с. Лопушь. Из прошлого

: Лопушская родословная: : Однодворцы Шаповы : : Лопушский книголюб Ефремов :

Село Лопушь стоит на правом высоком берегу судоходной реки Десны в 33-х верстах от города Брянска и в 55 от уездного города Трубчевска.

1) Название села происходит от хорошо нам известного растения – лопуха. В грамоте XV в. село называется Лопошь, что идет из славянской, а возможно, и болтской древности. Кстати, по-болгарски «лопух» сейчас звучит как современное название села – «Лопушь».

2) Первой стала заселяться территория села Борачёвка, а раньше на месте Лопуши росли лопухи. Река Десна была судоходной, и, когда люди проезжали мимо, то назвали эту территорию Лопушь. У села был герб (на нем изображена река Десна, а сверху нарисован лопух) . Прежде оно принадлежало Брянскому уезду, о чем упоминается в старой книге, найденной в церковном архиве. В «Прологе» говорится так: «Сия книга, Брянского уезду подгородного стану села Лопоши попа Петра Никитина – местоположение его, на восток к Десне, гористое, среди села почти ровное. Весною и летом вид из села бывает прекрасный и веселый».

Церковь в селе одна – деревянная, на каменном фундаменте, построенная тщанием прихожан в 1783 году по благословению, данному преосвященным Феоктистом, бывшим епископом Севским и Брянским, викарием Московской епархии (на построение церкви в церк. архиве есть храмозданная грамота, данная означенным Преосвященным в июле 1784 года.

В ней два престола: 1-й – воимя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с явленною чудотворною их иконою, а 2-й – во имя святителя и чудотворца Николая. В настоящее время церковь не сохранилась, но можно посмотреть место, где она стояла.

Приход села Лопуши расположен на правом берегу судоходной реки Десны и стоит в 150 верстах от епархиального города, в 60 верстах от уездного и в 5 верстах от станции Выгоничи Полесской железной дороги. Местность вокруг села живописная, но на правом берегу Десны находится много гнилых болот, неблагоприятно влияющих на здоровье населения. Почва земли большей частью супесок, местами песчаная и глинистая, поэтому урожаи здесь, за исключением конопли, довольно плохие. Важным подспорьем для жителей села служат собственные луга, а также удобные пастбища для скота.

Приход с. Лопушь возник в половине XVIII века и состоит теперь из одного села. В церковной летописи 1859 года говорится, что прихожане села были чисто русские и собственно коренных жителей – основателей села – было 4 дома (по фамилии Ивановых), остальные же – люди пришлые, перевезенные сюда помещиками из разных мест. Теперешние обитатели села – крестьяне, занимаются исключительно земледелием. Число душ мужского пола насчитывается до 435, женского – 470. Храм, существующий в селе в настоящее время, деревянный, с престолом во имя свят. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, построен, как видно из храмозданной грамоты в 1784 году на средства прихожан с участием посторонних благотворителей. До построения этого храма в селе тоже была небольшая деревянная церковь, находилась она недалеко от настоящей, и в 1808 году была продана за 30 рублей ассигнациями. В 1846 году деревянная крыша настоящего храма была заменена на железную, а под все здание храма был подведен каменный фундамент. В начале XIX века помещицей Масловой был устроен придельный алтарь во имя Святых и Чудотворца Николая. В 1885 году храм был расширен с севера на юг, а в 1891 году – реконструирована колокольня. Особо чтимую святыню храма составляла явленная и чудотворная икона св. Афанасия и Кирилла. По народному преданию, икона эта очень древняя – по своему происхождению и по времени явления она сходна с иконой Печерской Божией Матери, что явилась в 1288 году и, по преданию, написана живописцем Алимпием. Икона свят. Афанасия и Кирилла прославлена многими чудесами, из которых 22, подтвержденных подписями, описаны Орловскими Епархиальными ведомостями за 1866 год № 8. К числу древних предметов храма могут быть отнесены: оловянный Ковчег и такая же крестообразная дароносица; икона с надписью «Благословение земных плодов»; несколько серебряных медалей и монет, очевидно польского происхождения; причт двухчленный. Земли церковной – усадебной, распашной, луговой – насчитывается 270 десятин 1237 сажень, но из них 100 десятин земли неудобной и невладенной причтом. В селе существует с 1866 года приходское попечительство, а также имеется церковно-приходская школа ...бывшим духовником Московского Вознесенского девичьего монастыря. По словам старожилов, он был уроженцем села Козловки, сыном священника, и до принятия монашества состоял на военной службе в чине офицера. Им пожертвованы: серебряная риза на икону Свят. Николая с надписью: «По обещанию за взятие города Очаково при защите и штурме 1788 г.»; сребропозлащенный с прибором и такой же ковчег для хранения Свят. даров с надписью: «В церковь села Козловки»; св. Евангелие с верхней сребропозлащенной доской, воздухи малиноваю бархата шиты золотом. Причт состоит из 2-х священников, диакона и 2-х псаломщиков. Земли церковной – 60 десятин. В приходе 2 школы: земская в селе и школа грамоты в д. Бородино.

Народное предание гласит, что икона святителей Афанасия и Кирилла единовременна по явлению своему иконе Печерской Божией Матери, что в Брянском Свенском монастыре, и иконе св. Николая Угодника, что в селе Утах (Трубч. уезда). А так как достоверно известно, что «явление иконы Пресвятая Богородицы Свенская было в 1288 году», то и сия икона явилась тогда же.

По преданию, все означенные иконы писаны живописцем Алипием Киево-Печерским. И в этом нет сомнения, так как в написании их видна кисть одного художника.

Эта икона находится в особенном почитании как местных и окрестных жителей, так и отдаленных. Доказательством тому служит то, что в весенний престольный праздник, который бывает 2 мая, стекается ежегодно до 1 000 и более поклонников и все, приходящие с верою и усердием, не отходят без душевного благодатного утешения.

В холерное время (1851-1855 гг.), по принятии этой иконы окрестными жителями в их селения, болезнь, видимо, прекратилась. Родители, прибегающие с малолетними больными детьми, после молитв перед угодниками находят их здоровыми. Посему сии святители и признаются по преимуществу покровителями детей.

2мая близ церкви бывает ярмарка, замечательная тем, что на ней очень много продается сетей, неводов для ловли рыбы. Ниже церкви – урочища по луговой части: 1. Замжова, малая и большая, озера. 2. Старое озеро – год от году зарастает и заплывает. 3. Криница – озеро; в нем вода очень прозрачная. 4. Урочище Репище. По полевой: замечательно урочище под названием Городище, менее чем одна четв. версты от церкви на юг – это огромный насыпной курган, на котором, по народному сказанию, в древности атаман разбойников Кудеяр имел стан. Говорят, что здесь заклятый Кудеяром (так как он был будто бы волшебник) погребен, где за железными дверями хранится большой клад, который обозначался будто бы тем, что под день Ивана Купалы (24 июня) видали ночью огни. Урочища: Суходолы, Сыть, большая и малая Стрелицы, Васильевский угол идет из Почепской дороги.

Там есть и колодец под названием «Разбойнический». Предание гласит, что здесь некогда был убит разбойник Василий. В 5 верстах от церкви, к югу, находится Гремучий Колодец с ключевой водой, выходящий из небольшого пригорка. Фотографий старой Лопуши не сохранилось, но можно увидеть, как она выглядит сейчас.

Этот ключ, по показанию Лопушских старожилов, прежде слышен был за версту, теперь едва слышен на несколько сажен. Такое изменение можно объяснить тем, что в течение многих лет вода его, ежегодно находя новые трещины в земле, уходила в другие подземные водохранилища. Это предположение тем вероятнее, что в последние годы увеличивается число ключей, не в дальнем расстоянии от оного. У этого колодца путешественники имели обыкновение останавливаться для отдыха и охлаждения ключевой водой.

Еще достойны примечания 5 насыпных курганов, лежащих в 1-ой версте от села, на северо-запад. Один из этих курганов почти распахан.

Старожилы говорят, что означенные курганы в древности устроились здесь для того, чтоб с них подавались вести, когда шли войска. Это предание, между прочим, позволяет и нам заключить, что на месте сегодняшнего с. Лопушь, повсей вероятности, происходили стычки между русскими и татарами, эти события относят к 1688 году.