Отцом Алексея Михайловича был Михаил Федорович, первый Романов на московском престоле. Воспитание будущего наследника было возложено на боярина Морозова. Царь стал править страной в 16-летнем возрасте, но хорошее образование и широкий кругозор позволили ему достичь значительных результатов.
Царь Алексей Михайлович был высокообразованным человеком для своего времени. Государь питал любовь к чтению, имел обширную библиотеку, интересовался европейскими газетами, которые специально для него переводили в Посольском приказе. Царь был не только хорошо образован, но и сам сочинял стихи и прозу, обладал прекрасным художественным вкусом.
Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший», но время, в которое он правил, характеризуется целым рядом экономических, политических и религиозных кризисов. И потому период его правления называют «бунташным веком».
Социальные волнения сделали очевидной необходимость реформирования правовой системы государства.
В царствование Алексея Михайловича было принято «Соборное Уложение» (1649), в соответствии с которым четко регулировалось правовое положение различных групп населения, а также реформировалась система центрального управления. Большое внимание государь уделял реформе армии. Значительно укрепились внешнеполитические позиции государства.
В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров.
Крижанич Ю. Русское государство в половине XVII века : Рукопись времен царя Алексея Михайловича / открыл, [снабдил примеч.] и изд. П. Бессонов. – Москва: тип. Александра Семена, 1859. – 634 с.
Из предисловия: «Рукопись, с которой печатается предлежащий текст исторического памятника, к сожалению, укрывалась доселе от внимания ученых, быть может, не один раз пробегавших страницы ее беглым взором; укрывалась, вероятно, потому, что писана латинскими буквами и в начале ее помещен на латинском языке малозначащий отрывок, по которому судили обо всем сочинении. Особенным счастьем, тот, кто открыл рукопись свету и сделался ныне ее издателем, остановился с филологической точностью на мелькнувших пред его глазами разнородных статьях, говоривших по латыни о русском народе на латинских письменах, под коими скрывалась русская речь. Немало потребовалось труда, чтобы разобрать уродливые строки и вникнуть в их содержание: плодом труда было открытие драгоценнейшего памятника русской старины XVII века.
Достоинство памятника, проливающего яркий свет на тысячи разнообразных сторон такой эпохи, какова эпоха царствования Алексея Михайловича; важность показаний, переданных современником и деятельным участником эпохи, его личный взгляд, склад ума, образованность суждения, как выразительное мерило тогдашней степени просвещения все эти качества и свойства конечно будут взвешены и как должно оценены всеми истинными любителями русской истории».
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / [Соч.] Н. Костомарова. Т. 2 : Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. XVII-ое столетие. – 1886. – [4], 536 с.
«Русская история в жизнеописаниях...» Н. И. Костомарова отличается художественной глубиной и увлекательностью повествования, широтой охвата исторических событий, а также психологической убедительностью изображения героев.
Описывая характер Алексея Михайловича, Н. И. Костомаров отмечал, что тот «принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло; он неспособен был к затаенной злобе, продолжительной ненависти и потому, рассердившись на кого-нибудь, по вспыльчивости мог легко наделать ему оскорблений, но скоро успокаивался и старался примириться с тем, кого оскорбил в припадке гнева. Поэтическое чувство, постоянно присущее его душе и не находившее иного выхода, пристрастило его к церковной и придворной обрядности.<…> Никогда еще обряды не отправлялись с такою точностью и торжественностью; вся жизнь царя была подчинена обряду, не только потому, что так установилось в обычае, но и потому, что царь любил обряд: он удовлетворял его натуре, искавшей изящества, художественной красоты, нравственного идеала, который, при его воспитании, только и мог состоять для него в образе строгого, но вместе с тем любящего исполнителя приемов православного благочестия».
Смирнов П. П. Несколько документов из истории Соборного Уложения и Земского Собора 1648-1649 гг. / П. П. Соловьев // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете : повременное издание. Кн. 4. – Москва : В Университетской тип, 1913. – С. 1-20.
Документы, представленные в публикации, найдены в архиве Министерства иностранных дел и в Дворцовом архиве в Москве. Датируются летом 1648 года и касаются Соляного бунта.
Предлагаемые материалы содержат новые на момент публикации сведения о событиях в столице и устанавливают взаимосвязь июньского мятежа с созывом Земского собора 16-го июля и его решении составить новый свод законов русского государства.
Соборное уложение царя Алексея Михайловича // Хрестоматия по русской истории / Сост. Михаил Коваленский. Т. 1-3. Т. 2. – 1915. – С. 161-165.
Соборное уложение 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича), кодекс законов, регламентировавший государственное, административное, гражданское и уголовное право в России. Разработано комиссией во главе с боярином князем Н. И. Одоевским после Соляного бунта 1648 года в Москве и ряда восстаний в других городах. Принято 29 января (8 февраля)1649 года на Земском соборе, в том же году опубликовано общим тиражом 2400 экз.
Принятие Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Оно оставалось основным законом Российского государства вплоть до 1830 г.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен : сочинения / С. М. Соловьев. – Изд. 3-е. – Москва : Университетская типография (М. Катков), 1862-1885.
Т. 10, т. 1: История России в царствование Алексея Михайловича. – 1877. – 398, [IV] с.
Т. 11, т. 2: История России в царствование Алексея Михайловича. – 1880. – 415 с.
Т. 12, т. 3: История России в царствование Алексея Михайловича. – 1880. – 340 с.
Создание «Истории России с древнейших времен» явилось главным делом жизни знаменитого историка С. М. Соловьева. На создание этого колоссального произведения ученый затратил долгих 30 лет неустанной ежедневной работы. В 1851-1879 гг. вышло 28 томов, а последний, 29-й, доведенный до 1775 года, вышел посмертно.
Соловьев впервые выдвинул и осветил массу важнейших явлений русского прошлого, которых раньше не замечали вовсе. Например, вопрос о делении русской истории на эпохи и влияние природных условий территории на исторические судьбы русского народа. Соловьев первый из русских историков осмыслил все наше прошлое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Для него нет эпох более или менее интересных или важных: все имеют одинаковый интерес и важность, как неразрывные звенья одной великой цепи.
О царе Алексее Михайловиче С. М. Соловьев писал, что «новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большею живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению. <…> В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в крепкой руке человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством».