах, оттого так отечески-задушевно в одной его торжествен­ной оде звучать теплые слова обращения к учащейся мо­лодежи:

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим доказать»...

С такими словами, с такой сердечной теплотой, так не­посредственно-прямо не обращался к молодежи никто из русских писателей до и после Ломоносова.

Вот почему, празднуя в нынешнем 1911-ом году память М. В. Ломоносова, русская учащаяся молодежь должна в его лице почтить не только первого русского поэта и первого ученого, но и своего учителя-воспитателя, — «вождя по жизни», который и словом, и делом доказал свою любовь к ней!

Дороги и незабвенны должны быть нам его заветы, и глу­боко в юные сердца должны запасть его уроки...