Виртуальная выставка «Жива гармонь - жива Россия»

 Гармонюшка-матушка лучше хлеба-батюшки.

Пословица

 

Гармонь. Полтора века звучит она на Руси и сотнями, тысячами невидимых нитей связана с жизнью многих поколений русских людей, с событиями, перевернувшими миллионы человеческих судеб. Для России гармонь не просто музыкальный инструмент, она – её светлый, жизнерадостный голос.

25 ноября празднуется День гармониста и считается Днем рождения гармони. Народная музыка, народные инструменты, одним из которых является гармонь, всегда благотворно влияли на души людей. Русская гармонь – верная подруга и вечная спутница русского народа. На Руси всегда почитались люди, умеющие красиво петь, играть на гармони, сочинять и исполнять песни и частушки. Интересно, что народные любители этого инструмента играли на нём независимо от того, были у них ноты для гармони или нет. Мелодию подбирали на слух, или она переходила от одного музыканта к другому.

Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Её создатель – чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой инструмент продемонстрировал в 1783 году. Своему детищу он дал чешское название – гармоника. В один из июльских дней 1830 года тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Не пожалев за нее сорока рублей, восхищённый мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку». Привезя домой, в Чулкову слободу на окраине Тулы, драгоценную покупку, мастер решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая гармонь. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX века к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей. Она быстро стала русским национальным инструментом. Почти в каждой губернии появилась своя гармошка под стать местному фольклору: «тульская», «ливенка», «вятская», «елецкая», «саратовская», «вологодская», «русская венка», «хромка», «тальянка». Она подкупала и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими «небольшими» размерами. Русская гармонь – по-настоящему уникальный во всех отношениях инструмент. Её музыка может создавать атмосферу народного гуляния и праздника. Именно в русской гармони сконцентрирована сущность нашей традиционной, национальной музыки. Вероятно, поэтому гармонь так любима людьми. Это не только наша история, но и душа русского человека.

Сегодня всё реже слышны на улицах села звуки гармони, не поют на сельских пятачках парни и девчата задорные частушки. Эстрада, казалось бы, прочно заняла место в сердцах многих людей и полностью заменила гармонь. Но не тут-то было! Гармонь нельзя убить, потому что она живёт в самом сердце русского народа. Это его бессмертная душа, его совесть, любовь и страдание. Под гармонь наши деды и прадеды уходили на фронт защищать свою Родину, звуки гармони часто были слышны в перерывах между боями, с гармонью люди жили и умирали! Нередко можно узнать из воспоминаний разных людей о том, как гармонь помогала на фронтовых дорогах, «и жалела, и подбадривала, и боль утешала» в минуты боевого затишья. А какая свадьба без гармони или посиделки в дружной компании? Без гармошки или баяна настоящий русский праздник — не праздник. Где бы мы ни были, гармонисты радуют нас наигрышами, частушками, страданиями.

Есть в Москве место, где бережно хранят, изучают и пропагандируют историю гармоники, начавшуюся ещё в 18 веке. Это Музей русской гармоники Альфреда Мирека. Московский музей на 2-й Тверской Ямской улице настолько же уникален, насколько удивительна судьба его создателя – музыканта, преподавателя, учёного. 21 ноября этому выдающемуся человеку исполнилось бы 100 лет.  В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России уместно вспомнить о самобытном музыканте, профессоре Альфреде Миреке и о русской гармошке с целью популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций.

Рекомендательный список литературы: 

Дербенко, Е. Чтобы ливенка жила и звучала / Е. Дербенко // Народное творчество. – 2016. – № 4. – С. 61-63.  

Гармонь – это музыкальный инструмент, имеющий огромное число разновидностей. Практически все они созданы руками русских мастеров и не имеют аналогов ни в одной стране мира. Рассказ об одном из орловских кустарных дел мастеров, создателей хроматической ливинской гармошки с двумя рядами и ливенки-пикколо Константине Фёдоровиче Кудрявых.

 

 

 

 

 

Дружинин, А. Бытовая инструментальная традиция Костромского края / А. Дружинин // Народное творчество. – 2018. – № 7. – С. 59-64.  

Статья о музыкальных традициях Костромского края. Во второй половине XIX века старинные инструменты деревенского быта постепенно уступают место гармони. Появляются и формируются народные гармонисты. Со временем они обретают самобытные приёмы игры, специфический репертуар – вариационные наигрыши плясовых и лирических песен, частушек, страданий. В настоящее время самый распространённый вид гармоники в Костромской области – хромка.

 

 

 

 

Марьяновская, О. По Тверской-Ямской, да с гармошечкой / О. Марьяновская // Свой. – 2017. – № 7-8. – С. 54-57.

История о непростой судьбе самобытного музыканта, ученика Елены Гнесиной, доктора искусствоведения, профессора Альфреда Мирека; о единственном государственном Музее гармоники в России, где каждый год проходит международный фестиваль «Гармоника – душа России».

 

 

 

 

 

Плясов, Ю. В. Изготовление ливенской гармони / Ю. В. Плясов // Народное творчество. – 2016. – № 1. – С. 52-55.   

Вопросы изучения ливенской гармошки интересуют многих исследователей уже очень давно. Один из них – заслуженный работник культуры России, житель города Ливны, участник ансамбля «Ливенские гармошки» Юрий Викторович Плясов. В данной публикации он рассказывает об уникальном инструменте и способах его изготовления.

 

 

 

 

 

Пронский, В. Гармонист всея Руси: Заволокину звонил – три недели маялся / В. Пронский // Наш современник. – 2018. – № 3. – С. 206-211.  

Статья-воспоминание о Геннадии Заволокине, о том, как из простого баяниста и гармониста он превратился в собирателя народного творчества, композитора, поэта-песенника. Вы узнаете, как создавалась передача «Играй, гармонь», которая уже несколько десятилетий собирает у экранов телевизоров миллионы поклонников.

 

 

 

 

Руденко, Б. Гармоника, что сделалась судьбой…/ Б. Руденко // Наука и жизнь. – 2004. – № 3. – С. 140-144.  

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Альфреда Мирека. Статья о создателе и об уникальном Музее русской гармоники Альфреда Мирека. Похожих музеев во всём мире существует ещё три – в Германии, Италии и США. Похожих, но совсем не таких. Этот московский музей на 2-й Тверской Ямской улице настолько же уникален, насколько удивительна судьба его создателя – музыканта, преподавателя, учёного.

 

 

 

Савко, И. Баяны из Тулы – вековая история и сегодняшний день / И. Савко, М. Маршавина // Народное творчество. – 2011. – № 2. – С. 63-64.  

Предприятие «Тульская Гармонь» продолжает традиции, заложенные выдающимися тульскими мастерами в начале XIX века, когда в России только начинали появляться первые гармони. С этого времени Тула стала главным поставщиком баянов и гармоней для всей Российской империи. Статья рассказывает об истории зарождения этого производства и о первом создателе хроматической двухрядной гармоники – о музыканте-самоучке Н. И. Белобородове.  

 

 

 

 

Самедова, Е. Традиционный гармошечный наигрыш Псковской области «Скобаря» / Е. Самедова, Д. Разумов // Народное творчество.  – 2017. – № 5. – С. 49-50.

О традиционном гармошечном наигрыше Псковской области вы узнаете из этой публикации. Название гармошечного наигрыша «Скобаря» происходит от слова «Псковарь», которым называют жителей Псковской области. Именно здесь много веков назад зародилась эта мелодия, по своей выразительности она может поспорить даже с «Цыганочкой».  

 

 

 

 

Уткина, Л. На Руси никогда не умолкнут гармони… / Л. Уткина // Клуб. – 2018. – № 8. – С. 12-14.

 На Руси никогда не умолкнут гармони, пока есть замечательные гармонисты – участники районного фестиваля «Играй, гармонь – душа России», ставшего событием в культурной жизни Фатежского района. Раскрыть красоту звучания гармони, частушки, народной песни, показать самобытные таланты приехали любители народного творчества из всех районов Курской области. На фестивале звучала не только гармонь, но и аккордеон, баян, балалайка и даже древнейший народный инструмент – гусли.  

 

 

 

 

Чагадаева, О. «Песня и гармонь должны звучать повсюду!» / О. Чагадаева // Родина. – 2020. – № 5. – С. 69-72.  

Статья о том, как «согревала» и «пела» русская гармошка на войне: в землянке, в окопе, в брошенной избе, в прифронтовом лесу, в городских руинах. Солдат на несколько минут мыслями возвращался домой, в мирное время, отвлекался от ужасов войны. А в день Победы пела и плясала под русскую гармонику вся страна, вся армия и вся Европа.

 

 

 

 

 

Добро пожаловать в зал периодики Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева! 

Ждем вас по адресу: г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 5, 2 этаж. 

График работы библиотеки:
понедельник – четверг: с 10.00 до 20.00,
пятница – выходной день,
суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00