Виртуальная выставка «Творчество В. В. Розанова глазами современников»

В историю русской литературы В.В. Розанов вошел как писатель, философ, публицист, литературный критик конца XIX - начала XX столетий. Его творчество развивалось на фоне культурной эпохи «русского религиозно-философского ренессанса», но, как всякое значительное явление, одновременно и выходило за его пределы. Философы склонны относить Розанова к писателям, а писатели – к философам. 

Творчество Розанова отмечено поисками своего, неторного пути в русской литературе. Его книги несут на себе отпечаток особенностей характера и образа жизни автора. У Розанова был свой оригинальный взгляд на мир: он полагал, что только через антиномии можно постигнуть истину: «Истина – в противоречиях. Истины нет в тезисах, даже если бы для составления их собрать всех мудрецов». О каждом предмете писатель имел несколько мнений. Именно таким «двуединым» Розанов воспринимался уже современниками. За свободу и независимость взглядов Розанова обвиняли в двурушничестве и цинизме, сравнивали с колеблющимся между двумя противоположными точками зрения двуликим Янусом.

В ответ автор ссылался на свою субъективность и шутливо цитировал Шопенгауэра: мир есть мое представление.

Вместе с тем в книгах Розанова чувствуется неподдельная искренность и поразительная прямота. В искренности автора не приходится сомневаться даже тогда, когда он в одно и то же время высказывал разные политические взгляды.

На выставке представлены рецензии на произведения В. В. Розанова из журналов рубежа XIX-XX вв. По материалам фонда редких и ценных изданий БОНУБ им. Ф. И. Тютчева.

Ангел Иванович Богданович – русский публицист и критик, потомственный дворянин польско-литовского происхождения.

С 1893 года принимает деятельное участие в создании журнала «Мир Божий», сначала как сотрудник критического и внутреннего отделов.

С 1895 года – член редакции журнала «Мир Божий». Кроме небольших заметок и рецензий в библиографическом отделе, Богданович пишет ежемесячные «Критические заметки», которые заняли место в ряду наиболее читаемых литературных обозрений.

Богданович А. И. В. В. Розанов. Религия и культура. Спб. 1899 г. Ц. 1 р. – Литературные очерки. Спб. Ц. 1 р. 1899 г. Издания П. Перцова : [Рецензия] // Мир божий. – 1899. – № 8. – C.77-80.

Борис Борисович Глинский – русский писатель, публицист, издатель, редактор, общественный деятель.

Начиная с 1887 года, работал преимущественно в «Историческом Вестнике», где поместил множество статей историко-публицистического характера. Был редактором-издателем журналов: «Северный вестник» (1890-1891), «Исторический вестник» (1913-1917) и «Русская будущность» (1915-1917).

Глинский Б. Б. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. СПб.,1904 : [Рецензия] // Исторический вестник. – 1904. – № 6. – С.1053-1055.

Михаил Алексеевич Протопопов – русский литературный критик, публицист-народник.

На протяжении 1890-х годов Михаил Алексеевич – деятельный сотрудник либерально-народнической «Русской мысли», а в 1894-1896 гг. журнала «Русское богатство», Н. К. Михайловского. В начале 1900-х годов он публикуется также в «Журнале для всех».

М. А. Протопопов считал себя последовательным сторонником литературно-критических взглядов шестидесятников: Чернышевского, Добролюбова и Писарева.

Протопопов М. По поводу одной книги // Русское богатство. – 1895. – №3. – С.154-164.

Леонид Зиновьевич Слонимский – русский экономист, политолог, социолог, юрист и публицист.

В 1870–90-х публиковал книги по вопросам права, экономики и социологии, а также писал статьи на те же темы в различных русских и иностранных периодических изданиях.

С конца 1882 г. сделался постоянным сотрудником «Вестника Европы». Многочисленные статьи его в журнале посвящены главным образом вопросам экономическим и общественно-политическим.

Слонимский Л. З. Розанов В. В. О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. М.,1886. [Рецензия] // Вестник Европы. – 1886. – № 10. – С.850-857. 

Александр Николаевич Энгельгардт – русский публицист, народник, ученый-химик.

Настоящая слава пришла к Энгельгардту, когда стали выходить одно за другим его письма «Из деревни», открывшие в авторе  незаурядный  талант литератора, внимательно всматривавшегося в жизнь и быт пореформенной русской  деревни. На  литературный  труд  вдохновил  Энгельгардта М.Е. Салтыков-Щедрин, редактировавший в  то  время  «Отечественные записки». В нем до его закрытия в 1884 г.  было  опубликовано  11 писем «Из деревни»,  последнее,  12  письмо,  опубликовал  журнал «Вестник Европы». Глубина проникновения в специфику сельской жизни, живость изложения поразили читателей. 

Энгельгардт А. Н. Розанов В. «Легенда о Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария, с присоединением двух этюдов о Гоголе. Изд. 2-е. СПб.,1902 : [Рецензия] // Исторический вестник. – 1902. – №2. – С.703-705.