Виртуальная выставка «Густав Малер (1860-1911)»

Данная выставка приурочена к 160-летию Густава Малера — австрийского композитора, оперного и симфонического дирижёра.

Густав Малер родился 7 июля 1860 года в Калиште (Чехия) в семье мелкого торговца. Через несколько лет семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву в Южной Моравии. В детстве Малер брал уроки игры на фортепиано и аккордеоне, рано начал писать музыку, а в 10 лет сыграл свой первый концерт. В 15 лет он поступил в Венскую консерваторию. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция).

Затем в 1880 году началась его карьера капельмейстера.  Работал дирижёром в театрах Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. В творчестве Малера главное – симфонии и песенные циклы. В 1891 году он стал главным дирижером Гамбургской оперы. Успех вызвал спрос на его концерты Густава: с гастролями он побывал в Голландии, Италии, Франции и России.

В 1897 году Малера назначили директором Венской оперы, но для этого композитору, урожденному еврею, пришлось стать католиком. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: начав свою деятельность в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров. В 1907 году из-за интриг Густов перестал быть директором. А год спустя музыкант принял предложение поработать в Метрополитен Опера, где провел один сезон.

В 1909 году Малер стал главным дирижером реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра и на этом посту оставался до конца жизни. Несмотря на успех в Новом Свете, он часто бывал в Европе.

После очередного возвращения в Нью-Йорк 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Врачи обнаружили значительный гнойный налет на миндалинах и рекомендовали Малеру пока не выступать и не работать. Композитор не считал это заболевание опасным, но через некоторое время ангина дала осложнения на сердце. Малер несмотря на проблемы со здоровьем продолжал работать, пока не оказался в больнице. 18 мая 1911 года он скончался в Вене, где и был похоронен на Гринцингском кладбище.

Густав Малер. Интересные факты.

Густав Малер при жизни никогда не пользовался популярностью как композитор. Пока Малер был жив, он считается одним из величайших дирижеров в истории музыки.

Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик.

Симфония Густава Малера № 3 является одной из самых длинных симфоний, когда-либо созданных, и длится примерно 95 минут.  

Грандиозная Восьмая симфония, требует для исполнения около 1000 участников – около 150 участников оркестра и более 800 хоровых певцов.

Во время пребывания в Вене Густава Малера окружали молодые композиторы, в том числе Шенберг, Берг, Веберн и Землинский. Он часто поддерживал и поощрял их работу.

Густав Малер. Личная жизнь.

Он был безумно влюбчивым: в каждом новом городе Малер увлекался очередной красавицей. Конец этим похождениям положила Альма Шиндлер, приемная дочь известного австрийского художника Карла Молля. Встретив ее, Густав решил остепениться. Она была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой. Они обвенчались 9 марта 1902 года в Вене, в церкви Карлскирхе. У супругов родились две дочери, одна из них, Мария-Анна, умерла от дифтерии в возрасте четырех лет, а вторая, Анна, впоследствии стала скульптором. Ветреной Альме в скором времени наскучила жизнь с Густавом, и она изменила ему с архитектором Гропиусом. Новость о неверности жены стала для Малера настоящим ударом.

В сборник «Густов Малер. Письма. Воспоминания» включены наиболее интересные и ценные материалы, непосредственно отражающие жизнь, исполнительское и композиторское творчество замечательного австрийского музыканта, а также оценку его современниками. Материалы научного, исследовательского характера в сборник не вошли.

Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах – симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась незавершенной) и не менее 40 песен (в том числе  для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений – циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».

 

В фондах отдела музыкально–нотной литературы есть партитуры симфоний Г. Малера и пластинки с его произведениями, некоторые из них мы будут представлены на виртуальной выставке.

Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).

 

 

 

Каждая мелодия Малера – это предупреждающее ощущение надвигающейся катастрофы, на фоне которого автор своей исповедальной лирикой отстраняется от наступления нового времени, оставаясь верным традициям. Четвертая симфония – не исключение.

 

 

 

 

Пятая симфония Малера – самое известное произведение композитора. Особенно красива четвертая часть симфонии – Адажиетто. По существу, это песня, хотя и не для голоса, а для скрипок с оркестром. В этом шедевре Малер обнажает душу, противостоит злым силам и борется за свою светлую мечту.

 

 

 

 

Шестая симфония – это пророческое произведение, предсказывающее как личную трагедию автора, так и катастрофы двадцатого столетия. Его рефлексия на эти события, пускай заочная, отлично воплощена во второй части симфонии. Это мощнейшее анданте - скорбь за будущее, которое, конечно, великий художник Малер предчувствовал. Если Чайковский, затронув потусторонние темы в своей Шестой симфонии, накликал собственную смерть, то Малер предсказал гибель целой эпохи.