Продолжая наш разбор тестовой части ЕГЭ-23, перейдем к рассмотрению следующей группы заданий. В них требуется знание ряда орфографических правил, таких, как правописание приставок, суффиксов, безударных гласных и др. Сущность, а одновременно и цель заданий — проверка знаний орфографии, необходимых для благополучной сдачи экзамена и для «самоутверждения» экзаменующемуся в статусе грамотного человека: аттестат зрелости должен на этих знаниях, как на прочном фундаменте, базироваться.
В заданиях по 5 рядов слов. Каждый ряд — цепочка из трех (задания 9–10, например: к..сатка (в океанариуме), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг) или из двух слов (задания 11–12, например: локт..вой, ключ..к). Для каждого из четырех указанных заданий, 9–12 , характерна одна и та же формулировка задачи: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов».
Осваивая путь решения, не стоит приниматься за все задания сразу: очень большой комплекс орфографических сведений требуют они активизировать. Советуем по порядку, начиная с девятого, приступать к выполнению, вспомнив для начала тот пакет правил, на котором зиждется это 9 задание: здесь правописание безударной гласной. Следовательно, необходимо для безупречного выполнения вспомнить три главных правила, регулирующих выбор гласной:1) гласные, проверяемые ударением: очАрование — потому что есть слово чАры; 2) безударные гласные в словах с чередующимися корнями (их — конечное число, надо все помнить). Пример: рАвнение — потому что -рАвн- в словах со значением рАвный; 3) непроверяемые, словарные случаи: пОртфель.
Выполним для образца одно из заданий 9:
1) стр..жайший, упр..стить, приг..рюнился — эта строка подходит для включения в ответ, в каждом из слов пропущена буква О, правило: гласная, проверяемая ударением;
2) подб..родок, к..стюмер, ув..жение — вторая строка не удовлетворяет требованиям: в первом слове вставляем О (проверяем ударением), во втором тоже О, но правило другое — словарное слово; увАжение вставляем А, проверочное вАжный;
3) поч..нить, (ударился) оз..мь, см..ренный — третья строка к ответу не подходит: почИнить — проверяем подбором ударной формы; озЕмь – проверочное зЕмли, смИренный — проверочное мИр;
4) расч..ртить, встр..чаемся, (крепкая) б..чёвка — расчЕ ртить проверочное чЕртим; встрЕ чаемся проверочное встрЕча; бЕчевка — словарное. Все три вставляемые буквы Е, строка подходит к ответу;
5) покл..ниться, пропол..скать (бельё), г..ризонтальный — поклОниться (корень с чередованием О\А); прополОскать — проверяем ударением (полОщет), гОризонтальный — словарное слово, все вставляемые гласные О. Строка подходит к ответу.
Отсюда вывод: ответ 1,4,5.
Иные закономерности пронизывают задание 10. Здесь — правописание приставок, вспоминаем правила по мере необходимости для каждой из строк:
1) прИвратник, прЕзидент, прЕважный (вид) – прИвратник (приставка при-, значение приближенности); президент — пре не приставка, президент словарное слово; прЕважный(приставка пре- — высокая степень качества), к ответу не подходит;
2) пр..славянский (язык), пр..писная (буква), нед..смотреть — прА славянский (приставка прА-, значение предшествования); прОписная — проверочное слово прОпись; недОсмотреть (приставка недо-, приставки недА нет в русском языке). К ответу не подходит;
3) меж..здательский, дез..нфекция, пост..ндустриальный — во всех трех словах этой строки пропущена буква И, правило: правописание И, Ы после приставок: приставка меж- — исключение из правил о русских приставках, после которых пишется И; приставки дез-, пост- иноязычного происхождения, после них всегда И. Строка подходит к ответу;
4) оТдать, наДпилить, преДписание — строка к ответу не подходит; здесь действует правило правописания приставок на согласный: в первом случае от-, т.к. приставки од- нет; второе слово — приставка над-, т.к. приставки нат- нет; пред- тоже единственный вариант. К ответу строка не подходит;
5) беЗвкусный, раЗжалобить, иЗгонять. Эта строка, как видим, подходит к ответу, везде вставляем З как конечный согласный приставки, правило: З вставляется в случаях, когда корень начинается со звонкой согласной (без-, раз-, из-).
Таким образом, ответ 3,5.
Обратимся теперь к примеру задания 11.При первом же взгляде ясно, что основано оно на знании правил написания суффиксов прилагательных, причастий, деепричастий. Вставляем пропущенную букву, ссылаемся на правило, из которого исходим; строки,в которые вставили одинаковые буквы, включаем в ответ.
1) претерпЕвающий, замшЕвый – буква Е первого слова – в составе суффикса причастия настоящего времени, которое образовано от глагола претерпевать, а глагол содержит написание суффикса -ева, т.к., по правилу, перед суффиксом -ва пишется та же гласная, что в инфинитиве без -ва: претерпевать — от претерпеть, претерпеть – претерпевающий; в слове замшевый суффикс -ев, т.к. суффикс здесь безударный (ср.: ленИвый); строка подходит к ответу;
2) каракулЕвый, острЕнький — эта строка тоже подходит к ответу: суф.-ев в прилагательном без ударения; суф. -еньк в прилагательных пишется после всех согласных, кроме г, к, х (ср.: легонький);
3) лелеЯвший, извилИна — в первом слове вставляем Я, т.к. перед нами форма причастия прошедшего времени, пишется гласная перед суффиксом ‑вш та же, что в инфинитиве: лелеявший от лелеЯть; во втором слове суффикс -ин, т.к. его антагонист –ен употребляется только в словах на –мя в косвенных падежах (ср: стремя – стремЕНи). Данная строчка к ответу не подходит.
4) милостИвый, измучЕнный — в первом слове написание -ИВ исключение, правило: в прилагательных без ударения суффикс -ЕВ; во втором слове вставляем Е, т.к. суффикс –ЕНН. К ответу строка не подходит.
5) завидОвать, испытЫвать – в первом слове вставляем О, т.к. здесь суффикс –ова, что доказывает наличие в 1 лице ед. числа настоящего времени чередования у\ю: завидую; во втором слове вставляем Ы, т.к. такого чередования нет: испытЫВаю. К ответу не подходит.
Таким образом, ответ к заданию 11:1, 2.
Переходим к разбору задания 12.
Здесь пропущены буквы в окончаниях спрягаемых форм глагола и в окончаниях причастий. Вставляем, вспоминая правила:
1) (они) мелЮт (зерно), ссорЯщийся — в первом слове пишем Ю, т.к. глагол молоть 1 спряжения; во втором слове пишем –Я, т.к. глагол ссориться, от которого образовано данное причастие, 2 спряжения. К ответу строчка не подходит;
2) не успокоЯтся (активисты), (она) доедаЕт. В первом слове Я, потому что 3 лицо множ. числа глагола, от которого образовано данное причастие, 2 спряжения; во втором Е, окончание глагола 1 спряжения. К ответу строка не подходит.
3) чистЯщий, поражаЮщий. Первое слово — причастие от глагола 2 спряжения, поэтому вставляем Я; второе — причастие от глагола 1 спряжения, вставляем Ю. К ответу не подходит.
4) навеЕт (ветер), посвящаЕтся (стихотворение) — в первом слове вставляем Е, т.к. окончание глагола, 3 лицо ед. числа, глагол 1 спряжения; второе Е вставляем по тому же правилу (посвящать – глагол 1 спряжения). Подходит к ответу.
5) дорогостоЯщая, подводЯщая — здесь в обоих словах вставляем Я, т.к. в образовании причастий использованы глаголы 2 спряжения (стоить, подводить, суффикс причастия настоящего времени при этом -ЯЩ).К ответу подходит.
Ответ: 4,5.
Заканчивая комментарий к заданиям 9–12, напомним два основных приема в алгоритме их выполнения:1) прежде чем принимать решение о том, какую букву следует вставить, необходимо точно решить, какой части речи принадлежит слово; 2) понять, какого типа морфема представлена с пропуском. Именно характер морфемы и правило, регулирующее написание, в каждом конкретном случае диктует верное решение: например, гласная корня может проверяться в зависимости от своего характера (проверяемая ударением; правилом чередующегося корня; словарное слово); для суффиксов и окончаний разные правила разных частей речи, у них разные образовательные связи.
И еще подсказка: надо помнить о возможных «ловушках», заготовленных составителями заданий (их иногда подставляют, чтобы нетвердо знающий правила ученик принял одни слова за другие). Например, встречаются однокорневые омонимы, в них следует вдуматься, чтобы не ошибиться: неразличение их может приводить к искажению ответа. Например, если гласная корня пропущена в словах примирение, измерять, мирный, есть опасность принять их за слова с чередующимся гласным корня, существует также опасность спутать их с таким омонимом, как умереть, в котором Е чередуется с И (умирать).
Подобна этой еще одна ловушка: в слове косичка есть корень кос-, но нет чередования, как в словах коснуться – касаться. То есть О в косичке надо проверить ударением, но не чередованием: кОсы. Неверно также относить слова память, вспоминать к словам с непроверяемыми гласными корня, они-то как раз чередующиеся(а\ин).
Перейдем к заданию 13. Его формулировка: «Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно… выпишите это слово».
Основные компоненты алгоритма, используемого при выполнении: 1) проверка элементов каждого из приведенных предложений на определения частеречной принадлежности представленных в них слов, соприкасающихся с НЕ; 2) применение к каждому случаю соответствующего правила, например: Никому не интересна судьба покинутых деревень. — Здесь раздельное написание обусловлено наличием при кратком прилагательном двойного отрицания; 3) выявление из числа предложений задания случая слитного написания, комментирование его. Результат будет являться ответом.
Прорешаем один из вариантов:
(Не) доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку — здесь написание раздельное, т.к. НЕ при глаголе доедать, правило: НЕ с глаголами пишется раздельно;
Теперь (не) легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня — здесь прилагательное легкое должно писаться раздельно с НЕ, т.к. контекст содержит противопоставление (не…, а…);
Остался ящик с рукописями, никому (не) нужными — здесь пишем НЕ раздельно, нужный — это прилагательное, при нем имеется зависимое слово;
Чего только (не) услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике — раздельное написание, т.к. НЕ с глаголом;
В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи — прилагательное несчастный, написание слитное, т.к. без НЕ это слово не употребляется.
Ответ: несчастной.
Основное содержание следующего задания,14-го, представляет собой проверку знаний, касающихся слитного\раздельного написания наречий, предлогов, частиц.
Как известно, правила слитного\раздельного написания для каждой части речи различаются, следовательно, первый шаг при выполнении этого задания — определение частеречной принадлежности представленных в тексте слов. Вспоминаем: предлог всегда принадлежит имени существительному (или местоимению), а наречие с ним не связано, оно связано с глаголом, от которого можно задать вопрос; отсюда разница в написании: предлог раздельно с соседним словом, наречие — слитно, ср.: Он вышел навстречу другу — здесь навстречу наречие, оно относится к глаголу (вышел куда? как?), написание наречия слитное, но: Он надеялся на встречу с другом — здесь на предлог при существительном встреча.
Таким образом, первый шаг в решении задания — задать вопрос к слову\сочетанию, написание которого выясняется. Если это сделать можно, т.е. если вопрос уместен, значит перед нами самостоятельная часть речи: В продолжении доклада прозвучали интересные сведения. Где прозвучали? В продолжении, это существительное с предлогом В. Иначе: В заключение позвольте отметить. Здесь в заключение наречие, оно связано с глаголом-сказуемым.
Важно учитывать способ опознавания предлога в предложении: производный предлог, который пишется слитно, часто можно заменить синонимичным предлогом, ср.: Я договорился насчет доставки — слитное написание предлога. Доказательство: договорился о доставке, синонимичный предлог О, но: Деньги поступили на счет, здесь существительное счет и предлог на, синонима у сочетания быть не может.
Следует помнить, что, становясь предлогами, существительные в составе такого сочетания утрачивают свое грамматическое и лексическое значение, теряют самостоятельность как члены предложения, ср.: Вследствие ошибочного решения судьи пострадал человек (синонимы в результате, после); слово следствие не имеет здесь качеств существительного, перед нами предлог. Но: В следствии были допущены нарушения закона — здесь существительное следствие сохраняет признаки лексические, грамматические, является дополнением в предложении, значит, В — предлог к существительному следствие.
И еще одна видимая примета: предлог всегда дублируется вопросом, ср.: В заключение нового сборника поэт включил свои стихи — задаем вопрос: куда включил? Во что? — ср.: В заключение вышесказанного — вопроса задать нельзя, синоним: после вышесказанного.
Учитывая сделанные замечания, разберем пример тренировочного задания. Его формулировка: «Определить предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно».
В задании представлены как закрепленные правилами написания наречий, предлогов, союзов, частиц (наречие так, частица же, будто, которые пишутся всегда раздельно), так и нуждающиеся в анализе содержания фразы омонимичные сочетания то же, тоже, навстречу — на встречу. Ход рассуждений: 1) определение частеречной принадлежности; 2) определение роли в предложении данного сочетания; 3) запись в ответ слов с установленным слитным написанием.
Примеры и их анализ:
1. Выбрался Муравей из-под ноги Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику? — в первом случае написание раздельное, здесь вопросительное местоимение что с частицей бы, они всегда пишутся раздельно; второе чтобы пишем слитно, это союз;
2. Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком — здесь так наречие с частицей же, написание раздельное; второй случай написание слитное, тоже здесь наречие.
Ответом становится номер предложения, где оба выделенных слова предполагают слитное написание.
Задание 15 звучит так: «Укажите все цифры, на месте которых пишется –Н» (вариант: -НН). Как можно догадаться, в тексте этого задания слова разных частей речи, каждое со своим правилом написания указанных суффиксов. Мы помним, это сложная система правил, поэтому их приходится выстраивать, как и в других случаях, в особый алгоритм выполнения. Он такой:
1) решая, что выбрать, -Н или –НН, определяем, какой части речи слово: если подходит вопрос какой? — прилагательное (серебряный иней), вопрос что делающий\сделанный? — причастие (сломанная лиственница), вопрос как? каким образом? — наречие (совершенно новый);
2) определив часть речи, вспоминаем правило написания Н\НН для этой части речи. Основное в них: прилагательные: с суффиксом ан\ян одна буква Н; в образованных от существительного с корнем, начинающимся на Н, — две буквы Н; если это прилагательное раньше было причастием, пишем две НН (признаки: наличие в слове приставки: связанная шапочка); в кратких прилагательных столько Н, сколько было в полной форме, от которой оно образовалось (истинная правда — причина истинна); правила для причастий: в полных всегда две Н; примета причастия: вопрос, наличие приставки; наличие зависимого слова; в кратком причастии всегда одна Н.
Очень важно не путать краткое причастие с наречием: в наречии всегда столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано. Ср.: В нем было воспитано (что сделано?) чувство долга (краткое причастие); Девочка была красива и хорошо воспитанна (какая? какова?) —краткое прилагательное; Он вел себя воспитанно (как? каким образом?) — наречие.
Описав характерные признаки выбора варианта написания, перейдем к материалу: Когда льня(1)ые вещи в доме старели, их заменяли свежими, вновь вытка(2)ыми сельскими ткачихами на стари(3)ых станках. Вспоминая правила, сообщаем ответ: 2,3, так как именно здесь требуется вставить две буквы Н.
После 15 начинается комплект заданий на знание пунктуации, это задания 16–21, комментированию которых будет посвящена следующая лекция.