Виртуальная выставка из фонда редких и ценных изданий «Родоначальник русской драматургии»

Александр Петрович Сумароков считается первым профессиональным русским литератором – поэтом, драматургом, литературным критиком. Он универсален в своем поэтическом творчестве. Им  созданы песни и оды (философские, духовные, торжественные), элегии и мадригалы, сатиры и эпиграммы, пародии и басни, стихотворные эпитафии и письма в стихах. Экспериментируя с рифмой и строфическими построениями он использовал все существовавшие тогда размеры. В области драматургии Сумароков выступил как создатель национального театрального репертуара. Несмотря на то, что эстетика классицизма тяготела к жанровой специализации драматургов Сумароков был одновременно первым русским трагиком и комедиографом.

Важнейший признак сознательной ориентации Сумарокова на создание национальной жанровой модели – типология сюжетосложения. Из 9 его трагедий 7 написаны на сюжеты из русской истории. Во всех трагедиях он соблюдает формальные признаки, канонизированные эстетикой классицизма: обязательное пятиактное построение, единства времени, места и действия.

Все трагедии Сумарокова – стихотворные и написаны каноническим высоким метром – александрийским стихом (шестистопный ямб с парной рифмой.

 

Сумароков А. П. Ядовитый / комедия Александра Сумарокова. – В Санкт-Петербурге: при Императорской Академии наук, 1768. – 55, [1] с.

Произведение повествует о силах добра, любви и верности, заложенных в чистой и верной человеческой душе, и не позволяющих отравить жизнь в каких бы стеснённых обстоятельствах не оказывались люди. Сумароков призывает нас устами героев «щадить слабости друг друга, но обличать злонамеренность», поскольку иначе «продолжается невежество по своевольству нашему и к утеснению наказуемых нами по нашему благоволению».  

По времени создания комедия «Ядовитый» (1768) принадлежит второй группе комедий, написанных между 1764-1768 гг. и относимых исследователями к  комедиям характеров. Суть комедий данной группы в том, что всё внимание уделено главному персонажу, а остальные действующие лица служат для раскрытия черт характера главного героя. Так в центре внимания комедии «Ядовитый» – клеветник Герострат. Остальные персонажи – положительные и выступают в роли резонеров. Интересно также, что комедия «Ядовитый» – это в значительной мере памфлетная пьеса. Принято считать, что в лице Герострата автор в основном сводил счёты со своим литературным противником – писателем Ф. А. Эмином. Хотя образ Герострата обнаруживает «расширение» первоначально заданного образа «ядовитого», клеветника, злоязычника, в большей степени, чем в других комедиях Сумарокова, включая черты  других деятелей того времени, известных автору.

Представленная книга является самым старым изданием на русском языке в редком и ценном фонде Брянской областной научной библиотеки.

 

Сумароков А. П. Полное собрание всех сочинений : В стихах и прозе / Покойнаго действительнаго статскаго советника, ордена св. Анны кавалера и Лейпцигскаго ученаго собрания члена, Александра Петровича Сумарокова. ; Собраны и изданы в удовольствие любителей российской учености Николаем Новиковым, членом Вольнаго Российскаго собрания при Имп. Московском университете. – 2-е изд. – М. : Унив. тип., у Н.Новикова, 1787.

Ч.10 : [Разныя прозаическия сочинения и переводы; Наставление младенцам. Мораль, история и география]. – 279 с.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) русский общественный деятель, известный журналист, просветитель, собиратель исторических артефактов. Создатель Древней российской вивлиофики.

Среди заслуг выдающегося просветителя Николая Ивановича Новикова есть и такая, как издание «Полного собрания всех сочинений в стихах и прозе» А. П. Сумарокова, ставшее первым опытом создания собрания сочинений русского писателя.

Широко разрекламировав в московских и петербургских газетах 10-томное Полное собрание сочинений Сумарокова, Новиков назначил «весьма умеренную» подписную плату – по 1 р. 25 к. за том, взял на себя расходы, связанные с пересылкой книг иногородним подписчикам, и обещал напечатать весь «увраж» за год. Результаты столь умело проведенной подписной кампании не замедлили сказаться. Об этом свидетельствуют списки 226 «пренумерантов» (243 экз.), помещенные в первом и последнем томах сумароковского собрания сочинений. Издатель выполнил свое обещание. Печатание восьми основных томов собрания сочинений Сумарокова было завершено к марту 1781 г., а через 10 месяцев вышли в свет и два дополнительных тома.

При определении корпуса произведений Новиков использовал рукописи писателя, архив которого затем бесследно исчез. В распоряжении Новикова была часть литературного архива Сумарокова, которая позднее оказалась утеряна. Ряд произведений поэта был опубликован Новиковым впервые.

 

Сумароков А. П. Избранные драматические произведения / А.П. Сумароков. - Санкт-Петербург : И. Глазунов, 1893. – [2], VI, 172 с., 1 л. фронт. (портр.) ; 19 см.. – (Русская классная библиотека, изд. под редакцией А.Н. Чудинова : Пособие при изуч. рус. лит. ; Вып. 14)

На титульном листе имеется выполненный типографским способом знак с латинским девизом “Quaerendo” («Добивайся», или сокращение от “quaerendo invenietis” – «спрашивай и отыщешь») и подписью «издание И. Глазунова».

Иван Ильич Глазунов (1826-1889), 1-й гильдии купец, тайный советник, был также известным петербургским книгопродавцем и издателем русской литературы, который пользовался в качестве «бренда» символикой герба потомственного дворянского достоинства, жалованного ему Императором Александром II в марте 1846 г. Книга издана в типографии И.Глазунова в 1893 г. уже после его смерти.

Предисловие написано Александром Николаевичем Чудиновым – филологом, редактором двух серий образцовых произведений русской и переводной литературы – «Русская классная библиотека».

Редактор включил в данное издание трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», которые сам А.П.Сумароков считал наиболее зрелыми своими произведениями, а также комедию «Опекун», которая характеризует Сумарокова как изобразителя отрицательных  сторон современной ему жизни – осмеивает дворянскую жадность и галломанию, обличает хищничество и взяточничество «подьячих»-чиновников.

Для выявления действительного значения литературной деятельности А.П.Сумарокова людьми, изучающими его творчество, в данное издание А. Чудиновым помещены объяснительные статьи о значении драматического искусства у Корнеля, у Росина и статьи историка литературы, философа и педагога Н.Булича о понимании трагедии и комедии самим А.П.Сумароковым.

К изданию прилагается и портрет Федора Григорьевича Волкова – ученика и театрального сподвижника А. П. Сумарокова, первого великого русского актёра, в игре которого ярко проявились национальные особенности русского сценического искусства.

Все пьесы напечатаны по изданию Н.Новикова 1878 г.