Виртуальная выставка «Сражались кистью и пером!». О плакатах Великой Отечественной войны

 

Изучая историю Великой Отечественной войны, мы читаем документы, научные статьи и монографии, художественную литературу, смотрим произведения изобразительного искусства. И все это производит огромное впечатление. Но когда идет война, огромную роль играют всегда короткие понятные призывы, четко, сжато изложенная информация, а это листовки и плакаты.

В период Великой Отечественной войны искусство плаката достигло небывалой высоты. До сих пор эти произведения вызывают живой эмоциональный отклик у тех, кто их видит. Выставка «Живое свидетельство истории» расскажет, что изображали на плакатах, к чему они призывали, а также, конечно, об авторах замечательных произведений искусства.

Условно плакаты можно разделить на несколько групп. Первая группа призывает защищать Родину, вторая — защитить мирное население и отомстить за убитых, третья зовет на трудовой подвиг, ведь надо помогать фронту. Конечно, есть и другие темы, например, увековечение подвига воинов Красной армии и т. д. Приведем несколько примеров.

Самый знаменитый плакат, который знают даже современные дети, — «Родина-мать зовет!». Его автор — грузинский художник Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для создания образа Родины-матери его жена Тамара Теодоровна. Все получилось спонтанно: она вбежала к мужу в мастерскую, услышав по радио о начале войны. Женщина очень испугалась за детей, в голове была одна мысль — надо бежать спасать. И все это отразилось на ее лице, в позе, в единственном произнесенном слове – «Война!». Тамара Теодоровна позировала несколько часов, пока художник сделал эскиз, удовлетворивший его. Конечно, образ собирательный. Тамара Теодоровна была гораздо моложе женщины на плакате, но зато каждый в созданном художником образе видел собственную мать. Первый тираж — 1000000 экз. Затем вышли еще 5000000 разного формата. В Российской государственной библиотеке нашелся первый, сигнальный экземпляр «Родины-матери», он датирован 4 июля 1941 года.

 

 

 

Трогательный образ матери на плакате Федора Васильевича Антонова «Сын мой! Ты видишь долю мою…». Пожилая женщина, позади которой горит, кажется, весь мир. А в ее натруженных руках — ль маленький узелок. И куда ей идти? Некуда, пока родная земля не освобождена от захватчиков. На первый план здесь выходит призыв отомстить.

 

 

 

 

 

В том же 1941 году появляются и другие известные плакаты. Яркий пример — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был в день начала войны — 22 июня, группой художников, которых все знали под псевдонимом Кукрыниксы. Трое художников — Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990), Николай Соколов (1903–2000), стали самыми известными авторами плакатов в Великую Отечественную. По сути, они воевали ничуть не менее действенно, чем бойцы на фронте. Эскиз плаката, на котором красноармеец протыкает штыком Гитлера, разорвавшего Договор о ненападении между СССР и Германией, был создан в редакции газета «Правда» и через три дня уже висел, растиражированный, на улицах советских городов. Вместе с Кукрыниксами в искусство военного плаката пришла жесткая сатира. Кукрыниксы придумали и «Окна ТАСС», в создании которых принимали участие и многие другие художники.

 

 

 

Виктор Борисович Корецкий создал в том же 1941 году плакат «Наши силы неисчислимы». На фоне памятника Минину и Пожарскому и моря вооруженных винтовками мужчин стоит рабочий, высоко поднявший винтовку, крепко зажатую в правой руке. А вверху, над ними всеми, развевается красное знамя. Этот плакат посвящен партизанскому движению в тылу врага, которое формировалось в начальный период войны и благодаря которому во многом была приближена общая победа советского народа над фашизмом.

 

 

 

 

В 1942 году в память о подвиге моряка Степана Ермоленко создан плакат «За Родину!». Автор — Алексей Алексеевич Кокорекин. Под изображением помещен рассказ о том, как защищали порученный им рубеж Степан Ермоленко и его бойцы: «…Против одного краснофлотца было 10–12 фашистов. Ермоленко окружило более 20 немцев. Две брошенные им гранаты легли точно в цель, уничтожив до 10 немцев. Семь часов отстаивали свой рубеж доблестные краснофлотцы. Они истребили более 200 немцев, не отступили и не сдали своих позиций врагу».

 

 

 

 

В 1942 г. художник Виктор Борисович Корецкий создал один из самых сильных плакатов Великой Отечественной войны — «Воин Красной армии, СПАСИ!». В воспоминаниях мастер подробно рассказал о поиске образа: «Тема плаката определилась для меня сразу, — ее выдвигала сама жизнь. Плакат создавался в напряженное время, когда враг рвался к Волге и все человечество было потрясено беспримерным героизмом несгибаемых защитников Сталинграда». На плакате женщина, прижав к себе ребенка, готова защитить дочь от штыка винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов времен войны был издан более чем 10-миллионным тиражом. Позже плакат воспроизводился на многочисленных листовках, открытках, конвертах. Произведения Корецкого нашли отклик у огромного числа людей, которых работы художника поддерживали в трудные минуты, помогая сохранять боевой дух. Так, капитан гвардии Иван Кузьменко написал в «Правду»: «...мне пришлось побывать в окопах, блиндажах... Везде я видел ваш плакат».

 

 

 

В «Окнах ТАСС», которые выходили под номерами, есть плакат № 743 «Все для фронта» (1943) художника Михаила Михайловича Черемных. Художник не только использует изображения, а на плакате — и советский солдат, и рабочий, и колхозница, здесь стихи (как и в других произведениях этой серии), лозунги:

Товарищи, максимум напряжения!

Больше хлеба, больше вооружения!

 

 

 

А еще в 1941 г. появился плакат художников Николая Викторовича Денисова и Нины Николаевны Ватолиной «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Призыв был очень важным, ведь мужчины уже были мобилизованы, в селах оставались женщины, пожилые люди, дети. Именно они и должны были работать на полях. А без хлеба войну не выиграть. Плакат очень мирный, наверное, самый мирный за всю историю Великой Отечественной войны, выполнен в светлых тонах.

Со временем меняется и тематика, и общий тон плакатов. Уже близка Победа. И в 1944 году появляется плакат Леонида Федоровича Голованова «Дойдем до Берлина!». Прототипом солдата на нем стал Василий Голосов, снайпер, Герой Советского Союза. В. Голосов не дожил до времени выхода плаката, но художник видел его фотографии и решил, что именно его образ лучше всего подойдет для реализации задумки.

А в 1946 г. Леонид Голованов возвращается к образу солдата в плакате «Красной армии — слава!». Солдат изображен на фоне стены Рейхстага, на которой висит плакат «Дойдем до Берлина!». Василий Голосов, благодаря художнику Голованову, обрел бессмертие в образе солдата-победителя. И это, наверное, лучшая награда для героя.