Действительно: 7 декабря выпускники школы сделали первый шаг экзаменационной эстафеты — написали итоговое сочинение. Шаг важный, из уважения к нему прервем на короткое время наш комментарий к тестам ЕГЭ и спросим себя: все ли получилось? А может быть, чего-то для хорошего, поучительного результата недоучли?
Поговорим о достижениях и недостатках. Пройдемся по следу: авось пригодится подрастающему поколению…
И начнем вот с чего: есть всего несколько главных правил для успешного преодоления трудностей этого этапа, преодоления-исполнения, когда основные усилия в подготовке уже позади, осталось постараться достойно предстать перед экспертами. И первое из правил: как только оглашены все шесть тем, необходимо пропустить каждую из формулировок через осознание: какой из запасов моего читательского багажа пригоден для реализации центральной идеи? какие из почерпнутых (произведения литературы или других видов культуры, искусства) сведений могут прозвучать убедительно в качестве аргументов моего текста? Этой минутой для решения пренебрегают, по их собственному признанию, часто, отсюда: последующая, в середине отведенного времени, смена темы, напряженные размышления, на какой же все-таки литературный материал в этой вновь избранной опереться?..
Другие два важных условия успешности, которые тоже чреваты отступлениями: 1) неукоснительное соблюдение требований структуры; 2) четкое различение обоснований, базирующихся на содержании (фабула, сюжет) используемого для аргументации текста, с одной стороны, — и на содержании подтекста — с другой. Для этого случая есть у меня такой незамысловатый совет: надо помнить, что содержание текста — это в нем то, что отвечает на вопрос: про что рассказано? что и как происходит? Подтекст — это всегда правильный ответ на вопрос: почему? Зачем автор рассказал нам об этом? К примеру, если к написанию темы о конфликте поколений мы привлекаем роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», то содержанием текста будет описание усадьбы братьев Кирсановых, их гостей и взаимоотношений всех участников сюжета. А вот истолкование автором исторических и социальных корней создавшегося к описываемому времени в России противостояния старого и нового, отживающего и утверждающегося, отцов и детей, является нам в подтексте и помогает построить текст сочинения.
Постараюсь, учитывая рекомендации Материалов Федерального Института педагогических измерений[1], обобщения, представленные в специальных публикациях[2], а также собственный консультационный опыт[3], дать еще несколько советов по выполнению названных трех важнейших требований, иллюстрируя примерами типичных ошибок, комментарием; надеюсь, последний прозвучит и предупреждением.
Прежде чем обратиться к разбору работы названных правил, назову реально прозвучавшие в наших школах 7 декабря с. г. темы: 1. Что такое взаимопонимание? 2. Какую жизненную цель можно назвать благородной? 3. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи? 4. В чем ценность исторического опыта? 5. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? 6. Что делает человека подлинно счастливым?
Даже не большой любитель чтения, даже имея в виду только список обязательной литературы, ученик по отношению к каждой из указанных тем легко вспомнит такое произведение, знание которого позволит ему, опираясь на идейно-тематическое содержание, выявить ключевые понятия, а затем, внимательно следуя за формулировкой темы, направить свои рассуждения в нужное русло, чтобы, не отвлекаясь от существа, доказательно и грамотно ответить на вопрос формулировки.
Чем, например, может руководствоваться выпускник, выбирая первую тему? Прежде всего, приходят в голову два известнейших произведения русской классической литературы: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Воспитанные в высоконравственных семьях, герои «Капитанской дочки» — тонко чувствующие душу друг друга и других людей, способны вовремя и умело прийти на помощь, не поглощены, как это бывает иногда даже и у любящих, только личными заботами. Учащийся ссылается на образцы их поведения, при этом эксперт хотел бы увидеть доказательства четкого представления о содержании важного психолого-социального термина «взаимопонимание», иллюстрацию содержания нравственно-психологических понятий формулировки.
Обращаясь к аргументации такой ситуации, когда неумение чувствовать душу других людей, неумение устанавливать контакт с ними не только препятствует выполнению жизненной программы, но вообще не позволяет часто человеку найти свое место в жизни (Печорин — представитель лишних людей), мы своими примерами должны обосновать сущность подхода к центральному для темы явлению: Взаимопонимание — это способ, особенность общения, при которых в отношениях между отдельно взятыми людьми (коллективами, странами) происходит максимальное осмысление и практический учет точек зрения, позиций и интересов общающихся сторон. Формулирование данной мысли, подтверждение ее красной линией должно проходить через сочинение на указанную тему, присутствуя в основных его тезисах, обоснованиях, окончательно оформляясь в выводах.
Важную роль при этом, как уже упоминалось, играют не всегда выполняемые требования структуры, продолжим рассмотрение их применительно к теме о взаимопонимании. Эти требования предусматривают обязательное наличие вступления, формулировки тезиса, комментария к нему и иллюстрации не менее чем двумя аргументами с опорой на текст; к каждому аргументу должны быть выводы, подсказываемые содержанием аргументов.
Вступление представляет собой три шага:
1) определение названной заголовком проблемы, служащее вектором направления авторских размышлений;
2) указание на важность данной нравственно-этической проблемы, в нашем случае — проблемы взаимопонимания, на роль этой проблемы в жизни людей, на необходимость ставить и решать ее. Чтобы эту мысль представить, полезно использовать фразы-шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.
О первой из предложенных в этом году тем в этой связи мы уже говорили, повторюсь, отвечая на вопрос «Что такое взаимопонимание?»: «Это способ, особенность общения, при котором в отношениях между отдельно взятыми людьми (коллективами, странами) происходит максимальное осмысление и практический учет точек зрения, позиций и интересов общающихся между собой сторон». Степень взаимопонимания выступает в качестве показателя социально-психологического общения, которое много значит для деятельности людей. Понимая друг друга, общающиеся способны вовремя прийти на помощь, изменить свое поведение так, чтобы не травмировать другого (мы это видим во всех случаях отношений между Машей и Петром, героями «Капитанской дочки. И напротив, Печорин в каждом эпизоде взаимоотношений с другими людьми исходит только из своих, даже самых мелких интересов: ворует и губит Беллу только из каприза). Объективная основа представлена общностью интересов, взглядов и целей, как близких, так и отдаленных.
В частности, важно в этом месте сочинения отметить, что интерес и умение рассмотреть это явление с давних пор проявляют авторы различных произведений литературы, искусства, истории и психологии; хорошо при этом упомянуть некоторые из подобных работ, кроме названных ранее: «Старуха Изергиль» М. Горького, «Ася» И. С. Тургенева, «Тарас Бульба» Н. B. Гоголя;
3) третьим шагом является формулировка одного из имеющихся решений поставленного формулировкой темы вопроса, привлечение одного (или двух) из произведений литературы, искусства и утверждение в заключение вступления, что материал названного произведения позволит убедительно обосновать приведенную тезисом точку зрения.
Существуют три основные группы тем итогового сочинения: вопросы, утверждения (часто цитаты), назывные предложения (это когда название состоит из двух-трех слов).
Как видим, предъявленные на нашем экзамене все принадлежат к одной, первой — вопросы. Это самые легкие и понятные темы, т. к. в них главное — ответить на поставленный вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно формулировать, формулировка должна соответствовать теме.
Чтобы правильно выбрать эпизоды для аргументации, надо хорошо, объемно представлять себе сущность главной проблемы. Продолжая нашу иллюстрацию с помощью ранее названной темы сочинения, подчеркнем, что конкретная реализация взаимопонимания осуществляется посредством сходства вербального и невербального типов поведения. При этом для первого аргумента из такого произведения, как «Капитанская дочка», подходит анализ ситуаций о взаимоотношениях героев, о поведении Маши, стремящейся спасти любимого.
Если же взять для аргументов данной темы другой текст, из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, основой рассмотрения центрального понятия может стать такой важный «отсек» человеческих отношений, как своего рода работа на взаимопонимание, достижение его в результате познавания людьми друг друга. Структурные элементы — это прежде всего восприятие внешнего облика; предположительное соотношение внешних признаков и личностных качеств; объяснения поступков, формирование впечатления с первых минут; роль более поздних контактов по сравнению с ранними (вспомним стремление Татьяны включиться в жизнь Онегина, знакомство с его бытом, книгами, а также изменения взаимных впечатлений Татьяны и Онегина при первой и последующих встречах).
В различных ситуациях часто люди не сразу понимают друг друга, поэтому им сложно прийти к компромиссу, а это основа взаимопонимания. Нередко в процессе общения можно наблюдать, как люди неустанно доказывают каждый свою правоту, спорящие стремятся продемонстрировать эрудицию, нередко видя в этом необходимое условие защиты личного достоинства. Никого в таких случаях не заботит поиск варианта решения, а это может приводить к беде. Пример — в «Евгении Онегине» ссора и дуэль недавних друзей. Евгений и Владимир тесно общались и были близки, несмотря на разницу в характерах и опыте, они прекрасно ладили. Но их союз был разрушен из-за эгоизма Евгения, когда тот решил отомстить, посмеяться над приятелем, поиграв на его чувствах. Он специально ухаживает за Ольгой, невестой Ленского, чтобы доказать ему, что был прав, считая Ольгу легкомысленной. Владимир отчаянно ревновал. Герои не приняли мер к предотвращению конфликта, не могло быть достигнуто взаимопонимание.
Другим ярким примером того, как тяжело подчас людям обрести взаимопонимание, если они воспитывались в разных условиях, выступает общение Ларры и его нового племени, о чем рассказывает горьковская старуха Изергиль. Юноша вырос в такой среде, где усвоил законы дикой природы: все твое, если можешь взять силой. Это он и попытался сделать среди людей других нравственных принципов, но они ответили неприятием. За убийство девушки старейшины приговорили Ларру к изгнанию. Герой так и не понял того окружения, в котором оказался, ведь он пришел со своим уставом в чужой монастырь и перестраиваться не хотел.
Взаимопонимания не может быть, если люди друг друга не уважают. Так, Чацкий, герой комедии «Горе от ума», осуждает и высмеивает фамусовское общество за его алчность, бесчестность, невежество и безответственность. Он не может принять позицию московских дворян, потому что не приемлет их образ жизни. А они не прислушиваются к мнению Чацкого, потому что для них он навсегда останется наглым выскочкой, которому надо бы сначала послужить, добиться чего-то, а уж потом учить видавших виды людей. Чацкий не богат и не перспективен в роли чиновника, а потому никто не считает его позицию достойной внимания. В таком идеологическом конфликте оказалось невозможно достижение компромисса, а ведь компромисс — подчас единственный путь к взаимопониманию.
Подобно представленному образцу строится и сочинение по второй из объявленных в этом году тем: Какую жизненную цель можно назвать благородной? Бытует мнение, что благородная жизненная цель — это прежде всего общественно важное дело, которое направлено на других, не на самого человека. Многие люди утверждают, что реализовывать индивидуальные мечты эгоистично, а по-настоящему достойно уважения лишь служение обществу. Но важно учитывать и другое. Каждый из нас — кузнец своего счастья, и весьма благородно заняться не только общей, но и своей судьбой, если правильно определить свои жизненные цели, но цели эти не должны вступать в конфликт с общественными требованиями.
Понятию благородства цели посвящено много страниц художественных произведений. Можно проанализировать с этих позиций поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой был украден из родного дома и лишен семьи, друзей, будущего. Русский генерал взял его с собой в качестве забавы, но Мцыри уже тогда проявил характер и перестал есть в знак протеста. Его оставили в монастыре умирающим, он выжил, но так и не смирился со жребием пленника. Он очень хотел вернуть себе свободу, сбежал и попытался найти дорогу к дому. За три дня на воле он прожил целую жизнь, полную впечатлений, эмоций и радостей. Герой наконец-то смог решать, куда идти и что делать. Освобождение стало его благородной целью, потому что она направлена на отстаивание священных прав человека и восстановление справедливости.
Но, конечно, далеко не всегда цели, направленные на личные дела, являются благородными. К таковым не относятся усилия на достижение мечты, если она не только не приносит пользы человечеству, но даже вредит кому-то.
Такую историю представил А. П. Чехов рассказом «Крыжовник». Главный герой всю жизнь мечтал о своей усадьбе, о дворянском звании, о беспечном существовании в деревне. Для этого он много работал и экономил на всем, но хотел все большего. Он женится по расчету и загоняет жену в гроб своей жадностью. Наконец накопил, купил усадьбу и зажил барином. Да, он добился своего, был счастлив, но назвать его цель благородной язык не поворачивается. Воспрещается оплачивать свои мечты чужими жизнями, такие планы, как правило, терпят крах. Порочные мотивы и цели, достигнутые нечестно, за счет ущемления потребностей других, не имеют ничего общего с добротой и справедливостью.
В соответствии с требованиями к структуре итогового сочинения каждый аргумент должен завершаться микровыводом, содержать ответ на вопрос: что дает нам понять автор? Возвращаясь к рассказу «Крыжовник», понимаем: с точки зрения А. П. Чехова благородной можно назвать только цель, которая соответствует канонам гуманизма и справедливости. Если человек хочет добра для себя, но при этом строит свое счастье на чужом горе, такое строительство, стремление до добра не доведет. Как показывает А. П. Чехов и как показали многие другие писатели, истинное благородство — это забота о другом, настоящее благородство нередко переплетается с жертвенностью.
Общий вывод сочинения является обобщением выводов из анализа материала аргументов. Важно при этом обязательно вернуться к формулировке темы и представить уже более четкий и обоснованный ответ на вопрос, поставленный этой формулировкой.
В заключение рассмотрим основные черты двух других тематических разновидностей итогового сочинения.
Утверждения (часто они оформлены как цитаты) — это такая постановка проблемы, когда учащемуся необходимо доказать, что она сформулирована верно, или привести убедительные аргументы, опровергая высказываемое. Выглядят темы так, например: Измена близкого человека как горький жизненный опыт; «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н. Г. Гарин-Михайловский); «Твори добро, не видя в том заслуги» (Д. С. Лихачев); «Качества, которые раскрывает в человеке дружба».
Советую, исходя из опыта многолетней практики, не пускаться в опасное плавание, опровергая высказанное заголовком мнение: как правило, специалисты отбирают проверенное жизнью знание, лучше пойти по накатанной дороге и согласиться. Пусть с кажущейся вам банальной, избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. Учитывая важность благополучного исхода экзамена, полезно помнить: ситуация экзамена – не место для дискуссий.
И еще существует один тип формулировок тем — назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже: «Честь и бесчестие»; «Семейные ценности»; «Человек и природа». Практика показывает, что таким образом сформулированные темы итогового сочинения встречаются исключительно редко.
В процессе подготовки к написанию сочинения важную роль играет выработка навыков решения тестов ЕГЭ по русскому языку, продолжим начатое ранее их рассмотрение.