Много лет существовавшее пренебрежение к памятникам архитектуры, имевшим некогда церковное назначение, с ростом и развитием российской культуры в настоящее время преодолено. Мы ценим в них не былое назначение, а то, что в них есть действительно ценного и полезного для нас – их художественное достоинство.
Архитектурный ансамбль Свенского монастыря – типично русский по своей планировке и объемно-пространственной композиции, складывавшийся на протяжении нескольких веков, воплотил черты развития русской культуры в своих архитектурных сооружениях. Все здания его церквей и собора, стены и башни самобытны по своей архитектуре и декоративному убранству. Эта самобытность пополняла арсенал архитектурно-художественных средств русского зодчества ХVII – ХVIII веков, являлась вкладом местных мастеров в общерусскую сокровищницу культуры и искусства.
«Мы храним – писал А. В. Луначарский, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, – не чудесную усопшую красавицу – мы храним действенное сокровище, представляющееся каким-то скопищем золотых зерен, которые должны дать всходы сторицей в уме и сердце масс…»
Чтобы «золотые зерна» не потеряли своей живительной силы, они должны храниться в лучшем виде, Республиканскому институту «Спецпроектреставрация» в 1980-е гг. была поставлена задача разработать комплексный проект восстановления, реставрации и современного использования сохранившихся и некоторых утраченных сооружений монастырского комплекса. Реставрация сооружений осуществлена работниками Брянской реставрационной мастерской на средства, выделенные областной организацией Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, при помощи государства. В ходе реконструкции были восстановлены стены и башни, Преображенская и Сретенская церкви, домик Петра I, а в начале ХХI века – церковь Антония и Феодосия, завершается воссоздание Успенского собора.
Органическое слияние богатого по силуэту комплекса монастыря с окружающим эпическим ландшафтом, может быть, одно из самых ценных качеств этого древнего ансамбля – произведения нескольких поколений зодчих и мастеров строительного и изобразительного искусства.
С воссозданием утраченных много десятилетий назад памятников архитектуры Свенский монастырь возвратил свою былую власть над пространством, которое подчинялось ему, входило неотъемлемо в единую чарующую картину родного пейзажа. По-прежнему, как и много веков назад, простор поймы Десны уходит в былинную даль. По-прежнему сверкает за рекой до горизонта меж зеленых облаков зарницы заводей и озерков. Заботясь о сохранении Свенского ансамбля, необходимо позаботиться и о сохранении его окружающего ландшафта. И о восстановлении его. Утрата пойменной дубовой рощи измельчила масштаб прибрежного озеленения на ближних планах панорамы, открывающейся от стен монастыря. Необходимо восстановить дубраву, обогатить ландшафт новыми продуманными посадками.
Реставрация сооружений осуществлена работниками Брянской реставрационной мастерской на средства, выделенные областной организацией Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, при помощи государства.
Можно быть уверенным, что древняя красота засверкает новыми красками на благо тех, кто придет после нас.