Несмотря ни на что библиотека комплектует свои фонды, и отдел музыкально-нотной литературы получил новые издания. Они будут интересны специалистам, студентам и любителям музыки.
Издания для специалистов.
Погожева, Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке: учебно-методическое пособие / Т.В. Погожева. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 150 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
Настоящая работа представляет собой учебно-методическое пособие по методике обучения игре на скрипке и педагогической практике и предназначается для учащихся музыкальных училищ и начинающих педагогов детских музыкальных школ.
Пособие охватывает учебный процесс в объеме детской музыкальной школы – семилетки, начиная с приемных испытаний и заканчивая выпускными экзаменами. На каждом этапе обучения автор обращает внимание на наиболее типичные методические ошибки, попутно предлагает возможные способы их исправления и при этом широко использует методические указания ведущих советских педагогов – методистов.
Ломанович, В.В. Здоровые руки скрипача : учебно-методическое пособие / В.В. Ломанович. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 189 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
Остаточное мышечное напряжение - явление, хорошо известное не только скрипачам. В среде музыкантов разных специальностей его называют проще: "зажатые руки". Причиной возникновения очагов остаточного мышечного напряжения является несоблюдение гигиенического режима работы мышц музыканта-исполнителя. Правильный баланс "работа-отдых" обеспечивает мышцам здоровье и многолетнюю работоспособность. В книге "Здоровые руки скрипача" представлена система упражнений, которая дает возможность тем скрипачам, кто испытывает на себе негативное действие остаточного мышечного напряжения, перенастроить свои игровые ощущения и избавить игровой аппарат от ненужной перегрузки. Высвобожденную энергию лучше потратить на решение более достойных задач: толкование, постижение и артистическое исполнение музыкальных произведений великих композиторов. Эта книга - не научное исследование, а изложение эмпирического опыта педагога-практика с более чем сорокалетним стажем работы, знакомого с проблемой не понаслышке.
Сапожников, Р.Е. Обучение начинающего виолончелиста : методические очерки / Р.Е. Сапожников. - Москва : Музыка, 2018. – 117 с. - (Библиотека музыканта - педагога).
В книге Роман Ефимович Сапожников (1903—1987) -советский виолончелист, методист - педагог с большим опытом преподавания в детской музыкальной школе –рассматривает разные проблемы обучения начинающего виолончелиста, приводит ссылки на методическую литературу, нотные примеры и иллюстрации. Книга предназначена прежде всего для педагогов музыкальных школ. Может быть использована как на начальном, так и на других этапах обучения виолончелиста.
Интересные биографии.
Терехов, Д. Ф. Рихтер и его время : записки художника / Дмитрий Терехов. - Москва: АСТ, 2019. - 317 с. - (Музыка времени : иллюстрированные биографии).
Автор книги Дмитрий Терехов - известный художник, ученик выдающихся мастеров русского модерна Владимира Егорова и Роберта Фалька, племянник художницы Анны Трояновской, близко знакомой с Петром Кончаловским, Федором Шаляпиным, Константином Станиславским и многими другими деятелями искусства. Благодаря Анне Ивановне Трояновской в 1947 году произошло судьбоносное знакомство автора с молодым, подающим надежды пианистом, учеником Генриха Нейгауза - Святославом Рихтером.
Дружба Рихтера и Терехова продолжалась около пятидесяти лет, вплоть до самой смерти великого пианиста. Спустя несколько лет Дмитрий Федорович написал свои мемуары-зарисовки о нем, в которых умело сочетались личные воспоминания автора с его беседами с женой Святослава Рихтера - певицей Ниной Дорлиак и ее ученицей Галиной Писаренко. Эта книга - прежде всего дань многолетней дружбе и преклонение перед истинным гением. Она создана на основе воспоминаний, личных впечатлений и размышлений, а также свидетельств очевидцев многих описываемых здесь событий.
Шишкова-Шипунова, С. Е. Дмитрий Хворостовский. Голос и душа : о жизненном и творческом пути певца / Светлана Шишкова-Шипунова. - Москва: Вече, 2019. – 302 с. : ил.
Книга повествует о жизненном и творческом пути великого оперного певца современности Дмитрия Хворостовского. На родине его называли вторым Шаляпиным, на Западе - лучшим баритоном мира, "сибирским экспрессом", непревзойденным Онегиным и Риголетто. Его оперное, камерное, песенное искусство покорило миллионы людей на всех континентах. Он прожил удивительную жизнь, которая трагически оборвалась на пике карьеры и славы... Имя этого человека навсегда вписано в историю русской и мировой музыкальной классики.
Уникальные издания.
Андреев, А. "Голос" в европейской музыкальной культуре / А. Андреев.- Вып. 1. - Москва: Дека-ВС, 2012. - (К истории европейской музыкальной интонационности ).
Андреев, А. "Голос" в европейской музыкальной культуре / А. Андреев.- Вып. 2. - Москва: Дека-ВС, 2013. - (К истории европейской музыкальной интонационности)
Андреев, А. "Голос" в европейской музыкальной культуре / А. Андреев. – Вып. 3.- Москва: Дека-ВС, 2014. - (К истории европейской музыкальной интонационности).
Под псевдонимом А. Андреев работал Пекелис Евгений Михайлович (1939 – 2012) – искусствовед, профессор. Две первые книги вышли при жизни автора; он успел прочитать и последнюю корректуру третьей книги.
«Издание работы Евгения Михайловича Пекелиса (А. Андреева) – большое событие для всех, кто интересуется вопросами культуры. Новый взгляд на историю музыки, предложенный автором, настолько убедителен и настолько доказателен, что хочется поставить этот труд рядом с лучшими культурологическими исследованиями Ю. Лотмана и М. Гаспарова».
Е.Г. Сорокина, доктор искусствоведения, профессор.
Первая книга имеет название общей темы, вторая книга - "Грегорианский хорал". Сквозная тема третьей части - музыкальный голос. Европейская музыкальная речь на всех этапах и во всех аспектах неотделима от феномена «голоса», поэтому последовательное изучение данного феномена - его существа и его тысячелетней эволюции - это вместе с тем инструмент изучения существа и внутренней эволюции самого европейского музыкального организма.
Теперь это уникальное издание есть в отделе музыкально-нотной литературы Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева.