Виртуальная выставка «Наука — это доступно! (гуманитарные, общественные, и филологические науки)»

 

Уважаемые читатели! Поздравляем вас с Днём знаний!

Мы подобрали для вас интересную литературу, которая докажет вам, что постижение науки может быть приятным и увлекательным занятием. Эти книги могут читать как дети, так и родители, подзабывшие школьную программу. И им будет интересно: ведь в наших книгах содержатся не только общеизвестные сведения, но и новые, недавно открытые или малоизвестные факты.

Большинство из предоставленных здесь книг написаны авторами, которые подают материал просто и понятно, а что самое главное — с юмором. Так что наши книги могут вам доказать, что учёные — не занудные, а живые и шутливые люди!

Книги же, написанные более серьёзно, говорят с читателями языком эмоций. Они патетичны и выстраивают диалог между автором и учеником, автором и взрослым читателем.

В этой части выставки представлены гуманитарные, общественные, и филологические науки.

 

Русский язык

Королева, М. А.  Говорим по-русски правильно / М. Королёва. — Москва: Российская газета, 2007. — 464 с.

Эта книга — своеобразный словарь: не обязательно читать её целиком, можно просто найти интересующее слово и порассуждать вместе с автором о нём. Потратите вы на несколько минут — именно таково время авторских радиовыпусков «Говорим по-русски» и «Как правильно», на материалах которых и создана книга. Очерки строятся так: сначала подан бытовой сюжет, затем сведения о том, как правильно произносить или употреблять коварное слово, с обязательными ссылками на словари, и тренировка — ввод слова в активный речевой оборот.

У автора книги очень приятный стиль повествования: никого не поучающий, непринуждённый, весёлый, естественный. Такую книгу нескучно читать.

 

 

Голуб, И. Б. Занимательная стилистика: Как мы говорим. А как мы пишем! / И. Голуб, Д. Розенталь. — Москва: АСТ, 2019. — 304 с.

Книга в доступной и занимательной форме рассказывает о выразительных средствах русского языка, раскрывает «секреты» использования слов, их сочетаемости, правила и тонкости употребления грамматических форм. Цель авторов — побудить к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка на лучших образцах художественного слова.

Проанализированы нарушения языковой и стилистической нормы, даны типологии лексических, фразеологических, морфолого-стилистических, синтаксических и логических ошибок. Приводятся яркие запоминающиеся примеры ошибок и их стилистическая правка. Описаны приёмы усиления выразительности речи.

 

 

Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян — Москва: «Русское слово», 1999. — 304 с.

Эта книга рассказывает о жизни слов — об их происхождении, видоизменении, появлении новых значений… Ведь русский язык, на котором говорили сто или двести лет назад, отличается от современного. Как возникают новые слова? Откуда берутся заимствования? Что такое фразеологизмы и зачем желают «ни пуха, ни пера»? Кто придумал слово «миллион» и почему пельмени так называются?

Вы отправитесь в увлекательную экспедицию за словом, примете участие в обряде называния вещей, познакомитесь со словами-обманами, ошибками и мистификациями, с капризами нашей речи; переводческими курьёзами. Серьёзные языковедческие темы здесь описаны доступно, с большим количеством историй и примеров. Благодаря этому читать книгу увлекательно и интересно!

 

 

Белянин, В. П. Живая речь. Словарь разговорных выражений / В. П. Белянин. — Москва: ПАИМС, 1994. — 192 с.

Книга содержит 2558 выражений, которые занимают промежуточное место между устойчивыми единицами языка и небольшими фольклорными произведениями: сравнения, приветствия и прощания, пожелания, лозунги, пословицы, поговорки, сентенции здравого смысла, переделки крылатых слов, цитаты из популярных кино- и мультфильмов, литературных произведений, анекдотов и другие стандартные реплики в типовых ситуациях. Употребляются они исключительно в ситуациях устного непринуждённого общения и часто встречаются в речи.

Если вы хотите говорить на одном языке с другими носителями русской культуры и понимать их отсылочные выражения, эта книга вам поможет.

 

Литература

Семенов, А. Н. Теория литературы: вопросы и задания / А. Н. Семенов, В. В. Семенова. — Москва: Классикс Стиль, 2003. — 432 с.

Какие в литературе отражены эстетические категории? В чём сущность художественного творчества? Как связаны художественная форма и художественное содержание? А как работают в тексте художественное время и художественное пространство? И какие типы культурного сознания автора можно отследить в его творении? После прочтения книги вы обретёте знания, позволяющие ответить на эти вопросы.

Академическое учебное пособие.

 

 

Шульговский, Н. Н.  Занимательное стихосложение / Н. Н. Шульговский. — Москва: ИДМ, 2008. — 208 с.

Это занимательная энциклопедия поэтических форм и полезное руководство для начинающих поэтов заодно. Автор систематизирует поэтические приёмы, способы работы со словом, через замысловатые игры знакомит с традиционным и новаторским стихотворчеством. И постепенно, от шуток и забавных цитат, переходит к простому и серьёзному разговору о красоте стиха, о выработке художественного вкуса. Завершает книгу раздел «Сведения, необходимые для правильного стихосложения». А на последних страницах дан раздел «Ошибки в стихосложении, делаемые начинающими и дилетантами».

 

 

 

Кожинов, В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества / В. В. Кожинов. — Москва: Алгоритм, 2001. — 320 с.

«…Большинство людей полагают, — пишет автор, — что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется: достаточно просто уметь читать. <…> [Но] подобное представление ошибочно».

Главная цель этой книги — показать необычайную трудность, напряжённость, сложность дела поэта, дела, которое многие представляют себе упрощённо или слишком смутно. Большое место заняла проблема самой причины возникновения и развития стиха: зачем, собственно, поэт пишет стихами, что именно преображается в прозаическом повествовании, переложенном в стихи.

 

 

История

Вилкинсон, Ф. Средиземноморье : [Пер.с англ.] / Ф. Вилкинсон, Ж. Дайнин; Ил. Р. Ингпена. - Москва: Лик пресс, 1998. - 92 с.: ил. - (Мистические места мира).

Греция и Рим — это яркие звезды древней истории. Однако, когда археологи и историки изучали эти и другие цивилизации, существовавшие вокруг Средиземного моря, возникало много вопросов.

Что такое Кносский лабиринт и действительно ли там обитали чудовища? Как оракул в Дельфах осуществлял свои знаменитые видения? Действительно ли ноги Колосса охватывали вход в гавань Родоса? Об этих и о других загадках рассказано в этой книге.

 

 

 

Гаспаров, М. Л. Путешествие по культурной карте Древней Греции / М. Л. Гаспаров. — Москва: Фортуна ЭЛ, 2004. — 115 с.

Свой путь автор начинает от Олимпии. Далее идёт к Афинам, но через Аркадию, Аргос, Тиринф, Микены, Эпидавр и Коринф. К каждому городу прилагается один или несколько мифов. После Афин мы следуем через Фивы в Дельфы. Ну и заканчивает всё остров Крит — колыбель загадочной минойской цивилизации.

Вы узнаете, каким образом изготавливались всем известные черно-красные греческие вазы, какой смысл вкладывали греки в Олимпийские игры, с кем боролась Афина за покровительство над одноименным городом, в чем уникальность греческой демократии. А мифы расписаны так понятно и доходчиво, что невольно увлекаешься греческой мифологией. Единственный минус книги — возникновение непреодолимого желания немедленно посетить Грецию!

 

 

Средние века: книга для чтения по истории / В. Д. Балакин и др. — Москва: Астрель, 2006. — 621 с.

Яркие, увлекательные рассказы в книге повествуют о жизни средневекового общества в странах Европы и Африки, Латинской Америки и Азии, достижениях в экономике и культуре, торжестве религии, о самой продолжительной войне и о выдающихся людях, оставивших свой след в истории. Книга снабжена указателем имён исторических деятелей, учёных, поэтов, писателей и путешественников, а также словарём понятий и терминов. Представлен обширный список современной исторической и художественной литературы о Средневековье.

Авторы книги — ведущие специалисты РАН: известные учёные-историки, преподаватели, создатели школьных учебников.

 

 

Смирнов, С. Г. Задачник по истории средних веков / С. Г. Смирнов. — Москва: МИРОС, 1995. — 288 с.

Задачник охватывает события от эпохи Великого переселения народов до Английской революции XVII века. Содержит материал по всем основным регионам Земли (кроме России).

В книгу включено около 600 задач, часть которых была использована на московских Ломоносовских турнирах 1987–1992 гг. Проверьте свои познания в истории и навыки анализа историографических текстов! Ответы к задачам прилагаются.

 

 

 

Анисимов, Е. В. Хронология российской истории. Россия и мир / Е. В. Анисимов Е. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 462 с.

Эта книга охватывает главные вехи нашей истории на фоне событий мировых. Автор поставил своей задачей дать нам возможность сравнить Русь с её далёкими и близкими соседями. Из всей истории страны выделяются наиболее важные даты, события и даётся краткий очерк о них. Выбрано только то, что серьёзно повлияло на развитие России, оказалось этапным или придающим свой оттенок времени. Новеллы написаны так, чтобы можно было, с одной стороны, уловить особые черты происшедшего, а с другой — увидеть конкретный исторический эпизод в общеисторическом контексте.

 Но также приводятся даты и краткое описание важнейших событий мировой истории, непосредственно или косвенно повлиявших на ход истории российской. Подобное сравнение опровергает сложившиеся мифы о России как о «самой передовой» или, напротив, «безнадёжно отсталой» стране мира, и даёт понимание действительного положения страны в тот или иной исторический период. Написанная ярко и просто, книга расширит ваши представления о месте и роли России в мировой истории.

 

Блохина, И. В. Всё, что должен знать каждый образованный человек о России / И. В. Блохина. — Москва: АСТ, 2016. — 192 с.

Что значит — «быть образованным человеком»? Можно обладать огромным багажом знаний в какой-то одной сфере, но не суметь ответить на простейший, «детский» вопрос из другой. Что же касается России, то здесь среди множества областей знаний, в которых должен ориентироваться её гражданин, важное место занимают история, культура, наука, искусство и религия.

В этой книге содержатся сведения, которые действительно следует знать каждому жителю нашей необъятной страны. Здесь же есть и любопытные факты, которыми можно удивить даже признанных эрудитов, сумев поддержать разговор на любую тему.

 

Искусство

Карпушина, С. В. История мировой культуры / С. В. Карпушина, В. А. Карпушин. — Москва: NOTA BENE, 1998. — 536 с.

Книга ставит целью показать, как происходило формирование религиозных представлений, развитие творчества и ремесла, живописи и архитектуры, поэзии и театра, философии и математики. Дан обзор истории мировой культуры: от древнейших времён до наших дней. А тема взаимодействия культур выявляет единство мирового культурно-исторического процесса.

Издание сопровождается списками рекомендуемой литературы, текстами для чтения и богатым иллюстративным рядом.

 

 

 

Гибсон, К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре / К. Гибсон. — Москва: Эксмо, 2007. — 160с.

Символика пронизывает всю нашу жизнь, даже если мы этого не хотим или не замечаем. Путешествуя в Европе и видя старинное знание, украшенное фреской, изображающей рыбу, люди сразу понимают: здесь — христианская церковь. А видя лампочку в рекламе образовательных курсов, думают не об осветительном приборе, а о том, что постигнут новые знания и идеи…

Сакральные образы, атрибуты мифологии, литературы, астрологии, геральдики, символы природы и человека окружают нас повсюду. Их влияние на искусство, религию, историю, психологию бесспорно и неиссякаемо. И это великолепно проиллюстрированное издание даёт трактовку и анализ основных визуальных образов, являющихся неотъемлемой частью культуры человечества с древнейших времён.

 

 

Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. — Москва: Локид, 2000. — 576 с.

Мироздание говорит с человеком на «языке намека и внушения», иначе выражаясь, на языке символов. Воспринимая их, человек постигает мир. Умение понимать и истолковывать символы и знаки — насущное условие выживания в окружающей среде. С древнейших времён оно признавалось одним из важнейших человеческих искусств. Символистика складывалась и развивалась на протяжении столетий, постепенно обретая собственную мифологию: многочисленные значения, приписываемые символам, и сложные, многоуровневые взаимосвязи между символами в конце концов привели к тому, что появилась уникальная мифологическая система — наднациональная, единая для многих народов мира.

Эволюции это мифологической системы символов и её нынешнему состоянию и посвящена эта книга. В ней есть как красочные, так и чёрно-белые иллюстрации, и охвачены все сферы жизнедеятельности общества.