Виртуальная выставка «Верность жизненной правде: к 100-летию со дня рождения Виктора Астафьева»

«Пусть имя моё живет в трудах моих до тех пор,
пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей»

                                              Виктор Астафьев

 

1 мая 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева, писателя, драматурга, сценариста.  Виктор Астафьев - классик русской прозы XX века, член Союза писателей СССР, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, лауреат двух Государственных премий СССР, независимой премии "Триумф". Учитывая значительный вклад В. П. Астафьева в развитие отечественной литературы, Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ  «О праздновании 100-летия со дня рождения В. П. Астафьева».

Литературную жизнь России невозможно представить без имени Виктора Астафьева. Большой мастер русского слова, он вошел в историю отечественной и мировой литературы как автор таких произведений, как «Царь-рыба», «Последний поклон», «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Зрячий посох», «Прокляты и убиты», «Весёлый солдат», и многих других. Автор правдиво писал и о красоте сибирских деревень, и о суровых военных буднях. Он считал, что главное – «оставаться верным писателем жизненной правды». В произведениях Виктора Петровича Астафьева особый интерес представляет тема национального самосознания, самосохранения, противостояния нравственному распаду с опорой на традиционные устои национальной жизни. Его книги популярны не только в России, они переведены на многие языки мира. Несмотря на известность и почетные звания, Астафьев остается народным писателем.

Материалы, представленные на выставке, –  ежемесячные литературно-художественные и общественно-политические журналы «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Наш современник», «Октябрь» и другие –  бережно хранятся в фондах библиотеки.  Через «толстые» журналы прошла вся творческая жизнь Виктора Петровича Астафьева. У вас есть возможность прочесть авторские первоисточники, опубликованные на страницах этих журналов.

Приглашаем всех желающих посетить библиотеку, приобщиться к прекрасному миру художественного слова Виктора Астафьева и познакомиться с публикациями о его жизни и творческом пути.  

 

Рекомендательный список литературы

Астафьев, В. Зрячий посох / В. Астафьев // Современная драматургия. – 1985. – № 2. – С. 266-278.

«В разговоре о человеческой памяти и о человечности вообще я сказал, что недавно услышал, будто древние называли память «зрячим посохом». Мой друг – критик Александр Николаевич Макаров – встрепенулся: "Зрячий посох! Какое хорошее название статьи или книги! Неисповедимы пути и замыслы литературные!"»

В основе повести «Зрячий посох» лежит переписка автора с известным критиком А. Н. Макаровым. Это произведение о времени и о себе, здесь нашли место заметки В. П. Астафьева о своем творческом наследии и о творчестве товарищей по перу. В конце 70-х годов Виктор Петрович начал работу над повестью, которую завершил в 1982 году. Произведение увидело свет лишь через шесть лет, а в 1991 году принесло писателю вторую Государственную премию СССР.

Астафьев, В. Пролетный гусь / В. Астафьев // Новый мир. – 2001. – № 1. – С. 7-36.
Это произведение, изданное еще при жизни автора, было впервые опубликовано в журнале «Новый мир» в 2001 году. Именно за него Виктору Астафьеву посмертно присуждена Литературная премия имени Юрия Казакова. В феврале 2002 года в МХТ имени Чехова вышел спектакль «Пролетный гусь», посвященный памяти писателя (режиссер – Марина Брусникина). Постановка до настоящего времени остается в репертуаре театра. В 2004 году создатели спектакля и Виктор Петрович Астафьев посмертно были удостоены Государственной премии РФ. 

Рассказ «Пролетный гусь» – история семьи молодых фронтовиков Данилы и Марины Солодовниковых. Судьба ребят похожа на миллионы судеб других советских людей. Марина и Данила после войны оседают в маленьком городке Чуфырино: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и бескорыстием они завоевывают любовь жителей городка. Вскоре в их семье рождается сын. Только жизнь молодых людей начинает налаживаться, как на них обрушивается беда за бедой. Сумеют ли Солодовниковы справиться со всеми несчастьями, которые обрушились на них, или короткое семейное счастье «пролетит» мимо, как пролетный гусь? Данное произведение заставляет задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каждый: что помогает человеку в сложном мире сопротивляться, проявлять поражающую жизнестойкость, жить и умирать по-людски. Рассказ производит очень сильное впечатление, вызывает бурю эмоций –  от жалости до негодования.

Астафьев, В. А я всё помню то шоссе…/ В. Астафьев // Дружба народов. – 1995. – № 4. – С. 4-6.

В год 50-летия окончания Второй мировой войны журнал предлагает писателям-фронтовикам ответить на два вопроса. В этом номере вы прочитаете ответы Виктора Астафьева о войне. «Был трижды ранен, дважды – тяжело. Последнее ранение получил за городком Дуклой в Польше. После госпиталя маялся в нестроевых частях и неподалеку от станции Жмеринка, повстречал девушку, которая стала моей женой…».

Но этот правдивый рассказ не о счастливой встрече с будущей женой, а о боях за  Житомир в 1943 году. «Выехали и мы на шоссе, покрытое жидкой грязью, а в грязи – раскатанные в серые грязные лепёшки мертвецы, – и ехали мы по трупам наших воинов не один и не два десятка километров…».  

Андреев, В. Встречи с прозой / В. Андреев // Наш современник. – 1985. – № 12. – С. 165-173. 

Статья посвящена воспоминаниям народного артиста СССР, главного режиссера Малого театра Владимира Андреева о писателях, чьи произведения он ставил на подмостках своего театра.  «Астафьев обладает зорким взглядом на мир и вместе с тем умением обобщить, философски осмыслить отдельные явления жизни. Счастливый и редкий дар…». Владимир Алексеевич  вспоминает Виктора Петровича как драматурга, говорит о трудном пути на сцену его первой пьесы.

«Черёмуха» – первая драма, созданная по мотивам рассказа «Руки жены».  Пьеса была напечатана на страницах журнала «Театр» в 8-м номере за 1978 год.

Журналист приезжает в деревню, расположенную в уральской тайге, чтобы написать о Степане Творогове – «лучшем охотнике  Райзаготпушнины». Он восхищён героем своего очерка, но ничего не может о нём сочинить. Вроде бы и есть что рассказать о мужчине, который, оставшись без кистей двух рук, сумел вести нормальную жизнь, самостоятельно построить дом, растить сына, да ещё и быть лучшим заготовщиком пушнины, но для завершения повествования чего-то не хватает. Журналист говорит об этом Степану, после чего тот отводит его к черёмухе, имеющей для него особое значение, и начинает рассказ о своей жене…

 

Кавин, Н. Беседы с Виктором Астафьевым / Н. Кавин // Звезда. – 2009. – № 5. – С. 93-136. 

В статью вошли тексты интервью и бесед В. П. Астафьева с журналистом «Радио Рос­сии — Санкт-Петербург» Николаем Матвеевичем Кавиным, состоявшихся в разные годы. Представлено семь бесед: «Мне повезло в жизни с учителями»; «О войне, современном фашизме, преступности и, конечно, литературе»; «Я решил ничего не делать всё лето, но…»; «Мы сделали общество преступным»; «Стихийная книга»; «Усталость весёлого солдата»; «Сегодня литература начинается заново». В этих беседах личность Виктора Петровича раскрывается с неизвестной стороны, проявляется его активная жизненная позиция и нетрафаретное отношение ко многим проблемам современного об­щества.  

«Книга почти свободна от сочинительства…»: письма В. П. Астафьева к Нине Ивановне Суворовой – редактору издательства «Современник» /  подгот. публ. писем А. Ф. Гремицкой; вступление С. С. Куняева // Наш современник. – 2014. – № 5. – С. 142-148.  

Писатель активно сотрудничал с журналом «Наш современник», на страницах которого много публиковался. Много лет он дружил с Ниной Ивановной Суворовой, редактором издательства «Современник», и постоянно переписывался с ней. В этих личных письмах и новости, и чаяния, и надежды, и мысли о напечатанных произведениях.  

Курбатов, В. Возвращение: к 95-летию Виктора Астафьева / В. Курбатов // Дружба народов. – 2019. – № 5. – С. 258-263.

Для автора Виктор Астафьев не просто писатель, а гениальный художник,  работавший до последнего своего часа. Это доказывает его последняя книга «Жестокие романсы», написанная в самые  жесткие, а порой и жестокие к нему годы.  Автор размышляет над произведением, которое было создано не в один приём, а начато в 80-х и окончено уже в нулевых годах. Нельзя точно сказать, где был молодой Астафьев и когда пошёл Виктор Петрович преклонный. Но этот порожек ощутим.

Главным героем рассказа становится молодой несуразный паренёк, добавивший себе образования и выучившийся на офицера, однако на самом деле настоящим офицером так и не ставший. Но всё-таки один-единственный эпизод из его негероической военной биографии переворачивает всё с ног на голову – всего один поступок парня возводит его на героическую высоту. И казалось, на этом немного пафосном месте и можно было бы закончить рассказ, однако фронтовик-окопник Виктор Астафьев знает, что после подвига жизнь продолжается, и если ты обезноживший инвалид, то жизнь твоя будет уже совсем другой. И кем ты станешь в этой другой послефронтовой жизни, одному Богу известно.

 

Рюмин, И. Родом из Овсянки / И. Рюмин // Смена. – 2015. – № 6. – С. 96-107.

Родился Виктор Петрович Астафьев 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). Детство будущий писатель провёл с бабушкой и дедом. Об этом времени у него осталось много светлых воспоминаний. Позже Виктор Петрович написал их в автобиографии, с которой можно ознакомиться в данной публикации. Вы узнаете  о последнем годе жизни писателя, о ходатайстве друзей в Красноярский краевой совет народных депутатов, о  болезни и судилище над ним. Администраторы от литературы наложили своё «вето», чем убили наповал знаменитого писателя и фронтовика.