Юрок Соло

(9.04.1888 – 1974)

Многие величайшие артисты воспринимали его имя, набранное мелким шрифтом на их афишах, как залог успеха. Его почитали как величайшего импресарио и заботливого друга Айседора Дункан и Давид Ойстрах, Святослав Рихтер и Артур Рубинштейн, Анна Павлова и Людмила Зыкина. Американские газеты писали, что он дал стране столько же, сколько дало ей изобретение фонографа. О нем снят художественный фильм, вышло несколько книг. Но мало кто из американцев и россиян знает, что их знаменитый соотечественник родился в г. Погаре Стародубского уезда Черниговской губернии (ныне районный центр Брянской обл.) 9 апреля 1888 года. И звали его тогда Соломон Израилевич Гурков.

Выдающийся музыкальный деятель Америки был одним из 19 детей небогатого погарского торговца. В 1906 году юноша, разругавшись с отцом, вместе со своей невестой Фаиной Шапиро - дочерью состоятельного табачного торговца - покинул Российскую Империю, чтобы попытать счастья за океаном. В Соединенных Штатах Америки, где молодые поженились, они оказались без гроша в кармане - все деньги ушли на долгую дорогу. Соломону пришлось искать работу в тот же день, когда его нога впервые вступила на Североамериканский континент. Беречь приходилось каждый цент.

Чем только не занимался Соломон в первые годы: упаковывал газеты в типографии, торговал скобяными товарами, работал трамвайным кондуктором.… Но душа его рвалась к музыке. В кругу своих новых друзей он часто пел русские и украинские песни, которые любил с детства. Стал ходить в театр, слушал оперу, увлекся концертами классической музыки. Его страсть к искусству не осталась незамеченной. Профсоюзные боссы стали привлекать пролетария Гуркова к организации концертов на рабочих митингах. Новая общественная нагрузка настолько увлекла молодого человека, что вскоре он самостоятельно стал после работы устраивать в Бруклине бесплатные концерты малоизвестных артистов.

Но Соломону хотелось большего: он мечтал об антрепризе, об организации гастролей известных личностей. И первым, на чьей афише в качестве организатора значился Соло Юрок, стал любимец музыкального мира Ефрем Цимбалист. Виртуозный скрипач - он тоже был поданным Российской Империи, сбежавшим от черносотенных погромов в 1911 году. Покоренный красноречием молодого торговца скобяными товарами, Цимбалист позволил организовать ему свой концерт.

В 1913 году Соло Юрок становится профессиональным импресарио. 60 последующих лет он отдал представлению американским зрителям музыкальных знаменитостей. Более 100 тысяч концертов организовал бывший погарский мальчишка за это время в Соединенных Штатах. И все эти годы неизменной привязанностью были артисты из России, уже советской. А начинал Юрок с Шаляпина. Потрясенный басом Федора Ивановича, услышанном на концерте в Америке, Соломон загорелся желанием устроить еще одно, уже свое, выступление русской знаменитости. Он писал певцу, но безответно. Только после того, как с триумфом прошли организованные им концерты Цимбалиста, Юрок вновь решился обратиться к Шаляпину. Певец и импресарио встретились в Париже - но знакомство не принесло желаемого - великий бас вызвал Сола только с одной целью: посмотреть на человека, который четыре года надоедал ему своими письмами. Однако отделаться от нашего земляка было не так уж просто. Поставив перед собой цель, он шел к ней невзирая ни на какие трудности. Соломон Израилевич отправил десятки писем и телеграмм. Он писал не только Шаляпину, но и директору Большого театра в Москве, где работал певец, влиятельным друзьям Федора Ивановича, советскому наркому просвещения Луначарскому, даже в Международный Красный Крест. В конце концов, Шаляпин сдался и пароходом направился в США.

С начала 30-х годов Юрок постоянно наведывался в СССР, пытаясь наладить культурный обмен между нашими странами. На это у него ушло почти четверть века. Несмотря на все ухудшающиеся советско-американские отношения, в 1958 году Юрок все-таки добился того, что в Америку приехал ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева. Американцы были покорены этими гастролями. За ними с неизменным успехом последовали другие выступления, организованные Солом Юроком: Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Людмила Зыкина, балет и оркестры Большого и Кировского театров.

Параллельно с этим Соло привозил в СССР и американских артистов, о которых у нас почти никто не слышал. Приезжая в СССР Соломон Израилевич неоднократно пытался наведаться на свою малую родину, которую любил всей душой - в Погар. Но это ему так и не удалось: ни в эпоху Сталина, ни во времена Брежнева Юрока на Брянщину не пустили. Лишь однажды, в 1930 году, ему позволили увидеться с матерью, братьями и сестрами. Причем не в Погаре, а в номере комфортабельной гостиницы в Минске. Отец с сыном так и не повидался. И виной тому была не та давняя ссора, которая увела юношу за океан. В начале того же 1930 года Израиль Гурков был арестован как "кулак" и умер в тюрьме от инфаркта. В конце 30-х не стало матери и двух сестер. А в 1941 году гитлеровцы, оккупировавшие Брянщину, расстреляли почти всех оставшихся в Погаре и соседнем Стародубе родственников Соломона.

Выдающийся импресарио умер в начале марта 1974 года на 86-м году жизни, 60 лет которой он посвятил налаживанию культурных связей между Советским Союзом и Америкой.

Литература

  • Карпов, Д. Он построил мост между США и СССР // Брянское время. - 2002. - 23-29 мая (№20). - С. 6.
  • Михайлова, С. Великий Сол из города Погара // Десница. – 2003. – 23 апр. (№17). – С. 14.
  • Прошак, Л. Музыка не имеет отечества // Брянские известия. - 1992. - 9 июня.
  • Скидан, В. "Призвание - любить артистов" // Брянские известия. - 1992. - 13 окт.