Виртуальная выставка «Мысли, доверенные бумаге. Школьное сочинение по литературе» (серия «Перечитывая классику»).

Предлагаем вашему вниманию серию «Перечитывая классику». В книгах этой серии содержится современный анализ произведений, входящих в школьные программы по литературе. Впервые обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты творчества русских писателей XIX-XX вв. Серия предлагается как база современных знаний по русской литературе, необходимая для сдачи школьных экзаменов и поступления в любой вуз.

Недзвецкий, В.А. От Пушкина к Чехову/В.А. Недзвецкий: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 192 с.

Автором настоящего пособия по-новому прочтены такие вершинные произведения русской литературной классики, как "Евгений Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" и "Смерть Поэта" Лермонтова, "Мертвые души" Гоголя, "Записки охотника", повесть "Ася "Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Бедные люди", "Записки из Мертвого дома" и "Братья Карамазовы" Достоевского, "Смерть чиновника" Чехова. Как изменились в русской классической литературе с ее развитием от Пушкина и Лермонтова к Достоевскому и Чехову типы «русского скитальца», «маленького человека», а также образ человека из народа? Какому нравственно-этическому идеалу верны положительные герои русского социально-универсального романа? Мог ли «Евгений Онегин» быть написан в прозе? И почему роман «Братья Карамазовы» следует считать романизированной мастерской? На эти и многие другие вопросы отвечает книга доктора филологических наук В.А. Недзвецкого.

Кормилов, С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова / С.И. Кормилов: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). - 2 изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. – 128с.

Лермонтов – второй по таланту и значению русский поэт, вершинное явление русского романтизма, один из родоначальников, наряду с Пушкиным и Гоголем, нашей классической прозы.

Книга содержит подробные разборы произведений, включенных в программы для поступающих на гуманитарные факультеты высших учебных заведений. Вместе с тем дается характеристика М.Ю. Лермонтова как человеческой и творческой индивидуальности, определяются особенности его мировоззрения и художественной манеры, отмечаются основные вехи жизненного и творческого пути поэта. В книге говорится и о таких сторонах биографии и творчества Лермонтова, к которым редко обращалось литературоведение советской поры (отношение к религии, бытовое поведение, те или иные слабости классически лермонтовских произведений и т.д.)

Илюшин, А.А. Поэзия Некрасова / А.А. Илюшин: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999. - 76 с.

Не всякого большого поэта можно по праву назвать народным, даже если он очень популярен и любим народом. О Некрасове же и не скажешь иначе, как о величайшем народном поэте. Убедительное свидетельство этому – не только повсеместно распеваемые песни «Ой, полна, полна коробушка…» и «Меж высоких хлебов…», но и главным образом все творчество Некрасова, от ранних произведений до предсмертного стона «Последних писем».

В книге автор рассматривает как эпическую, так и лирическую поэзию Некрасова, анализирует его центральные произведения, их зачастую скрытый смысл, а также особенности жанра, стиля, стиховых форм.

Ничего! Гони во все лопатки,
Труден путь, да легок конь,
Дожигай последние остатки
Жизни, брошенной в огонь!

Баевский, В.С. Пастернак / В.С.Баевский: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). - 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1999. - 112 с.

Эта книга посвящена творчеству Б.Л. Пастернака - самого изучаемого во всем мире русского поэта XX века. Его лирические произведения принадлежат к вершинам поэзии, роман "Доктор Живаго" – самый популярный русский роман нашего столетия, а переводы Шекспира, Гёте, франц узских и грузинских поэтов считаются непревзойденными. Автор рассказывает также о необыкновенной личности и сложном жизненном пути Нобелевского лауреата.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Чалмаев, В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов /В.А. Чалмаев: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). – М.: Изд-во МГУ, 1998. - 124 с.

В пособии анализируются произведения крупнейших мастеров русской военной прозы 60-90-х годов, ставшие органической частью школьных программ наших дней, - К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Астафьева, К. Воробьева, Г. Бакланова, В. Богомолова. Читатель с несомненной пользой для себя ознакомится с разборами повестей и рассказов В. Некрасова, А. Платонова, М. Шолохова, с самим процессом приближения художественного слова к полной правде о человеке на войне, о его мужестве, скорби утрат и благородстве. Русская военная проза предстанет здесь как весьма динамичная система текстов со сложными взаимосвязями, изменчивыми повествовательными структурами, яркими творческими индивидуальностями. Показано взаимодействие военной прозы со всем литературным процессом 60-90-х годов. Поколение писателей – фронтовиков обладало в огненные дни сражений лишь одним трагическим правом:

В нас есть суровая свобода,
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
(К. Симонов)

Недзвецкий, В.А. Русская деревенская проза/ В.А. Недзвецкий, В.В. Филиппов: (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М.: Изд-во МГУ, 1999.-144с.

В свете общечеловеческих духовно-нравственных, этических и эстетических ценностей русского крестьянства в книге проанализированы основные произведения Ф.А. Абрамова, В.И. Белова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, а также таких из их непосредственных предшественников, как Е.И. Замятин и А.П. Платонов. Специальная глава посвящена истокам отечественной "деревенской" прозы нашего столетия в русской классической литературе - от Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Д.В. Григоровича и И.С. Тургенева до Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Г.И. Успенского и А.П. Чехова.