19 ноября 2021 г. исполняется 310 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711−1765) − величайшего деятеля русской науки, литературы, культуры.
Разносторонность и универсальность гения Михаила Васильевича Ломоносова лучше всего проявляется в единстве его научных и литературных трудов. Познание природы в целом, универсума – вот предмет его пристального и жадного интереса. Важной составляющей деятельности Ломоносова было просветительство, а также воспитание новых поколений отечественных подвижников науки. Он стоял у истоков создания первого российского университета.
Наука и искусство в его творчестве слились воедино, стали общественным служением. Свои научные изыскания он облекал в строгую и чёткую литературную форму – образец красноречия своего времени, в его поэзии постоянно звучит тема познания природы вещей. В его поэтических произведениях – одах – можно найти отклики на военные победы русской армии, смену монархов на российском престоле и многие другие события, происходившие в стране.
Ломоносов М. В. ... Избранные сочинения. – Санкт-Петербург : И. Глазунов, 1892. – [2], II, [2], 92 с., 1 л. фронт. (портр.) – (Русская классическая библиотека / Изд. под ред. А.Н. Чудинова. Пособие при изучении русской литературы ; Вып. 10)
Предисловие: Сочинения М. В. Ломоносова, этого Петра Великого русской литературы, весьма многочисленные и разнообразные, могут быть лишь отчасти предметом изучения в среднеучебных заведениях. Большая часть написанного им относится к разного рода научным исследованиям и, конечно, займет подобающее место в истории наук в России. На долю собственно классного изучения этого писателя остаются поэтические его произведения, как образчики стихотворной речи, и некоторые рассуждения и письма, как образцы речи прозаической. В настоящем издании мы и ограничились этою стороной его литературной деятельности и избрали из всего написанного им в этой области лучшие и наиболее характеристические вещи. Начало поэмы «Петр Великий», две трагедии, послание «О пользе стекла» и два похвальных слова исключены нами, так как, не представляя ничего существенно важного с этой стороны, они значительно увеличили бы объем, а следовательно и цену книги.
Первым стихотворным произведением Ломоносова принято называть «Оду на взятие Хотина». Между тем, с 1854 г., таковым, по всей справедливости, надлежит признать оду Фенелона, переведенную Ломоносовым, рукопись которой впервые найдена была академиком А. А. Куником в академическом архиве и, в следующем году, в день юбилея, отпечатана для поднесения московскому университету. В нашем издании, мы сочли уместным исправить эту неточность и поместить оду Фенелона, как первое стихотворное произведете Ломоносова, написанное тоническим размером. Текст всех вообще стихотворений его напечатан нами с строгим соблюдением орфографии подлинных рукописей поэта, удержанной в недавно вышедшем I томе полного собрания сочинений его, изд. Академией Наук, под редакцией М. Н. Сухомлинова. К сожалению, мы не могли воспроизвести с такой же тщательностью прозаических статей Ломоносова, не изданных до сих пор с подобной же точностью.
В качестве объяснительной статьи, помещаем исследование акад. А. В. Никитенко: Значение Ломоносова в изящной словесности.
Ломоносов М. В. Сочинения М.В. Ломоносова : В стихах / Под ред. [и с предисл.] Арс. И. Введенского ; С биогр. очерком и портр. Ломоносова, грав. на стали И. Ф. Дейнингером в Мюнхене. – Санкт-Петербург : А.Ф. Маркс, 1893. – 352 с., 1 л. фронт. (портр.) – (Сборник «Нивы» ; 1893 г., № 4 апр.)
Предисловие: Деятельность Ломоносова распадается на две отдельные отрасли: на ученую и собственно литературную. Настояний том посвящается полному собранию исключительно литературных произведений Ломоносова, в которых он является творцом русского литературного языка. Его сочинения по теории языка и словесности и по естествознанию устарели, и потому для обыкновенного читателя не представляют уже столь живого интереса.
Тексты произведений Ломоносова, которые были напечатаны при его жизни, тщательно сверены по последнему при нем изданию 1757 года, внимательно исполненному им самим; варианты приведены только позднейшие, из примеров «Риторики» изд. 1759 года. Что касается посмертных произведений Ломоносова, то, за отсутствием других источников, мы должны были довольствоваться текстами издания 1778 года, архимандрита Дамаскина, хотя, в противоположность распространенному мнению, убедились, что издание это, при относительных достоинствах, далеко не всегда отличается последовательностью и точностью. Позднейшие академические и неакадемические полные издания, особенно Смирдина, страдали еще большими недостатками; исключение составляют только издание избранных сочинений Ломоносова 1846 года, Перевлесского, и вышедший в 1891 г. первый том нового академического издания, под редакцией академика М. И. Сухомлинова, обнимающей собою произведения Ломоносова до 1751 г. включительно. Последнему мы многим обязаны. Мы почли неудобным сохранять старинное правописание; но расстановку зна- ков препинания по возможности удержали, как в высокой степени характерную для произведений Ломоносова.
Считаем долгом выразить искреннюю благодарность академику Л. Н. Майкову, В. И. Саитову, В. П. Ламбину и И. А. Бычкову, оказывавшим нам возможную помощь при занятиях наших в Императорской Публичной Библиотеке, и П. А. Ефремову, обязательно поделившемуся с нами опытностью и богатыми сокровищами своей библиотеки.
Круглов А. В. Гениальный помор : Биогр. очерк : (С портр. М. В. Ломоносова) / Александр Круглов. – Санкт-Петербург : типо-хромолит. А. Траншель, 1891. – 29 с. : портр.
Предисловие: Любить родину — значит жить для нее, работать для ее блага. А работать можно на всяком поприще: родина нуждается в храбром воине и в мудром полководце, в «муже совета» и в разумном наставнике, в честном писателе, в деятеле науки, искусства — и в пастыре, готовом положить душу за «овцы своя». Русь не бедна «истинными сынами отечества», — на скрижали ее истории занесено много славных имен, которые составляют народную гордость. Это они — что умели жить для родины и умирать за нее, не жалея себя... Биография таких людей поучительна, потому что она будит в душе каждого лучшие чувства, укрепляет любовь к добру — примерами.
В настоящем — первом выпуске я предлагаю жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова, — того гениального помора, которому так много обязаны наша наука и словесность, — который имел полное право сказать: «можно отставить академию от меня, а не меня от академии!».
Биографический очерк написан мною в 1870 году и был первоначально помещен в «Семейных Вечерах». Он получил одобрение критики, и я печатаю его без всяких изменений.
Автор. Москва. Февраль, 1890.
Меншуткин Б. Н. Михайло Васильевич Ломоносов : Жизнеописание / Сост. Б. Н. Меншуткин. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1912. – [4], 160, 2 с., 22 л. ил., портр., факс. : ил., портр.
Предисловие: Настоящий очерк жизни и деятельности М. В. Ломоносова написан по предложению Комиссии, избранной Академией Наук для выработки способов чествования двухсотлетнего юбилея дня его рождения. В этом очерке я остановился несколько подробнее на научной деятельности Ломоносова и кратко изложил, в общедоступной форме, наиболее замечательные мысли и теории его, сохранившие и поныне свое значение. Мне казалось необходимым сделать это потому, что сам Ломоносов считал более важными именно научные свои работы, между тем в его жизнеописаниях они обыкновенно только упоминаются; с другой стороны несомненно, что изучение естественных наук, особенно за последнее время, делает в России большие успехи и знакомство с ними распространяется все шире и шире, так что многим, вероятно, интересно будет составить себе понятие о том, что сделал первый русский естествоиспытатель. В тоже время, однако, я не оставил без внимания и других сторон его деятельности — просветительной, литературной, административной — и упомянул о характерных событиях его частной жизни; все, здесь помещенное, основано на документальных данных. Некоторая отрывочность и эпизодичность изложения являются неизбежными вследствие удивительной разносторонности Ломоносова, позволявшей ему заниматься в один и тот же период времени самыми разнообразными работами — и научными, и литературными.
В четвертое издание внесено несколько небольших поправок и сделаны дополнения о потомстве Ломоносова.
Пользуюсь случаем добавить, что документальные данные, послужившие для этого жизнеописания, взяты мною как из архивов, так и из печатных источников. Таковыми, кроме основных работ Куника, Билярского и Пекарского, являются особенно новейшие исследования, опубликованные в этом году, главным образом в «Ломоносовском Сборнике» изданном Академией Наук к 8 ноября 1911 г.
Б. Меншуткин. Январь 1912 года.
Политур Н. Р. Михаил Васильевич Ломоносов и жизнь XVIII века / Н.Р. Политур. – Санкт-Петербург : типо-лит. С.-Петерб. тюрьмы, 1912. – 8, 136 с.
Предисловие: Рождение гения для нас необъяснимо. Почему и как могло случиться, что в убогой хижине далекого северного края, в семье безграмотного рыбака, родился сын, которому суждено было стать отцом русской науки?
Почему та же завидная доля не выпала детям, которым с самого рождения было предоставлено все, что могло облегчить им подняться на эту высоту.
Это для нас загадка.
Но чтобы хоть отчасти подойти к ее решению, мы уверены, что Ломоносова, как гения, необходимо рассматривать не как отца русской науки, а как человека того века.
Мы видим, что часто незначительный случай ломает сложившуюся уже жизнь человека, случайное знакомство, нечаянно брошенное слово, даже чужим человеком, делают целый умственный переворот и тоже меняют жизнь.
Мелочи жизни — все и ничего.
...«Несомненно, — говорит Пыпин, — что в общем счете условий, определяющих исторический склад характера, весьма важны бывают условия первоначальной среды, которые дают первый толчок пробуждавшейся мысли, первую складку нравственной и умственной природы» (Пыпин, А. Н. История русской литературы. Т. III, стр. 95).
И потому, повторяем, Ломоносова, как гения, мы будем рассматривать на фоне жизни XVIII века. Тем более, что Ломоносов, как ученый и поэт, достаточно ярко и полно обрисован, и теперь в годину двухсотлетия со дня его рождения и те немногие пробелы его научной деятельности будут пополнены.
Оговариваемся, что мы на свой труд смотрим как на попытку определить те чисто внешние причины, который дали толчок и расчистили путь для торжества гения, а также и те явления, которые препятствовали этому торжеству гения Ломоносова, и в то же время рассмотреть его жизнь, как жизнь вообще человека, со всеми присущими пороками и достоинствами того времени.
Сиповский В. В. ... Михайло Ломоносов : Жизнь и творчество : Ст. проф. В. В. Сиповского : С портр. Ломоносова, с видами памятника его, места родины, Холмогор, церкви и школ им. Ломоносова в Денисовке. – Санкт-Петербург : Я. Башмаков и К°, 1911. – [2], 45, [2] с., 7 л. портр., ил.
Предисловие: Из всех наших писателей нет никого, кто к учащейся молодежи мог бы стать ближе М. В. Ломоносова! Великий поэт и великий ученый любил эту молодежь, заботился о ней в течение всей своей жизни, болел за нее душой и ободрял ее теплым словом утешения. Он горячо и сознательно любил свою родину и верил, что ее светлое и великое будущее возрастет высоко, если к тому приложены будут усилия грядущих поколений. Подобно Петру Великому, Ломоносов был убежден, что только одно знание может возвысить его родину. Оттого с таким горячим убеждением воспевал он «науку» в своих поэтических гимнах, оттого так отечески-задушевно в одной его торжественной оде звучать теплые слова обращения к учащейся молодежи:
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим доказать»...
С такими словами, с такой сердечной теплотой, так непосредственно-прямо не обращался к молодежи никто из русских писателей до и после Ломоносова.
Вот почему, празднуя в нынешнем 1911-ом году память М. В. Ломоносова, русская учащаяся молодежь должна в его лице почтить не только первого русского поэта и первого ученого, но и своего учителя-воспитателя, — «вождя по жизни», который и словом, и делом доказал свою любовь к ней!
Дороги и незабвенны должны быть нам его заветы, и глубоко в юные сердца должны запасть его уроки...