Изучая историю Великой Отечественной войны, мы читаем документы, научные статьи и монографии, художественную литературу, смотрим произведения изобразительного искусства. Все это производит на нас огромное впечатление. Но когда идет война, огромную роль всегда играют короткие, понятные призывы, четко, сжато изложенная информация, а это листовки и плакаты. Плакатная графика времён Великой Отечественной войны призывала и вдохновляла советских людей на борьбу против оккупантов, возвращала им надежду и веру в скорую победу, призывала тыл на героический труд во имя Великой Победы. Выдержав 80-летнее испытание временем, плакаты остаются не только документами истории, но и выдающимися художественными произведениями, а труд их создателей – творческим подвигом во имя Победы.
Что такое плакат?
Сгусток мыслей в картинке,
Он сильнее в сто крат,
Если подпись с хитринкой.
Андрей Шварц
Годы Великой Отечественной войны – период самого высокого подъёма боевого искусства советского плаката, которое в это суровое и героическое время было призвано на «передовую линию огня». По самому духу своему, по своей общественной функции плакат оказался самым непосредственным выразителем идей и чувств широчайших народных масс, объединившихся по зову Партии для отпора сильному и жестокому захватчику, а затем и для его разгрома. При изучении плакатов 1941-1945 годов можно проследить весь ход Великой Отечественной войны в соотношении с её провалами и неудачами, тяжёлыми потерями, значимыми событиями и долгожданными победами. Без них нельзя представить себе города и села времён Великой Отечественной войны. Военные агитационные плакаты были всюду – на стенах домов, на заводах, вокзалах, в избах. Изданные массовыми тиражами, они излучали силу и уверенность народа в неизбежности разгрома врага. Не случайно плакаты посылали на фронты войны наравне с патронами и снарядами, расклеивали в городах, отражавших нападение гитлеровцев. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат делает предательское дело».
В период Великой Отечественной войны создаются многие известные работы художников-плакатистов Н. Долгорукова, А. Кокорекина, В. Корецкого, И. Тоидзе, Д. Шмаринова, Н. Денисовского, Д. Моора и др. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. Уже к вечеру 22 июня 1941 года знаменитые Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а плакаты «Родина-мать зовёт!» художника Ираклия Тоидзе и «Ты чем помог фронту?» художника Дмитрия Стахиевича Моора били точно в цель как самое грозное оружие. Знаменитыми плакатами Великой Отечественной войны являлись «Окна ТАСС». Первый из них был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем они стали выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работали 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не погас свет.
Уважаемые читатели!
О талантливых художниках-плакатистах и об их самоотверженном труде в период Великой Отечественной войны – виртуальная выставка «Советские плакатисты – фронту».
Чапкина, М. Всё – для Победы! Из истории советского политического плаката времён Великой Отечественной войны / М. Чапкина // Искусство. – 1985. – № 5. – С. 31-37.
Автор рассматривает военный плакат как культурно-исторический и художественный феномен. Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в военные годы советский плакат был призван во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом. С того самого момента, как стало известно о нападении фашистской Германии на СССР, художники-плакатисты обратились к теме войны. О талантливых художниках и об их самоотверженном деле во имя Великой Победы рассказывает данная статья.
Тамручи, В. Огнём сатиры / В. Тамручи // Художник. – 1975. – № 5. – С. 32-34.
Советский политический плакат – один из самых массовых видов изобразительного искусства. С первых дней Великой Отечественной войны сатирическое искусство, в первую очередь плакат, включилось в борьбу советского народа против вероломного нападения фашистских захватчиков. Оно жило активной жизнью, сражаясь, как боец, острой, уничтожающе-злой и гневной сатирой высмеивая, срывая маски, разоблачая и разя врага. Недаром Адольф Гитлер некоторых художников – авторов плакатов и карикатур – считал своими личными врагами и даже составил так называемый «черный список» гестапо, по которому после взятия Москвы намеревался их найти и повесить.
Из публикации вы узнаете, как выпускался в блокадном Ленинграде «Боевой карандаш», а также о творчестве художников-патриотов, на которых в годы войны лежала огромная ответственность, так как им предстояла повседневная и напряжённая работа по созданию военного плаката.
Колесникова, Л. Е. «Окна ТАСС» – оружие Победы / Л. Е. Колесникова // Военно-исторический журнал. – 2016. – № 9. – С. 68-72.
В статье рассказывается о творчестве «Окон ТАСС» – коллектива талантливых авторов – художников, поэтов, прозаиков – в уникальном по своему воздействию жанре плаката. Поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны называли «Окна ТАСС». Они возрождали традиции знаменитых «Окон РОСТА» В.В. Маяковского, громивших врагов в годы Гражданской войны. «Окна ТАСС» рассказывали о героизме советских воинов, призывали к защите Отечества, сатирические плакаты высмеивали Гитлера и его сателлитов. По силе эмоционального воздействия их сравнивали с «Ленинградской симфонией» Д. Шостаковича и «Священной войной» А. Александрова. За годы Великой Отечественной войны было создано вручную 1250 плакатов, и, как утверждали бойцы, эти плакаты стали таким же грозным оружием, как и боевые автоматы.
Колесникова, Л. Е. Творческий подвиг во имя Победы / Л. Е. Колесникова // Московский журнал: история государства российского. – 2020. – № 5 (353). – С. 82-112.
Колесникова Лариса Ефремовна считает себя первым биографом известного советского художника-живописца, графика, карикатуриста и плакатиста Николая Фёдоровича Денисовского (1901-1981). Он был знаком с Владимиром Маяковским, вместе с ним создал серию плакатов для Наркомздрава. Эта работа стала решающей в судьбе художника, определила его «основной жанр» – плакат. Во время Великой Отечественной войны Н. Ф. Денисовский являлся одним из организаторов и руководителей «Окон ТАСС». В послевоенное время он участвовал в организации студии «Агитплакат» при Союзе художников СССР, был автором многих ярких, выразительных плакатов. Данная публикация подготовлена на основе документальных материалов, которые легли в основу монографии Л. Е. Колесниковой «"Окна ТАСС". 1941-1945. Оружие Победы».
Дмитриева, М. Плакатист Алексей Кокорекин / М. Дмитриева // Искусство. – 1970. – № 5. – С. 19-22.
Статья о советском живописце, художнике, иллюстраторе, выдающемся плакатисте. А. А. Кокорекин – член Союза художников СССР. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1949). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Известен главным образом как автор многочисленных агитационных плакатов на различные темы. С самого начала Великой Отечественной войны художник включился в активную работу по созданию политических плакатов, выезжал на фронт и к партизанам, где делал зарисовки. Всего за военные годы он выполнил более тридцати плакатов. Лучшие работы Кокорекина, несомненно, входят в золотой фонд советского агитационно-пропагандистского искусства. Своим творчеством Алексей Алексеевич доказал, что плакатист – это человек широкого кругозора, владеющий всем богатством изобразительных средств для воплощения своих замыслов.
Колесникова, Л. Е. НикС рассказывает…/ Л. Е. Колесникова // Московский журнал: история государства российского. – 2019. – № 4 (340). – С. 4-23.
Эта публикация о встрече и беседе с народным художником СССР, членом творческого коллектива Кукрыниксов Николаем Александровичем Соколовым. Война – особая страница в жизни Николая Александровича. С первых же дней он начал работать в знаменитых «Окнах ТАСС». Со своими друзьями П. Крыловым и М. Куприяновым создавал не только плакаты, но и карикатуры для цветных обёрток пищевых концентратов, получаемых нашими бойцами на фронте. Они рисовали для журнала «Крокодил», для фронтовых газет. Кукрыниксы были замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они написали картину «Таня», вызывавшую слёзы у многих зрителей. В 1942 году художники были удостоены высшей награды – Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная. Из воспоминаний Николая Соколова вы узнаете о подписании акта безоговорочной капитуляции Германии и о том, как проходил процесс над главными фашистскими преступниками в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года.
Поволоцкая, Е. Тридцать лет советского плаката / Е. Поволоцкая, М. Иоффе // Искусство. – 1948. – № 4. – С. 24-41.
Статья юбилейная. В ней прослеживается история появления первого советского плаката с 1918 года, когда издательство ВЦИК выпустило несколько красочных литографских плакатов и папку одноцветных «Герои и жертвы революции» со стихотворными подписями В.В. Маяковского. Затем плакат получает боевое крещение и боевую проверку в дни Гражданской войны. Его главная цель – укрепить в советском народе веру в победу, показать пути к ее достижению. В годы нэпа, период восстановления народного хозяйства страны задачи плаката – «смычки» города с деревней и решение вопросов культурного строительства. Годы Великой Отечественной войны – период самого высокого подъёма боевого искусства советского плаката. В это суровое и героическое время оно было призвано на «передовую линию огня». Вы узнаете об именах известных плакатистов и о том, как они решали задачу создания героического образа советского воина.