Язык. Письменность. Культура

И рады были славяне, что услышали они о величии Божием на своём языке.

«Повесть временных лет»

 

1. Аксенова, Г. В. «Вокняжение славянской речи»: просветительская деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и «почитание книжное» // Московский журнал. История государства Российского. - 2013. - № 9 (273). - С. 13-21. - (1150 лет славянской письменности)

Трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия славянская речь обрела книжность, «славянское слово воплотилось в святых книгах» и поистине «вокняжилась» славянская речь. Главной целью братьев являлось распространение среди славянских народов христианского учения, для чего требовались богослужебные книги, написанные на родном для славян языке. О великой исторической миссии, а также об огромном значении просветительской деятельности Кирилла и Мефодия рассказывается в этой статье.

2. Алферова, Н. А. День славянской письменности и культуры: (познавательная игра для учащихся V-VI классов) // Воспитание школьников. - 2014. - № 4. - С. 76-79. - (Публикация по Вашей просьбе)

В данной публикации описан сценарий игры, посвященной Дню славянской письменности и культуры - международному празднику, который отмечается не только в России, но и в других славянских странах.

3. Буланин, Д. М. Международная научная конференция «Историческое повествование в восточнославянской письменности» // Русская литература. - 2019. - № 3. - С. 260-262. - (Хроника)

В статье представлена информация о международной научной конференции «Историческое повествование в восточнославянской письменности», прошедшей в Университете Уппсалы в Швеции. Данная конференция была организована совместно Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) и Университетом Уппсалы. Специалисты из России и Швеции обсуждали особенности отражения исторической действительности в разных жанрах восточнославянской письменности, начиная с XI и заканчивая XVIII веком, и другие актуальные вопросы, касающиеся славянской письменной культуры.

4. Голубева, Т. С. Праздник славянской письменности и культуры // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 65-68. - (Календарь учителя)

День славянской письменности и культуры приурочен ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия - создателей письменного славянского языка. О традициях празднования этого знаменательного дня вы узнаете, познакомившись с данной публикацией.

5. Данилевский, И. Князья, книги и книжники в домонгольской Руси // Знание-сила. - 2020. - № 1. - С. 60-66. - (Время и общество)

В любой своей «книжной» ипостаси - как заказчик книги, ее даритель, читатель или автор - древнерусский князь выступал прежде всего в своей не столько светско-политической, сколько в сакральной функции защитника основ веры и покровителя Церкви. А какой статус имели древнерусские книжники, как они были связаны с властями предержащими и какие социальные функции выполняли, создавая свои шедевры, вы узнаете, прочитав эту статью.

6. Дворецкая, Е. Ю. Праздник славянской письменности и культуры: (устный журнал, VI класс) // Русский язык в школе. - 2009. - № 3. - С. 51-55. - (Внеклассная работа)

Сценарий устного журнала, посвященного празднику славянской письменности и культуры, адресован учащимся 6-7 классов, учителям-словесникам и всем тем, кому небезразличны история и культура России.

7. Ефимова, В. Как создавался первый литературный язык славян // Родина. - 2013. - № 5. - С. 7-9. - (Истоки)

Первый, общий для всех славян литературный язык имеет огромное значение для изучения истории культуры славянских народов. Чем же мы обязаны в этой сфере свв. Кириллу и Мефодию, а также их ученикам и последователям? На этот и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

8. Курепин, С. Язык. Письменность. Культура: «силовой треугольник» взаимоотношений в контексте религиозных трансформаций // Наука и религия. - 2021. - № 2. - С. 28-32. - (Неожиданный ракурс)

Публикация о становлении русского литературного языка и появлении письменности, о культурно-исторической ценности православия и распространении книжной культуры после принятия христианства на Руси. С. В. Курепин рассматривает русскую культуру до и после возникновения письменности, говорит о роли церковнославянского языка в жизни русского народа и о непреходящей ценности национальной культуры.

9. Лобачев, В. В начале был подвиг // Наука и религия. - 2013. - № 5. - С. 2-6. - (1150 лет славянской письменности)

Автор рассказывает историю создания славянской письменности святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Братья трудились на просветительской славянской ниве вместе. Из двух азбук утвердилась кириллица. На ней и пишем. История же письменности, ставшей достоянием Болгарии, Сербии, а затем Руси, началась в Моравии. О высокой и трагической судьбе просветительской миссии Кирилла и Мефодия в этой стране - статья, предложенная вашему вниманию.

10. Людоговский, Ф. Тропой солунских братьев. Кирилло-мефодиевское языковое наследие в современной России // Родина. - 2013. - № 5. - С. 19-20. - (Традиции)

Публикация о главных результатах деятельности солунских братьев - создании славянской письменности и первого славянского литургического, а впоследствии и литературного языка. Особое внимание уделяется церковнославянскому языку, его изучению, практическому освоению и дальнейшим перспективам, а также словарям, учебникам, грамматикам, которые, безусловно, являются важной частью языкового наследия великих братьев-просветителей.

11. Лощиц, Ю. Кирилл и Мефодий: страницы жизнеописания // Наш современник. - 2013. - № 2. - С. 110-162. - (Память)

Создатели славянской письменности, братья Кирилл и Мефодий почитаются в славянском мире. Их жизненный подвиг не случайно приравнивают к апостольскому, именуя их «первоучителями» славян. Они не только создали азбуку, но и перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги, позволив славянам молиться Богу на родном языке. Жизнеописания братьев представлены на страницах данной статьи.

12. Милославская, С. К. «... Чтобы все изложено было на правильном русском языке» // Русская речь. - 2008. - № 6. - С. 79-83. - (Из истории культуры и письменности)

Публикация посвящена зарождению славянской письменности, а также истории учебников и словарей русского языка. Цель таких учебников - обеспечить деловым людям западноевропейских стран возможность прямых контактов с русскими без официальных переводчиков.

13. Митин, С. Колыбель русской словесности // Родина. - 2013. - № 5. - С. 21. - (Славянской письменности - 1150). - (Современные размышления)

Новгородскую землю часто величают Родиной России, ее колыбелью. Здесь зарождались русская государственность, русская династия, первая русская республика с ее «народным парламентом» - новгородским вече. С полным правом Новгородчину можно назвать и колыбелью русской словесности. Основная тема данной статьи - связь Новгородской области с создателями литературного языка всех славян, святыми просветителями IX века Кириллом и Мефодием.

14. Николаев, С. Высший подарок Бога человеку // Славянка. - 2019. - № 3 (81). - С. 11-13. - (Слово пастыря)

Публикация о праздновании Дня славянской письменности и Дня памяти равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей словесности, просветителей и основоположников традиции славянской письменной культуры.

15. Новгородское измерение письменности // Родина. - 2013. - № 7. - С. 74-75. - (Отечественные записки). - (Наши встречи)

Статья о новгородских торжествах по случаю 1150-летия славянской письменности. Новгородская земля изначально была центром просвещения, а современные новгородцы продолжают поддерживать просветительские традиции древнего Новгорода. Ведь именно Великий Новгород считается одним из самых благодарных творческих наследников традиции славянского письма.

16. Смирнова, С. «Чтобы сущего свет постичь...» // Народное творчество. - 2010. - № 4. - С. 6-8. - (Фестивали, конкурсы)

На территории Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника состоялся II Международный фестиваль «Славянский путь», посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Уникальность фестиваля в том, что он проходил на базе музея-заповедника - одного из известных духовных центров России.

17. Темчин, С. Дело о начальном слове // Наука и религия. - 2013. - № 5. - С. 6-7. - (1150 лет славянской письменности)

Публикация об истории создания первой славянской книги - кирилло-мефодиевского перевода Евангелия и ее значении в истории славянской культуры. Автор прослеживает путь солунских братьев Кирилла и Мефодия, а также их многочисленных учеников, основываясь на евангельских текстах и житийной литературе.

18. Токарева, Л. Б. День Кирилла и Мефодия // Русская история. - 2013. - № 2 (25). - С. 60. - (Историческая правда)

Статья о праздновании 1150-летия славянской письменности в Москве, посвящённом Дню памяти святых равноапостольных первоучителей и просветителей, создателей славянской азбуки - братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (820-885).

19. Токарева, Л. Б. «Тысячелетний путь славянской письменности» // Русская история. - 2013. - № 2 (25). - С. 61. - (Историческая правда)

В Государственной публичной исторической библиотеке России прошла выставка, приуроченная к 1150-летию возникновения кириллицы. Подробное описание экспозиции представлено в данной публикации.

20. Шамбаров, В. Скрижали для славян // Свой. - 2017. - №5. - С. 4-7. - (Корневая система)

Статья посвящена деятельности константинопольских миссионеров - святых подвижников Кирилла и Мефодия. Тяжёлый, трагический путь прошли братья, прежде чем достигли великой цели - широкого распространения христианства на славянском языке и грамотности среди славян. Автор говорит об огромной ценности кириллицы, которая помогала сохранять и передавать из поколения в поколение духовные и культурные ценности, сближала православные славянские народы - русских, сербов, болгар, черногорцев, украинцев, белорусов.

21. Шмелёва, Т. Великий Новгород как наследник Кирилла и Мефодия // Родина. - 2013. - №5. - С. 22-24. - (Отражения)

Публикация о том, как жители Великого Новгорода сохраняют память о великих творцах славянского слова - святых братьях Кирилле и Мефодии. Много лет назад, когда Праздник славянской письменности и культуры стал государственным, он широко отмечался именно в Новгороде. Торжественный и многолюдный, собравший самых известных и авторитетных писателей, этот праздник стал звёздным часом Новгорода, сделал его символом возвращения к традициям и культурного лидерства.

22. Эльдемуров, Ф. Слово Константина Философа // Наука и религия. - 2007. - № 11. - С. 37-40. - (Тайноведение)

Статья о жизни и судьбе святого Кирилла - одного из создателей славянской письменности, известного в истории под именем Константин Философ. Для создания письменности недостаточно эрудиции. Необходимо быть историком, философом, мифологом, этнографом, психологом, ритором, иметь навыки писца и художника, досконально знать народные обычаи, иностранные языки, особые знаковые системы и ещё много, много иного. Глубочайшая ответственность за «мелочи» - вот признак настоящего исследователя, учёного, созидателя. Таким и был Константин (Кирилл).

23. Эльдемуров, Ф. Слово Константина Философа // Наука и религия. - 2007. - № 12. - С. 43-45. - (Тайноведение). - Окончание. Начало в №11.

По немногим сохранившимся данным исследователь изучает эпоху, в которой жил Константин Философ, и показывает характер одного из создателей славянской азбуки. Перед читателями предстаёт образ беспокойного, непоседливого, любознательного человека, страстно любящего жизнь. Именно такой человек, который старался проявить способности, заложенные в нём Богом, мог взяться за труднейшее дело - составление алфавита.

 

Добро пожаловать в зал периодических изданий Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева!

Ждем вас по адресу: г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 5, 2 этаж.

 

График работы библиотеки:

понедельник - четверг: с 10.00 до 20.00,

пятница - выходной день,

суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00.