Виртуальная выставка "День славянской письменности и культуры"

Ежегодно в мае отмечается День славянской письменности и культуры. Одна из великих дат древности, объединяющих славянские народы, 24 мая 863 года. Дата приурочена ко Дню памяти святых Кирилла и Мефодия - славянских просветителей, создавших письменность и первую славянскую азбуку. В 1991 официальный календарь России назвал этот день Международным праздником славянской письменности и культуры.

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья».

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

 

Уважаемые читатели!

Предлагаем вашему вниманию книги отдела читального зала и основного книгохранения

 

Истрин, В. А. 1100 лет славянской азбуки. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Наука, 1988. — 192 с, 24 ил. — (Серия «Литературоведение и языкознание»).

Книга знакомит читателя с полной драматических событий историей жизни и деятельности создателей славянской азбуки, великих славянских просветителей - братьев Константина Философа (Кирилла) и Мефодия. Наряду с этим дается сравнительная характеристика и прослеживается последующая судьба двух древнейших славянских азбук - кириллицы и глаголицы, рассматриваются пока еще не решенные наукой до конца вопросы о докирилловской славянской письменности.

 

 

 

Хабургаев, Г. А. Первые столетия славянской письменной культуры: Истоки древнерус. книжности / Г. А. Хабургаев. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 179,[2] с.: ил.

В монографии рассматривается проблема становления славянской книжной культуры, начиная от кирилло-мефодиевской миссии вплоть до формирования местных изводов церковнославянского языка.

Для филологов-славистов, специалистов по истории славянских стран, широкого круга читателей.

 

 

 

Чудинов, В. А. Загадки славянской письменности / В. А. Чудинов. - М.: Вече, 2002. - 525,[1] с. - (Тайны земли русской).

Издательство "Вече" продолжает серию "Тайны земли русской". Данная книга представляет собой исследование истории славянской письменности. Как возникли кириллица и глаголица? Что такое слоговое письмо? На эти и другие вопросы отвечает автор книги, предлагающий новый оригинальный взгляд на истоки и неразгаданные тайны славянской письменности.

 

 

 

 

От аза до ижицы / [Авт.-сост. А. А. Глинкина]. - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 2000. - 94,[1] с.

В книге-справочнике даются общие сведения об истории возникновения и развития славянской азбуки, письменности, о выдающейся роли в ней христианских просветителей Кирилла и Мефодия, предлагаются комментарии и толкование около двухсот библеизмов и трехсот малознакомых современному читателю слов из теоретической группы "Верования и религия". Этот материал можно рассматривать как своеобразное введение в лингвистическую культурологию и основы православной культуры. Справочник предназначен для старшеклассников, студентов-филологов, учителей-словесников, а также для всех, кого интересуют истоки и судьба русского языка.

 

 

 

Флоря, Б. Н. Сказания о начале славянской письменности / Б. Н. Флоря. - СПб.: Алетейя, 2004. - 381 с. - (Славянская библиотека).

Книга содержит переводы наиболее ранних памятников славянской письменности - созданных во второй половине IX в. в Великой Моравии пространных житий Кирилла и Мефодия и написанного в конце IX в. в Болгарии сочинения черноризца Храбра "О письменах". Эти памятники являются не только ценнейшими историческими свидетельствами, но и первыми оригинальными произведениями на славянском языке. Перевод сопровождается вводной статьей, где представлена характеристика тех исторических условий, в которых была создана и начала развиваться славянская письменность, а также тех условий, в которых возникли эти памятники. Книга включает подробный комментарий к текстам памятников, содержащий объяснение различных терминов, сведения об упомянутых в текстах лицах и событиях, указания на использованные автором источники.

 

 

Лощиц, Ю. М. Кирилл и Мефодий / Юрий Лошиц. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 355, [2] с., [16] л. ил., портр., факс.; 21 см. - (Жизнь замечательных людей: серия биографий / осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким; вып. 1606 (1406).

Создатели славянской письменности - братья Константин (получивший незадолго до смерти монашеское имя Кирилл) и Мефодий - почитаются во всём славянском мире. Их жизненный подвиг не случайно приравнивают к апостольскому, именуя их "первоучителями" славян. Уроженцы греческой Солуни (Фессалоник), они не только создали азбуку, которой и сегодня день пользуются многие народы, но и перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги, позволив славянам молиться Богу на родном языке. Предлагаемая вниманию читателей биография святых Кирилла и Мефодия принадлежит перу писателя Юрия Михайловича Лощица, которого ценители биографического жанра хорошо знают как автора книг "Сковорода", "Гончаров" и "Дмитрий Донской", ранее выходивших в серии "Жизнь замечательных людей". Надёжными путеводителями для автора стали два древнейших литературно-исторических памятника старославянской письменности - "Житие Константина Философа" и "Житие Мефодия" (так называемые пространные жития солунских братьев). Многие страницы книги написаны как развёрнутый комментарий к этим памятникам отдалённой эпохи и представляют собой опыт художественно-исследовательской реконструкции.

 

Князев, А. С. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славян; Служба и акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию / А. С. Князев. - М.: Правило веры, 1997. - 282,[3] с.

Эта книга - дань памяти святых солунских братьев, подаривших нам поистине священное сокровище - мощный, образный и величавый язык, на котором совершается таинственное общение православного христианина с Богом. Она ярко и подробно повествует о святых просветителях славян, их равноапостольных трудах и подвигах.

 

 

 

 

Флоря, Б. Н. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б. Н. Флоря; Б. Н.Флоря, А. А. Турилов, С. А.Иванов. - СПб.: Алетейя, 2000. - 310,[4] с. - (Славянская библиотека).

Издание включает в себя публикацию комментированного перевода важного источника, проливающего свет на судьбы славянской письменности после Кирилла и Мефодия - Жития их ученика Климента Охридского. Есть вступительная статья о развитии славянской литературы в конце IX-X вв. и славянской рукописной традиции XI-XIII вв. В приложениях помещен текст краткого Жития соратника Климента - Наума Охридского, а также статья об отношении Римской курии к богослужению на славянском языке.