Виртуальная выставка-обзор «Творчество А. Ф. Писемского в зеркале эпохи»

 

Сегодня имя писателя Алексея Феофилактовича Писемского не на слуху, его произведения не изучают в школах. А в середине XIX века он входил в плеяду литераторов, признанных классиками «золотого века» русской литературы.

А. Ф. Писемский родился в селе Раменье Костромской губернии. С юности увлекся литературой и пробовал писать сам. После окончания университета Писемский вернулся на малую родину, где несколько лет трудился чиновником. Служебные поездки по Костромской губернии предоставили Писемскому богатый материал для творчества. Первым литературным успехом писателя считается повесть «Тюфяк», опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин». Сюжеты своих ранних произведений Писемский черпал из жизни среднедворянского круга. Однако жизнь обитателей дворянских гнезд, воспетая в произведениях Тургенева и Льва Толстого, изображена у Писемского абсолютно непривлекательно. Родственные и дружеские отношения между героями в его произведениях выглядят нелицеприятно, место любви в этом обществе, по мнению Писемского, занимает холодный расчет или даже прямой обман. В произведениях Писемского нет традиционного «положительного героя». Автор сосредоточил внимание на изображении будничной, прозаической жизни обыкновенных людей, лишенных ореола исключительности.

В 1850-х – 1860-х гг. Писемский уделяет много времени написанию рассказов и повестей из жизни крестьян. И в них писатель сохраняет свой сурово-беспощадный взгляд на русскую действительность.

В 1856 году вышла в свет книга Писемского «Очерки из крестьянского быта», которая включала в себя следующие произведения «Питерщик», «Леший», «Плотничья артель». Книга была встречена сочувственными откликами критики. В частности, Н. Г. Чернышевский отмечал: «...Г. Писемский пишет прекрасные рассказы из простонародного русского быта - это потому, что он хорошо знает простонародный русский быт <…> ...В таланте<...>г. Писемского отсутствие лиризма составляет самую резкую черту. Он редко говорит о чем-нибудь с жаром, над порывами чувства у него постоянно преобладает спокойный, так называемый эпический тон <…> Нам кажется, что у г. Писемского отсутствие лиризма скорее составляет достоинство, нежели недостаток; нам кажется, что хладнокровный рассказ его действует на читателя очень живо и сильно, и потому полагаем, что это спокойствие есть сдержанность силы, а не слабость».

Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского / Н. Г. Чернышевский // Полное собрание сочинений : в 10 томах c 4 портретами / Н. Г. Чернышевский. – Санкт-Петербург : Издание М. Н. Чернышевского, 1906. – Т. 3: Современник 1857 : (критика и библиография, заметки о журналах 1857 г., статьи по крестьянскому вопросу, Лессинг). – С. 129-139.

Вершиной творчества писателя называют произведение «Тысяча душ», несписанное в нетипичном для русской литературы жанре романа-карьеры. Конец 1850 гг., по общему признанию современников писателя, – пик славы и популярности Писемского у русской читающей публики. Его имя было поставлено в один ряд с именами И. С. Тургенева, И. А. Гончарова.

Известный литературный критик Д. И. Писарев писал: «Романы Писемского, Гончарова и Тургенева имеют для нас не только эстетический, но и общественный интерес; <…>… каждый из трех названных романистов имеет свою характерную особенность; в Гончарове, например, развита та сторона, которая слаба в Тургеневе и Писемском; в Писемском есть такие достоинства, которых вы не найдете ни в Тургеневе, ни в Гончарове; Тургенев заденет в вас такие струны, которых не шевельнет ни Гончаров, ни Писемский; стало быть, публика наша, читая их вместе и находя всех троих по своему вкусу, поступает очень основательно…»

 

 

Писемский, Тургенев, Гончаров / Д. И. Писарев // Сочинения Д. И. Писарева : Полное собрание в 6 томах. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1894. - Т.1. – Стб. 437-480.

Став в начале 1860-х гг. ответственным редактором «Библиотеки для чтения», Писемский публикует в ней фельетоны, в которых высмеивает революционно-демократическую журналистику. А написанный им в 1963 году тенденциозный роман «Взбаламученное море» вызывает всеобщее негодование и настраивает против автора все либеральные слои общества.

В последующие годы Писемский утратил свое былое влияние в литературе, хоть и продолжал плодотворно работать. Ведущими жанрами его творчества стали драма и роман. Но написанные им в последнее десятилетие жизни объемные романы и драматические пьесы, как писал А. М. Скабичевский «… представляют собой лишь бледную тень прежнего Писемского; они читались, раскупались, имели минутный сценический успех, но проходили бесследно, не производя никакого влияния, никаких критических обсуждений или разговоров».

 

 

Алексей Феофилактович Писемский / А. М. Скабичевский // История новейшей русской литературы. 1848-1906 гг. / А. М. Скабичевский. – 6-е изд. – Санкт-Петербург : Ф. Павленков, 1906. – С. 205-211.

Н. К. Михайловский в статье-некрологе на смерть Достоевского и Писемского (январь 1881 г.) писал, что Писемский в отличие от Достоевского – в историко-литературном плане явление завершенное: «Всегда грубоватая и как бы даже всегда щеголявшая своей внешнею грубостью  и внутренней неряшливостью, муза Писемского под конец совсем замолкла. В последних произведениях его не слышится уже дыхания какой бы то ни было музы. Он, очевидно, задолго до смерти совершил все, что мог совершить, и благодарный читатель поминает в его лице не живую силу, относительно которой были бы уместны надежды и опасения, а – заслугу, заслугу законченную и взвешенную».

 

 

 

 

О Писемском и Достоевском / Н. К. Михайловский // Сочинения Н. К. Михайловского / Н. К. Михайловский. – Санкт-Петербург : Ред. журн. «Русское богатство», 1897. – Т. 5. – Стб. 410-436.

Но в лучших своих произведениях Писемский сказал о современной ему русской жизни именно ту суровую правду, которая и до сих пор не может не волновать.

Глубокий знаток жизни, Писемский создал целую галерею самобытнейших образов, в жизненную достоверность которых нельзя не верить. «Это большой, большой талант! – писал А. П. Чехов. – Люди у Писемского живые, темперамент сильный...»

Творчество Писемского – одно из замечательнейших явлений художественной культуры русского народа.

 

 

 

Полные собрания сочинений А. Ф. Писемского в фонде редких и ценных изданий БОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений А.Ф. Писемскаго. - 2-е посмерт. полн. изд., доп., сверен. и вновь просм. по рукописям. Т. 1-24. – Санкт-Петербург ; Москва : т-во М.О. Вольф, 1895-1896 (Санкт-Петербург).

 

 

 

 

 

 

Писемский А. Ф. Полное собрание сочинений А. Ф. Писемскаго : с автобиографией и двумя портретами А. Ф. Писемскаго и с критико-биографическим очерком В. В. Зелинскаго. – Изд. 3-е. – Санкт-Петербург : Т-во А. Ф. Маркс, 1910-1911.