3. Хранить сохранённое

Время более всего безжалостно само к себе. Дома стоят, люди живут, деревья растут, птицы летят — а ушедшего времени уже нет. Зато его можно вспоминать и анализировать через события, произошедшие в нём.

Хотя зачастую это же самое время уносит вместе с собой и информацию, если она не была закреплена в документах. Вот, например, до наших дней дошли отрывочные сообщения, что относившиеся к Белогорщи земли в 1681 году стали павловскими. Григорий Карпович Коровко, приехавший с Украины в ранге стародубского полковника, давая указание о размежевании земель, писал: «Жители слободы Павловой прикладали жалобу на жителей белогорщских. Оные им в грунте чинят перешкоду».

Тем не менее, как писал наш земляк Фёдор Тютчев, «Не всё, что здесь цвело, увянет, не всё, что было здесь, пройдёт!»

Освободившись от польского владычества, крестьянство Малороссии освободилось, собственно, и от крепостного права. Бывшие имения (местечки, сёла и деревни) — шляхетские, королевские и католического духовенства — стали теперь «свободными войсковыми», подчинёнными лишь государственной власти Войска Запорожского, а мещанское и крестьянское население превратилось в свободных людей, не знающих над собою частных владельцев и обладающих всею полнотою гражданских прав. Приобретя личную свободу, крестьяне одновременно стали и собственниками находившихся в их пользовании земель и получили возможность распоряжаться ими по своей воле, когда дело касалось отдельного хозяйства.

Наконец, будучи подчинены сотенным и полковым властям, крестьяне в пределах своих поселений обладали возможностями самоуправления. В каждом селе или деревне они избирали из своей среды войта (старосту), который вёл административные дела поселения, и вместе с несколькими наиболее уважаемыми сельчанами творил суд между крестьянами. Если в селе, как это бывало чаще всего, рядом с крестьянами жили и казаки, и возникала между крестьянином и казаком тяжба, то она разбиралась совместно войтом и подобно ему выборным казацким «атаманом», опять-таки в присутствии и при участии крестьянских «мужей» и казацких «товарищей».

Так, в истории края задолго до Октября 1917 года земля, прежде принадлежавшая польским панам, теперь осталась в фактическом владении тех, кто её обрабатывал. Таким образом, лозунг большевиков «Земля крестьянам» уже в 1654 году в Малороссии и на Стародубщине был реализован в полном объёме.

Но такое положение продолжалось недолго: свои права на землю предъявили её освободители — казаки, которым, как они считали, она должна была принадлежать по праву отвоевания. И хотя в освобождении Малороссии от поляков участвовал весь народ, действительными освободителями казаки сочли исключительно и только себя. Казаками же считалась лишь та часть народа, которая составляла полки Хмельницкого. Сам гетман получил формальное право раздавать войсковую землю старшине и рядовому «товариству» за их войсковую службу. Люди, подпадавшие вместе с землёй под такую раздачу, снова должны были за пользование ею отдавать владельцу часть своего труда.

Так постепенно образовалось малороссийское крестьянство, как сословие несвободное.

В это же время на Брянщине стали возникать первые промышленные предприятия — многочисленные кустарные промыслы, дававшие поташ, железо и стекло. Поташ добывался из золы деревьев и шёл на изготовление стекла, мыла и пороха. Места, где добывали поташ, называли «будами». Предприятия по выработке железа называли «руднями». Рудня состояла из водяной мельницы, плавильни и кузни. Производство стекла называлось «гутицким промыслом». Гута представляла собой обширное строение, в котором размещались стекловарные печи. «Буды», «рудни» и «гуты» — эти слова до сих пор сохранились в названиях многих селений, окружающих село Белогорщь.

И при этом шло дальнейшее закрепощение крестьян, которых дворяне получали вместе с землями. Помимо всех работ, которые крестьяне делали у помещиков, с них требовали ещё и оброк. Платили его маслом, мёдом, грибами, холстом, рогожными мешками, деревянными лопатами, сукном. Денежный оброк постоянно увеличивался.

Пусть не покажется странным, война 1812 года с Наполеоном дала некоторую передышку. Война была тяжёлой, но немного ослабла и удавка на шее народа, как писали о том времени впоследствии революционеры. В войне активное участие принимало и население брянского края, создав народное ополчение. 30 тысяч жителей Брянщины находились в его рядах, проявляя массовый героизм. Наполеону не удалось захватить брянские земли.

После победы над французами, после восстания декабристов и множества половинчатых реформ в феврале 1861 года был опубликован манифест об отмене крепостного права. Самодержавие вынужденно пошло на освобождение крестьян с землёй, при этом учитывая в первую очередь интересы помещиков. В уездах крестьянский надел составлял всего от 2,7 до 4,5 десятин, на помещичье же имение отводилась тысяча десятин земли. При этом за полученный надел крестьяне несли ещё повинность в пользу помещика — отбывали барщину или платили оброк.

Это не могло не способствовать расслоению крестьянства. С одной стороны, выделялась группа деревенских богатеев — кулаков, а с другой — значительная масса бедноты. Нет, Белогорщь не упала в нищету и беспросветность, к середине XIX века здесь были устроены почтовая станция и винокуренный завод. Построили постоялый двор, на котором меняли лошадей и где могли остановиться на ночь нуждающиеся. Собственно, это как раз и предполагал Миколай Абрамович, задумывая поставить село на Белой горе...

И вот уже «Календарь Черниговской губернии на 1893 год» публикует список населённых мест Черниговской губернии, имеющих не менее 10 жителей по данным на 1892 год:

 

«Белогощь, село Мглинского уезда Павловской волости; число дворов 51, число жителей мужского пола 111, женского пола 121, всего 232; стан 3, участок земского начальника 2, участок судебного следователя 1, участок полицейского урядника 2».

 

В Белогорщи сохранились воспоминания о некоторых богатых людях. Первой старожилы вспоминают помещицу Цельмониху. Имение её располагалось на высоком месте, в районе старого озера, ближе к речке Ольховец (Кужелевка). Имение большое — парк с дорожками, сад, огород, хозяйственные постройки. По иронии судьбы на этом месте ныне стоит библиотека, сотрудники которой и вернули из исторического небытия имя помещицы. Что могла вспомнить, рассказала им в январе 2008 года жительница села Анна Игнатьевна Сидоренко, 1922 года рождения. Поведала она и о самых зажиточных крестьянах, которым в народе было дано определение «кулаки».

Первым вспоминается некий еврей Мулика, имевший ферму. Двор и сад у него строились и засаживались кругом, потому как в дополнение к плетню и забору они огорожены были ещё и рвом. В наёмных рабочих у Мулика перебывало почти всё село. Жил он в Белогорщи до самого начала Великой Отечественной войны. Узнав, как фашисты обходятся с евреями на оккупированных территориях, с приближением фронта уехал в центр России, и больше информации о нём найти не удалось.

Рядом с поместьем Цельмонихи располагались земли кулака Голыша. Рядом с ним — владения Можая с огромным садом и огородом. После раскулачивания в его огромном доме были устроены ясли, где нянечками работали Сидоренко Анна Игнатьевна, Катя Никонова, Галя Шевцова (Кулдабёнкова), Галя Плакса. Сейчас на месте бывшего владения (комнаты и хозпостройки) построены дома, в которых живут Дроздова Елена Петровна и Гмыро Николай.

К кулакам в селе относили и местного священника Лобановского, имевшего под собой церковные земли. Кстати, сыновья Лобановского стали впоследствии учителями.

Церковные события и книги порой хранят больше сведений, и они более достоверны и объективны, чем государственные. Именно их публикации помогли восстановить некоторую хронологию событий церковной жизни Белогорщи, а значит, и самого села:

 

«Умер безместный пономарь Мглинского уезда села Белогощи Иоаким Гоптарев 10 февраля 1870 года.

Черниговские Епархиальные известия, № 12, 1870 год».

«Вакантное священническое место к Покровской церкви села Белогощи, Мглинского уезда, с 10 августа 1894 года.

Черниговские Епархиальные Известия, № № 17–18, 1894 года».

«Вакантное священническое место к Покровской церкви села Белогощи, Мглинского уезда, с 1 марта 1896 года.

Черниговские Епархиальные Известия, № 7, 1896 год».

«Перемещён на праздное священническое место при Покровской церкви села Белогощи, Мглинского уезда, священник Николаевской церкви села Соколовки, того же уезда, Андрей Лобановский, 7 апреля 1896 года.

Черниговские Епархиальные известия, № 9, 1896 год».

«Перемещён на должность псаломщика к Николаевской церкви села Карабутова, Конотопского уезда, бывший священник села Белогощи, Мглинского уезда, Иоанн Пясецкий, 24 апреля 1896 года.

Черниговские Епархиальные известия, № 11, 1896 год».

«Список следователей по судным делам. Мглинский уезд. Священник села Белогощи Андрей Лобановский.

Черниговские епархиальные известия, № 1, 1897 год».

«Утверждены в должности членов благочиннического Совета 1 округа Мглинского уезда священники: Преображенской церкви города Мглина Митрофан Феодоровский и села Соколовки Анатолий Касьминский и кандидатами по ним священники — села Павловки Николай Покровский и села Белогощи Андрей Лобановский, 7 мая 1898 года.

Черниговские Епархиальные известия, № 11, 1898 год».

«Благочинный 1-го округа, Мглинского уезда, священник Иоанн Андриевский донёс Его Преосвященству, что жители села Белогощи приобрели для своего храма икону святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца, в киоте, стоимостью 67 рублей. На сем рапорте 19 июня 1900 года Архипастырская резолюция последовала такая: Жертвователям, о коих идёт речь в сем рапорте, преподаётся Архипастырское благословение.

Черниговские Епархиальные известия, № 15, 1900 год».

Архипастырское благословение — благо славить, благое слово в адрес конкретного человека, усиленное знаком креста, хлебом или иным религиозным актом. Жителей села Белогощи вспоминали на службах в Мглинском уезде вслед за благословением Бога — настолько значимым показался высшему церковному иерарху вклад дарителей в духовном окормлении паствы.

Почему была куплена именно икона святителя Феодосия, кто он такой?

Феодосий Черниговский (в миру Полоницкий-Углицкий) — епископ русской церкви, архиепископ Черниговский, родился в начале 1630 годов на Западной Украине. Но ни униатство, ни католичество не прельстили его в духовном своём избрании. По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского. Занимал многие должности, но был оклеветан в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета вскрылась, и святителя оправдали.

Феодосий возродил разорённый униатами Киево-Выдубицкий монастырь, восстановил доведённый католиками до запустения Елецкий Успенский монастырь в Чернигове, основал Печеникскую женскую обитель, построил храм Домницкого монастыря.

Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Так Чернигов и Брянск «породнились» через церковь. Прославлен православной церковью в лике святителя. У него просят помочь в исцелении от раковых образований; об укреплении ума как детям, так и взрослым; отстранить от проблем и клеветы; разрешить сложные ситуации в семье и с детьми.

Для почитания святого в году существует три дня: 18 февраля; 22 сентября; 3 октября.

Но вернёмся к церкви в Белогощи. Одна из последних записей в Черниговских Епархиальных известиях, № 6 за 1901 год гласит:

«Награждён набедренником за отлично-усердную службу священник села Белогощи, Мглинского уезда, Андрей Лобановский».

А вот ещё один документ о церкви из сборника «Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906–1908 годы, выпуск 7»:

«Мглинский уезд. Белогоща, Покровская, деревянной постройки 1760 года. Перестраивалась».

Сама церковь находилась на высоком берегу речушки Тросна, в самом начале села по Мглинскому тракту. К сожалению, её во времена богоборчества в начале 1930-х годов разобрали, а брёвна, из которых она была сделана, переправили в Коржовку на строительство коммуны.

Сегодня много спекуляций на тему взрывания и уничтожения храмов. Страница мрачная в истории молодого советского государства, но объективности ради нужно чётко использовать формулировки. Ведь немало было случаев в российской истории и до этого, когда церковные колокола переплавлялись на пушки. Да, то была крайняя необходимость, связанная с выживанием в момент иноземного нападения на страну. Не оправдывая акты вандализма, посмотрим на события глазами того времени.

Итак, в это же самое время, в 1931 году, в Москве сносился Храм Христа спасителя. Во всех нынешних публикациях говорится только о том, что его взрывали. Но если поднять все документы, то увидим и причины, и следствия данного события. Оказывается, по новому, «сталинскому», плану застройки Москвы Храм Христа спасителя «не вписывался» в новые проспекты и площади. Согласимся, что «не вписался» он чисто идеологически, исходя из классовых убеждений тогдашних руководителей столицы. Тем не менее к Храму не побежали сразу со взрывчаткой, его несколько месяцев аккуратно разбирали, освобождая площадь. Изымаемые материалы, в том числе золото и гранит, шли на отделку строящихся в Москве новых зданий и станций метрополитена. И лишь после этого, что не поддавалось разборке, было убрано взрывом. Ещё полтора года ушло на разборку образовавшихся в результате взрыва завалов. Такова хронология событий — без их политической оценки с позиций сегодняшнего дня.

Во многих местах, на той же Брянщине, церкви в двадцатых-тридцатых годах стали использовать под клубы, библиотеки или под складские помещения, благодаря чему многие и сохранились до сегодняшнего дня: на складах тщательно следили за состоянием крыши, окон, своевременно меняли выходившие из строя элементы и конструкции здания.

В Белогорщи церковь Покрова Пресвятой Богородицы пошла под слом ради нужд коммуны в соседней Коржовке. Неправильно всё это, не может счастье одних строиться на горе и бедах других, но это наша история и мы обязаны её знать, чтобы постараться хотя бы понять. Тем более на новом витке истории, через несколько десятилетий, храм в Белогорщи вновь вознёсся маковками своих куполов в небо и распахнул свои врата для прихожан. В качестве образца для восстановления был взят храм села Страшевичи Жирятинского района Брянской области, по рассказам старожилов, похожий на родную сельскую церковь Белогорщи.

Но то будет отдельная страница повествования.