XIX век в России был периодом, богатым на различных политических деятелей, когда под влиянием европейских идей, а также русских реалий, каждый из них пытался найти свой «рецепт счастья» для страны.
Михаил Александрович Бакунин – крупнейший русский революционер и мыслитель, «апостол анархизма». Его общественная и революционная деятельность прямо или косвенно оказала значительное влияние на изменения социально-экономической и политической обстановки в мире во второй половине XIX века.
Михаил Александрович – представитель старинного дворянского рода, родился в усадьбе Прямухино Тверской губернии.
Как старшему сыну, по сложившейся среди знатных семей традиции, Михаилу была предопределена военная карьера. Однако уже через два года после окончания Петербургского артиллерийского училища он уходит в отставку и становится вольным слушателем историко-филологического факультета Московского университета.
Под влиянием близкого знакомого семейства Бакуниных общественного деятеля и философа Н. В. Станкевича он входит в литературно-философское объединение – кружок Станкевича, где изучает философию Гегеля и заводит дружбу с В. Г. Белинским.
В 1840 году Бакунин уезжает заграницу. В Берлинском университете с увлечением изучает политическую экономию, историю, физику, но, прежде всего, философию. Однако, как показала дальнейшая жизнь, основу его деятельности составляла не наука, а политическая борьба. Бакунин принимал участие в революционных европейских событиях 1848-1849 гг., был арестован австрийскими властями и передан русским властям. Семь лет проводит в тюрьмах, сначала в Петропавловской, затем в Шлиссельбургской крепостях. Там он пишет «Исповедь», в которой раскаивается в грехах и преступлениях и просит заменить пожизненное заключение каторгой. Николай I на его просьбу не откликается и только новый император Александр II в 1857 году отправляет Бакунина на поселение в Сибирь. Откуда он в 1861 году, получив разрешение на путешествие по Амуру, через Японию и США сбегает в Европу и вновь окунается в гущу революционной деятельности.
Последние годы жизни проводит в Швейцарии, практически не имея средств к существованию. Бунтарь и анархист, чью «дикую мощь, беспокойное, тревожное и глубокое движение духа, беспрестанное стремление вдаль, без удовлетворения настоящим» отмечал его друг Белинский, умер в Берне в больнице для бедных 1 июля 1876 года.
Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности ряда народнических кружков последней трети XIX в., российских анархических организаций 1900–1920-х и 1980–1990-х гг., а также в выступлениях европейских радикалов в 1968 г. и современном движении антиглобалистов.
Бакунин М. А. Бог и государство. – Петроград : Голос труда, 1918. – 78 с.
Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т. I. Государственность и анархия. – Петроград : Голос труда, 1919. – 320 с.
Бакунин М. А. Избранные сочинения. T. II. Кнуто-германская империя и социальная революция. – Петроград : Голос труда, 1919. – 295, [1] с.
Бакунин М. А. Избранные сочинения. T. IV. Парижская Коммуна и понятие Государственности. – Петроград : Голос труда, 1920. – 266, [1] с.
Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем, 1828-1876. Т. 1: Догегелианский период, 1828-1837 / под общ. ред. И.А. Теодоровича. – Москва : Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. – 487,[1] с.
Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем, 1828-1876. Т. 2: Гегелианский период, 1837-1840 / под общ. ред. И. А. Теодоровича. – Москва : Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. – 502,[1] с.
Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем, 1828-1876. Т. 4: В тюрьмах и ссылке, 1849-1861 / под общ. ред. И. А. Теодоровича. – Москва : Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1935. – 621, [3] с.