Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Российский Книжный Союз
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.
Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.
Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.
Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.
Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.
Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности.
В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества.
Реализация Программы поможет существенным образом изменить и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.
Реализация такой политики приведет к повышению интеллектуального потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны.
|
РАЗДЕЛ 1
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:
- существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы);
- имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;
- в стране активно работают профессиональные литераторы – журналисты,писатели,переводчики, литературные критики, литературоведы – и их общественные объединения;
- государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
- специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;
- регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;
- в стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы – профессиональной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литераторов;
- в стране есть необходимый потенциал средств массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;
- в стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;
- в обществе не до конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему поколению.
Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.
БИБЛИОТЕКИ
Библиотека – это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.
В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.
Федеральные и региональные универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.
В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование.
Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.
В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ
Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:
- Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
- Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;
- Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
- Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;
Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих людей.
В России не до конца утрачены традиции популяризации чтения, которые были заложены еще в дореволюционной России, сохранены и развиты в советское время. Это и популяризаторская роль библиотеки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдельных проектов.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Основная функция книжной индустрии – обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце 80-х – начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.
По числу и разнообразию наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Эффективное функционирование сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.
В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы – университеты культуры, печати, Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только национальные библиотеки – РГБ и РНБ, но и многие федеральные и региональные библиотеки.
За годы реформ в отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим образцам из развитых стран.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.
В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т.д.
Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтирована или не смогла выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, существуют предпосылки для сравнительно быстрого восстановления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти – Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование – объединят усилия для формирования и реализации современной государственной политики, систематическим образом связывающей основные составляющие инфраструктуры чтения.
В последние 15 лет и государство, и библиотечное сообщество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» легли в основу целого свода региональных законов в субъектах Российской Федерации, а также других правовых и нормативных актов. Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также центральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.
В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:
- были приняты поправки к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципальным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных программ. На институциональном уровне учреждения образования были наделены правом самостоятельно разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;
- разрабатываемая концепция развития этнокультурного образования предполагает необходимость адаптации содержания и организации процесса обучения к интересам всех этнических групп, представленных в общеобразовательных учреждениях страны;
- проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» направлен на увеличение роли представителей объединений работодателей в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования;
- обозначилась тенденция расширения сферы участия родителей в управлении работой образовательных учреждений.
Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые активно заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Начиная со второй половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.
В усложняющемся и быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим (в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:
- Намного более затруднен информационный обмен между разными регионами России; между разными типами поселений (мегаполис, крупный город, средний город, село), между различными слоями и группами населения, между представителями различных профессий; недостаточен информационный обмен между Россией и другими странами;
- В информационном пространстве страны доминируют источники и каналы получения фрагментарной аудиовизуальной информации, в то время как запросы преобладающей части населения страны на точную и систематизированную письменную (печатную и электронную) информацию не удовлетворяются;
- Необходимое знание своевременно не доходит до массового потребителя в доступных для него формах, а та информация, которой он располагает, оказывается недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно важных проблем;
- Обмен жизненно важными сведениями между государством и обществом недостаточен, что мешает широкому участию граждан в решении социально значимых проблем;
- Социально необходимое знание в обществе обновляется медленнее, чем требуется для эффективной социокультурной адаптации его членов.
Эти факторы тормозят развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.
В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным образом, книжной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, переписка – служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации и знаний. Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.
Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.
Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах – учебных и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности, который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).
Чтение обеспечивает:
- в экономической области – углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий;
- в политической области:
- профессиональных политиков – профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над реализацией социально приемлемых решений;
- членов общества – средствами распознавания и избегания манипуляторских интенций политиков;
- в правовой области:
- на профессиональном уровне – накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе;
- на обыденном уровне – массовый доступ к правовой информации;
- на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;
- на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.
Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:
- Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.
- Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.
- Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.
- Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
- Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.
- Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.
- Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм и содержания) информационной ценности.
- Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.
- Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.
- Растущее расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности, вызывает неуклонное снижение интереса к ним со стороны общества.
- Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.
- В обществе нарастают – даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» – представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.
Проблема, соответственно, состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:
- развития человеческого потенциала – повышения уровня культуры и образованности населения;
- принятия компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;
- развития интеллектуальной элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране;
- повышения качества жизни и культурной активности граждан;
- повышения статуса страны в мире количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.
Это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры (в пределе – ксенофобия), но и незнакомые области собственной культуры, что чревато накоплением нерешенных проблем в обществе и даже последующими социальными беспорядками и взрывами (поскольку некомпетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить, ни сформулировать социально значимые проблемы, ни найти пути их решения).
Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации и как средство рекреации. Однако в разных странах – модернизованных и активно модернизирующихся – представители культурных, интеллектуальных, политических, деловых элит предпринимают активные попытки противодействовать этим тенденциям. Они ищут эффективные способы целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культурного уровня членов общества, для успешного взаимодействия внутри него, для обмена информацией с другими странами.
Проблемы чтения в России имеют специфику, порожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления.
БИБЛИОТЕКИ
Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.
Существующий в библиотечной сфере уровень оплаты труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры, что делает практически невозможным существенное совершенствование информационно-библиотечного обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в связи с постоянно растущими требованиями к профессии библиотекаря в информационном обществе на фоне отсутствия притока молодежи и старения библиотечных кадров.
Система библиотек лишена адекватной системы управления и действует в недружественном (а зачастую и враждебном) нормативно-правовом поле:
- В Положении о Министерстве культуры РФ даже не указано, что Минкультуры несет прямую ответственность за разработку государственной политики в области библиотечного дела и сети общедоступных (публичных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (архивы, кинематографию, музеи) говорится подробно.
- В Министерстве культуры были последовательно ликвидированы Управление по делам библиотек, а затем Отдел библиотек. В настоящее время в Министерстве культуры нет специалистов, отвечающих за библиотечное дело. Отдел библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии не имеет достаточных ресурсов и полномочий для оказания серьезного влияния на деятельность библиотек страны.
- Библиотеки находятся в ведении разных органов госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имеющих в своем составе подразделений с достаточными ресурсами и полномочиями для эффективного управления библиотечными подсистемами. Координация между Минобрнауки и Минкультуры – основными федеральными ведомствами в сфере развития библиотек – не осуществляется. Никто не несет ответственности за развитие библиотечной системы РФ в целом.
- Принятие ряда федеральных законов (ФЗ № 94, 122, 131) в отсутствие Государственного библиотечного стандарта и зачастую недостаточной квалификации муниципальных и региональных властей приводит не только к сокращению комплектования библиотек, но и к их закрытию в ряде регионов.
В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей.
Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран – ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей – разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100 – 150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.
В большинство сельских библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий.
Две федеральные библиотеки России со статусом общенациональных – РГБ и РНБ – в настоящий момент не осуществляют методическое руководство библиотеками страны в должной мере. Отсутствует системная деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного обслуживания. Научные наработки библиотек в области социологии и психологии чтения практически не востребованы книжной отраслью и органами государственной власти.
Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано целым комплексом факторов:
- Неудобство, некомфортность и несовременность помещения библиотеки и расположения книг (основная часть фондов расположена не на полках в открытом доступе, а в хранилищах);
- Отсутствие привлекательных помещений для культурно-массовых мероприятий, конференц-залов, учебных аудиторий;
- Неудобное для посетителей местоположение;
- Несоответствие фондов запросам читателей;
- Отсутствие или недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и др. техники;
- Низкий социальный статус и зачастую недостаточная квалификация библиотекаря;
- Отсутствие материально-технической базы для посетителей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих и др.).
Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.
В то же время становление высокоразвитого книжного рынка (который берет на себя значительную часть нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) потребует длительного времени, больших усилий и инвестиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с темпами роста покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему необходимо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Переход к рыночным отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной торговли в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны. Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств, а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы в провинции могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг.
В то время как в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5–10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5–2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом более 50 тыс. наименований. В большинстве магазинов он не превышает 2–3 тыс., что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции в должной мере
Время доставки книги по почте в удаленные регионы страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и Канаде), причем величина почтового тарифа на книги делает этот канал недоступным для значительной части населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки препятствуют развитию книжной торговли на значительной части территории РФ – по сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продолжается процесс приватизации муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепрофилированием.
Основная часть книжных магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней электронной базы данных, что существенно тормозит развитие отраслевой системы возвратов и вынуждает книготорговцев в средних и малых городах ограничивать ассортимент только «бестселлерами».
Новая качественная литература не циркулирует свободно по территории всей страны, а оседает в основном в тех городах, в которых издается. «Книжного голода» нет только в Москве, Санкт-Петербурге и в нескольких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных достоинств (для взрослого населения – боевики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей – «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных «суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.
В России недостаточно издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых наименований против 20–25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований литературы для детей и подростков (7% против 25–30%).
Население плохо или почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний издается сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к ее отчуждению от чтения в настоящем и будущем, но и к потере стартовых возможностей и тем самым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную социокультурную жизнь.
Большие объемы ценной и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степени пользуются лишь 15 процентов населения. Даже если говорить об аудиовизуальной информации, передаваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую лишь 1–2 канала.
С этой точки зрения, проблема заключается в расхождении между необходимостью активно осваивать и использовать информацию, важную для социокультурной адаптации в переходных условиях, с одной стороны, и отсутствием доступа к этой информации для многих социальных групп во многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.
Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.
Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях образования.
Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.
Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности, значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего образования и уровне подготовки обучающихся не находит пока отражения ни в организации, ни в содержании процесса обучения чтению.
Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.
В удручающем состоянии находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на 80% состоят из учебников; поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки практически полностью прекращено. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) школьных библиотек вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.
Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература устарела физически и по содержанию.
Особого внимания заслуживает проблема подготовки школьных библиотекарей – их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена. Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотекарей для детских и юношеских библиотек; соответствующие методические разработки – единственный инструмент, позволяющий работникам школьных библиотек повышать свой профессиональный уровень – создаются только отдельными энтузиастами.
Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в РФ в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.
В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.
СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ
На уровне государства и общества не осмыслены роль и значимость чтения как одного из важнейших инструментов развития страны. Соответственно в неудовлетворительном состоянии находится и система популяризации чтения. Отсутствует государственная и общественная политика в этой сфере, нет четко поставленных долгосрочных и краткосрочных целей, не развита соответствующая нормативно-правовая база.
Несмотря на то, что в стране довольно регулярно проводятся отдельные мероприятия, направленные на пропаганду книги и повышение культуры чтения, их количество неизмеримо меньше, чем в развитых и активно развивающихся странах. Книжная реклама остается безадресной, механизм отслеживания ее эффективности отсутствует.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В России сегодня не выстроена целостная система организации научной и методической работы в области чтения и грамотности. Отдельные центры изучения соответствующих проблем и энтузиасты не имеют достаточных ресурсов для их решения.
Не осуществляются перспективное планирование и координация научной деятельности в этой области. Книжный бизнес практически не инвестирует в соответствующие исследования и разработки, а их результаты практически не востребованы.
Существует острый дефицит научных журналов по проблемам чтения, грамотности, развития отдельных институтов инфраструктуры чтения.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Ключевой проблемой всей системы подготовки специалистов в области чтения является низкий уровень их доходов и социального статуса в сегодняшней России по сравнению как с советским временем, так и с развитыми и активно развивающимися странами, а также с другими профессиями в нашей стране. Бедность образовательных учреждений, их профессорско-преподавательского состава не позволяет обеспечить необходимый уровень подготовки кадров для этой области.
Существенные недостатки имеют практически все элементы системы подготовки кадров для институтов инфраструктуры чтения, значительная часть которых формировалась десятилетиями.
Перевод специализированных библиотечных вузов в состав институтов культуры, совершенный еще в советское время, существенно затруднил подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям к профессии. Однако даже в таком виде система не обеспечивает библиотеки достаточным количеством профессиональных библиотекарей. Например, в РФ действует только три специализированные кафедры подготовки детских библиотекарей, которые ежегодно выпускают не более 10 специалистов. При этом в стране около 5000 детских библиотек.
Недостаточны уровень подготовки и количество педагогов в области развития читательской компетентности, владеющих современными подходами, методиками, технологиями. Это особенно заметно, когда речь идет о работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями (в условиях растущей интеграции таких обучающихся в общеобразовательные учреждения), о работе с детьми иммигрантов, не владеющих/слабо владеющих языком обучения – русским языком (в условиях растущего количества таких лиц в образовательных учреждениях с русским языком обучения).
В первые годы становления постсоветского книгоиздания и книжной индустрии в России игроки рынка активно эксплуатировали потенциал, накопленный еще в советское время. В настоящее время он почти исчерпан, а новый создается медленно. Перед отраслью остро стоит проблема подготовки квалифицированных редакторов, корректоров и других специалистов книгоиздания. Развитие предприятий отрасли и профильных вузов сегодня происходит без надлежащей координации.
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА
Серьезная проблема в социокультурном пространстве чтения связана с информационным обменом. Менеджеры и рядовые сотрудники образовательных учреждений, библиотек, предприятий книжной торговли и др. упускают из виду, что деятельность их организаций происходит в этом общем для них пространстве и что на его качество оказывают прямое влияние все институты инфраструктуры чтения. Необходимость эффективных коммуникаций между библиотеками и образовательными учреждениями, книгоиздателями и библиотеками и др. сегодня недостаточно осознана профессиональными сообществами.
Для построения коммуникаций недостаточно используются возможности Интернета – как по причине ограниченной наполненности его русскоязычного сегмента профессиональным контентом, так и из-за недостаточной квалификации и отсутствия культуры использования ресурсов Интернета у отечественных специалистов. Коммуникативный потенциал даже ограниченного количества межотраслевых и междисциплинарных научных конференций, семинаров, Круглых столов по проблемам чтения оказывается не полностью реализованным из-за их неквалифицированной организации.
Крайне ограничен доступ к лучшей международной практике: лишь незначительное количество отечественных специалистов имеет возможности для стажировок и обучения за рубежом. Опыт развитых стран в России анализируется не так глубоко, системно и своевременно, как это необходимо.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
В настоящее время в РФ отсутствует четкое распределение задач по развитию инфраструктуры чтения между государством, общественными организациями и бизнесом. В отличие от большинства развитых стран Россия не имеет комплексной долгосрочной национальной программы развития чтения; в стране нет единого органа управления системой поддержки и популяризации чтения. Государство не имеет ключевого инструмента для эффективного управления в этой области; поскольку не создана целостная система мониторинга, невозможно ни выявить проблемные читательские группы и институты чтения, ни устанавливать цели и приоритеты их развития, ни контролировать их достижение.
Лишь в самое последнее время в стране начала признаваться необходимость современных механизмов привлечения частных средств для поддержки некоммерческого сектора инфраструктуры чтения. В этой связи показателен закон о фондах ресурсного капитала (эндаумент-фондах), принятие которого ожидается в 2007 году.
Ряд федеральных и ведомственных целевых программ можно считать смежными к проблеме чтения / грамотности (ФЦП «Развитие образования на 2006–2010 годы.», ФЦП «Русский язык», ВЦП «Обеспечение деятельности библиотек и пополнение библиотечных фондов» Роскультуры и др.), однако объем государственной поддержки обучения навыкам чтения в России уступает уровню развитых стран в 20 –30 раз. Если в Великобритании в пересчете на рубли ежегодно на эти цели тратится около 35 тыс. рублей на душу населения, в Финляндии – 23 тысячи, то в РФ – всего 1200 рублей.
ВЫВОД
Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:
Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнешего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной государственной политики в области поддержки и развития чтения – политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовать государственные структуры, бизнес и общественные объединения.
РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны.
Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня:
- читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
- читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
Повышение уровня читательской компетентности граждан обусловлено:
- возрастанием степени доступности, количества, качества и разнообразия прочитываемой литературы (текстов);
- развитием среды для обсуждения прочитанного;
- увеличением возможностей для повышения уровня читательской компетентности.
Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
- доступности, качества и разнообразия выпускаемого контента и его носителей (платформ);
- интереса граждан к регулярному чтению, что обусловлено вовлечением потенциальных читательских аудиторий в эффективные мероприятия популяризации чтения;
- доступности и качества возможностей повышения уровня читательской компетентности.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
- Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения – библиотек и других культурно-просветительских учреждений, системы образования, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента на различных носителях (газеты, журналы, документы и т.п.), систем: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научного изучения проблем чтения и последующего методического сопровождения.
- Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры, а также между институтами и системой управления, обеспечивающей упорядочение социокультурного пространства чтения.
- Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т.е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику поддержки и развития чтения.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления усилий и мероприятия программы дифференцируются по типам:
- регионов: (продвинутые; имеющие зоны роста; имеющие точки роста; депрессивные);
- поселений (мегаполис, крупный город, средний город, малый город, село);
- институтов (библиотеки, система образования, книжная индустрия, индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т.п.), системы: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научно-методического решения проблем чтения);
- читательских групп (знатоки, любители, проявляющие интерес, читающие от случая к случаю, не читающие; дети и юношество, иммигранты, интеллектуальная элита и др.);
- контента (образовательный, просветительский, развлекательный);
- средств распространения информации (книги, газеты, журналы, документы на бумажных и электронных носителях).
Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:
Универсальные:
- диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;
- пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;
- мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации программы;
- оценка социальной и экономической эффективности реализации программы;
- укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социальной необходимости в российском обществе.
Специальные:
1. В отношении читателей:
- изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;
- типичные виды работы с адресными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.
2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:
- разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;
- изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности;
- разработка специальных проектов и программ для образовательных и просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литературных музеев и т.д.);
- выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;
- организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;
- создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа «круг чтения», «литературные новинки» и т.п.);
- создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения;
- использование возможностей Интернета для популяризации чтения.
3. В отношении разработки и корректировки национальной Программы:
- конкурсы на наиболее продуктивные идеи по активизации чтения;
- конкурсы на самые эффективные образцы реализации национальной Программы;
- мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;
- поощрение лучших исполнителей программ.
4. В отношении тех, кто должен нести ответственность за активизацию чтения:
- переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;
- подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальных, но и в технических и естественно-научных вузах и на соответствующих факультетах;
- организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;
- работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь с органами образования и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.
5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:
- повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама);
- наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);
- широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;
- создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;
- проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и т.д.)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ (НА 2020 г.)
- Повышение культурной компетентности населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами.
Повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами: - Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения).
- Увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения.
- Увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения.
- Увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента.
- Увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных его доступностью.
Конкретные контрольные показатели к каждой цели (там, где необходимо), а также целевые ориентиры будут разработаны в ходе реализации 1 -го этапа Программы.
Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе предполагает создание мощных институтов инфраструктуры чтения и адекватной системы управления ими, включая систему мониторинга, а также эффективного информационного обмена в социокультурном пространстве чтения.
Все это позволит существенно повысить качество человеческого капитала и тем самым способствовать более успешному решению Россией ее стратегических задач
РАЗДЕЛ 3
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ; ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Программа реализуется в 3 этапа.
Первый этап (2007–2010 гг.) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.
Цели и результаты 1-го этапа:
- Системно-аналитическое описание проблем и текущего состояния развития чтения в России и корректировка целей и приоритетов последующих этапов;
- Разработка и внедрение эффективных механизмов укрепления инфраструктуры с учетом лучшего российского и мирового опыта;
- Создание организационных предпосылок для успешной реализации Программы и дальнейшего функционирования инфраструктуры чтения на регулярной основе;
- Получение быстрого эффекта там, где это возможно.
Задачи 1 -го этапа:
- Дифференцированное изучение состояния инфраструктуры чтения на уровне институтов, регионов, поселений, читательских групп, типов контента и носителей (платформ), а также уточнение целей и механизмов Программы на средне- и долгосрочную перспективу, обобщение существующего позитивного опыта;
- Разработка и реализация пилотных проектов, прошедших через механизм конкурсного отбора, на уровнях показательных (репрезентативных) объектов, включая мониторинг и анализ результатов их реализации;
- Формирование организационных предпосылок для успешной реализации Программы:
– Создание системы управления реализацией Программы, включая систему мониторинга и принятия решений;
– Мобилизация и объединение наиболее активных и компетентных работников сферы управления и специалистов системы образования, библиотек, книжной индустрии, СМИ и др. вокруг задачи укрепления инфраструктуры чтения в РФ. Подготовка «золотого кадрового резерва» из числа наиболее талантливых студентов и молодых специалистов системы образования, библиотек, книжной отрасли, СМИ и др.; - Создание научно-методических и информационных предпосылок для успешной реализации Программы, включая ключевые элементы системы информационного обмена;
- Реализация первоочередного пакета мероприятий по укреплению инфраструктуры чтения, требующих неотложного решения, а также комплекса низкозатратных мероприятий с очевидным положительным эффектом.
Отбором пилотных проектов, контролем над их реализацией, анализом результатов, выявлением и определением возможностей распространения позитивных образцов решения проблем, связанных с чтением, должны заниматься сформированные управленческие структуры в Роспечати, Роскультуре, Рособразовании, иных существующих и специально созданных государственных и общественных органах, а также привлеченные ими группы специалистов, выполняющие аналитические и экспертные функции.
Для доработки Программы при Роспечати, Роскультуре и Рособразовании планируется сформировать экспертные советы, в состав которых должны входить:
- специалисты в области социологии (чтения, культуры), социальной психологии и психологии чтения, образования, культурологии, политологии, экономики, права;
- представители общественности (писатели, журналисты, издатели, распространители, компетентные читатели и др.);
- представители заинтересованных министерств и ведомств (экономики, финансов, социального развития, обороны, внутренних дел и др.).
До момента формирования оптимального механизма управления Программой функции управления возлагаются на Управляющий Совет из представителей Роспечати и РКС, при котором формируется экспертный совет.
Второй этап (2011–2015 гг.) – системное укрепление инфраструктуры. На этом этапе происходит распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения
Цели и результаты 2-го этапа:
- Внедрение инноваций в готовые к ним учреждения; системное укрепление инфраструктуры поддержки и развития чтения и ее дальнейшее функционирование на постоянной основе;
- Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения и плавная интеграция в нее механизмов управления Программой;
- Запуск на регулярной основе системы целеполагания и мониторинга результатов по ключевым целям и индикаторам Программы и функционирования инфраструктуры;
- Достижение конкретных результатов по ключевым целям Программы, параметры которых были конкретизированы в рамках 1-го этапа Программы.
Мероприятия программы должны осуществляться дифференцированно в соответствии с выделенными ранее направлениями.
Третий этап (2016–2020 гг.) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост. На этом этапе происходят реализация заложенного потенциала, смещение фокуса с инфраструктуры на улучшение качества человеческого капитала за счет роста культурной компетентности граждан.
Цели и результаты 3-го этапа:
- Достижение ключевых результатов Программы, целевые параметры которых были конкретизированы в рамках 1-го и уточнены в рамках 2-го этапов ее реализации; переход на критерии оценки человеческого ка питала в России, соответствующие принятым в ведущих развитых странах;
- Нормативно-правовое закрепление точек и зон роста;
- Создание нормативных механизмов воспроизведения книжной и читательской культуры, развития культурной компетентности населения.
РАЗДЕЛ 4
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 1-го ЭТАПА ПРОГРАММЫ
4.1. ДИАГНОЗ И ПРОГНОЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В СФЕРЕ ЧТЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПИЛОТНЫХ ПРОЕКТОВ И ПАКЕТА ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧТЕНИЯ:
4.1.1. Библиотеки и культурно-просветительские учреждения.
4.1.2. Система образования.
4.1.3. Книжная индустрия.
4.1.4. Индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, электронные издания и т.п.).
4.1.5. Система популяризации чтения.
4.1.6. Система подготовки кадров для инфраструктуры чтения.
4.1.7. Система научных исследований и научно-методической работы в сфере чтения.
4.2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА И МОНИТОРИНГА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧТЕНИЯ, УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА СРЕДИЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
4.3. ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
4.1.1. Библиотеки и культурно-просветительские учреждения
1. Формирование и развитие библиотечных сервисов и перспективных библиотечных моделей, направленных на привлечение читателей, развитие их читательской компетентности.
2. Модернизация библиотечных фондов, в том числе за счет формирования и доставки целевых комплектов (коллекций) изданий для муниципальных библиотек (универсальных социально значимых, а также специализированных для различных категорий читателей, для различных значимых для страны мероприятий, в том числе юбилейных, по различным темам) по льготным ценам (20–50%)
3. Модернизация материально-технической базы библиотек, в том числе их информатизация.
4. Создание и поддержка центров развития читательской компетентности граждан на базе публичных библиотек.
5. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования библиотек. Укрепление центральных библиотек всех уровней в качестве научно-методических, образовательных, информационных центров библиотечной сети.
6. Развитие системы мониторинга состояния библиотечного обслуживания и запросов населения.
7. Развитие системы мониторинга издательского рынка, создание системы отбора и рекомендации литературы для комплектования их фондов и формирования репертуара чтения.
8. Совершенствование нормативно-правовой базы библиотечного дела.
9. Разработка перспективного стандарта многофункциональной библиотеки нового типа («российской библиотеки XXI века»).
4.1.2. Система образования
1. Разработка и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан, развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения во всех типах образовательных и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.
2. Разработка системы критериев оценки достижений обучающихся с точки зрения их читательской и культурной компетентности. Исследование проблем чтения в образовательных и воспитательных учреждениях.
3. Развитие системы мониторинга состояния системы образования с точки зрения обеспечения условий для развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
4. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности образовательных и воспитательных учреждений в области продвижения чтения, развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы системы образования в части усиления роли и внимания к чтению в образовательном процессе.
6. Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений.
7. Модернизация библиотек образовательных и воспитательных учреждений: библиотечных фондов, материально-технической базы, моделей библиотечного обслуживания.
8. Развитие системы мониторинга школьных библиотек, создание системы отбора и рекомендаций литературы для комплектования фондов и формирования репертуара чтения в библиотеках воспитательных и образовательных учреждений.
4.1.3. Книжная индустрия
1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование развития издательской отрасли, включая подготовку и выпуск социально необходимой литературы на основе государственного заказа с последующим целевым распространением в муниципальные публичные и школьные библиотеки; стимулирование издательской деятельности в интересах различных социокультурных групп и слоев в регионах России.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и условия функционирования производителей печатной продукции.
3. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности производителей печатной продукции.
4. Реализация комплекса мер по повышению качества деятельности издательств в сфере экономики, планирования и управления.
5. Развитие исследований и системы мониторинга состояния издательской отрасли.
6. Реализация комплекса мероприятий по расширению сети книжных магазинов и их деятельности, в том числе разработка документов, облегчающих потребителю доступ к печатной продукции (льготные почтовые рассылки и т.д.).
7. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и условия функционирования участников книготорговли (введение льготной аренды площадей под книжные магазины и т.д.).
8. Реализация комплекса мероприятий по вовлечению книжных магазинов в реализацию Национальной программы поддержки и развития чтения.
9. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности участников процесса книгораспространения.
10. Развитие исследований и системы мониторинга состояния книготорговли.
11. Реализация комплекса мероприятий по поддержке российских авторов и повышения эффективности взаимодействия издательств с писательским сообществом.
4.1.4. Индустрия производства и распространения иных видов контента на различных платформах (газеты, журналы, электронные издания и т.п.)
1. Реализация комплекса мероприятий по вовлечению производителей и распространителей контента на различных платформах в реализацию Национальной программы поддержки и развития чтения.
2. Реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование развития индустрии производства и распространения различных видов контента на различных платформах (газеты, журналы, электронные издания и т.п.), включая подготовку и выпуск социально необходимой продукции на основе государственного заказа с последующим целевым распространением в муниципальные публичные и школьные библиотеки в интересах различных социокультурных групп и слоев населения в регионах России.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность и условия функционирования индустрии производства и распространения контента на различных платформах.
4. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности производителей и распространителей контента.
5. Реализация комплекса мер по повышению качества деятельности производителей и распространителей контента в сфере экономики, планирования и управления.
6. Развитие исследований проблем и системы мониторинга состояния отрасли производства и распространения контента.
4.1.5. Система популяризации чтения
1. Разработка и внедрение перспективных методик, подходов, технологий популяризации, направленных на привлечение читателей, развитие их читательской компетентности.
2. Проведение культурно-массовых мероприятий, информационно-просветительских кампаний в СМИ, направленных на продвижение книги и чтения, в том числе привлечение интеллектуальных элит к процессу популяризации чтения.
3. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности участников процесса популяризации чтения.
4. Развитие системы мониторинга эффективности мероприятий популяризации чтения и интереса к ним в обществе.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти, образовательных и культурно-просветительских учреждений, предприятий книжной индустрии, средств массовой информации в области популяризации чтения.
6. Проведение мероприятий по популяризации данной Программы.
4.1.6. Система подготовки кадров для инфраструктуры чтения
1. Развитие системы оплаты труда и социальной поддержки работников институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения.
2. Поддержка студентов, молодых специалистов, лучших специалистов и работников сферы управления, работающих в отдельных институтах инфраструктуры поддержки и развития чтения.
3. Разработка и реализация перспективных методик, подходов, технологий подготовки специалистов инфраструктуры поддержки и развития чтения.
4. Укрепление материально-технической базы учебных заведений, готовящих специалистов для инфраструктуры поддержки и развития чтения
5. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности учебных заведений, готовящих специалистов для инфраструктуры поддержки и развития чтения.
6. Развитие системы мониторинга состояния системы подготовки кадров инфраструктуры поддержки и развития чтения.
7. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений, готовящих специалистов для инфраструктуры поддержки и развития чтения.
4.1.7. Система научных исследований и научно-методических разработок в сфере чтения
1. Укрепление кадровой, информационной и материально-технической базы научно-методических центров инфраструктуры поддержки и развития чтения, включая создание научного центра (-ов), координирующих научно-методическую работу в данной сфере.
2. Создание национальных экспертных советов по всем основным составляющим инфраструктуры поддержки и развития чтения.
3. Развитие системы мониторинга состояния научно-методического обеспечения инфраструктуры поддержки и развития чтения.
4. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей научно-методическую деятельность в части инфраструктуры поддержки и развития чтения.
4.2. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА И МОНИТОРИНГА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧТЕНИЯ, УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
1. Разработка перспективных моделей и механизмов информационного обмена, направленных на интенсификацию коммуникаций внутри профессионального сообщества, связанного с чтением, а также между ним и потребителями.
2. Укрепление и развитие профессиональных средств массовой информации (включая электронные), системы образования, библиотек, книжной индустрии в связи с реализацией целей Программы.
3. Поддержка научных конференций, семинаров, Круглых столов и других форм коммуникации профессионального сообщества – тех, кто занимается поддержкой и развитием чтения.
4. Модернизация материально-технической базы информационных баз данных, систем обмена профессиональной информацией, в том числе развитие системы «Books in print».
5. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение функционирования систем обмена информацией в социокультурном пространстве чтения.
6. Развитие системы мониторинга состояния информационного пространства чтения и включенности в него профессионалов и читателей.
7. Совершенствование нормативно-правовой базы в области информационного обмена внутри и между институтами инфраструктуры поддержки и развития чтения.
4.3. ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ
1. Формирование и развитие перспективных моделей общественно-государственного и частно-государственного партнерства управления отдельными институтами и инфраструктурой поддержки и развития чтения в целом.
2. Укрепление материально-технической базы органов государственной власти федерального, регионального и местного уровней для эффективной реализации ими функции управления отдельными институтами и инфраструктурой поддержки и развития чтения в целом.
3. Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение системы управления отдельными институтами и инфраструктурой поддержки и развития чтения в целом.
4. Развитие системы мониторинга состояния системы управления отдельными институтами и инфраструктурой поддержки и развития чтения в целом.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей управление отдельными институтами и инфраструктурой поддержки и развития чтения в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.
6. Уточнение плана реализации мероприятий Программы, включая необходимое ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, ключевые показатели эффективности мероприятий и др.
РАЗДЕЛ 5
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы включает следующие уровни:
- Национальный/ Региональный;
- Государственные структуры / частные и общественные организации.
Определение и формирование организационных механизмов реализации Программы происходит в рамках 1 -го этапа. До момента формирования организационных механизмов реализации Программы функции управления выполняет Управляющий Совет Программы, в который входят представители:
- Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям;
- Российского книжного союза.
Главная цель Управляющего Совета – в максимально возможный срок организовать формирование указанных организационных механизмов управления реализации Программы с вовлечением соответствующих государственных структур и общественных организаций.
В функции Управляющего Совета входят:
- Согласование Программы с государственными структурами и общественными организациями, вовлечение которых необходимо для ее реализации.
- Детализация и корректировка Программы в отношении плана мероприятий, ответственных исполнителей и финансирования.
- Регулярный анализ и оценка первых шагов реализации Программы.
- Привлечение финансирования для первых шагов реализации Программы.
- Популяризация Программы.
Персональный состав Совета утверждается расширенной коллегией Роспечати и Правления РКС. - В своей работе Управляющий Совет руководствуется следующими принципами:
- Системность; регулярность заседаний и решений.
- Открытость и прозрачность (учет мнений сторон и экспертного сообщества, коллегиальное принятие решений).
- Гибкость (нахождение сложных решений в условиях неопределенности).
Заседания Управляющего Совета проводятся, как правило, два раза в месяц. В случае необходимости даты заседаний могут переноситься, также могут проводиться дополнительные заседания. В обоих случаях члены Управляющего Совета должны уведомляться о дате заседания не позднее, чем за 3 (три) дня до назначенной даты.
РАЗДЕЛ 6
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Оценка социальной эффективности Программы осуществляется по следующим ключевым параметрам:
- социальная необходимость программных мероприятий, определяющая их вклад в развитие чтения, в поддержание существующих и создание новых соответствующих организационных структур;
- социальная полезность программных мероприятий, указывающая на их качество, результаты и последствия, способствующие развитию чтения, повышению культурной компетентности, качества жизни граждан, минимизации социальных напряжений, установлению партнерских отношений между обществом и государством;
- социальная привлекательность программных мероприятий, подразумевающая, что они вызвали массовый интерес, приобрели широкую популярность, расширили поле культурных коммуникаций по всему российскому обществу, объединили людей для организованных совместных действий.
Социальная эффективность не является предметом традиционного экономического анализа. Это предполагает разработку специальных показателей и методов для ее оценки.
Социальная необходимость (значимость) программных мероприятий оценивается следующими показателями:
- улучшение качества социокультурного пространства чтения для читателей; определяется как соответствие количества и качества учреждений нормативным значениям, определяемым в рамках Программы;
- повышение социального статуса персонала учреждений, связанных с продвижением чтения; определяется как повышение престижа соответствующих профессий в обществе, как рациональная реализация имеющегося профессионального потенциала для развития чтения в стране;
- преодоление тенденций снижения в обществе интереса к чтению; определяется через увеличения круга читателей; увеличение времени, затрачиваемого на чтение; повышение качества востребованной печатной продукции; увеличение количества посещений библиотек (в том числе через систему удаленного доступа, через Интернет).
Социальная полезность программных мероприятий оценивается по следующим показателям:
- повышение культурной компетентности граждан; определяется через улучшение способности ориентироваться в каналах коммуникации, понимания информации (печатных и медиатекстов);
- повышение уровня квалификации специалистов; определяется через периодичность переобучения и соответствие учебного материала мировому уровню;
- вклад программного мероприятия (организации) в развитие чтения в рассматриваемом социокультурном пространстве (социальный слой в рамках региона или поселения).
Социальная привлекательность программного мероприятия (организации) представлена следующими показателями:
- удовлетворенность пользователей качеством проведенного мероприятия (качеством и количеством услуг организации);
- удовлетворенность персонала рабочим местом;
- повышение интереса к чтению различных социальных групп
Обобщенные показатели социальной эффективности программных мероприятий (функционирования организаций), связанных с развитием чтения
|
Построение и измерение (оценка) показателей социальной эффективности учреждения или проекта, связанных с чтением, предполагает сбор информации, содержащей количественные, качественные и поддающиеся рейтинговой оценке данные.
Характеристики данных для построения и измерения (оценки) показателей социальной эффективности учреждения (проекта), связанного с развитием чтения
|
Количественные данные получаются с использованием методов:
- анализа документов;
- опросов, связанных с объективными данными респондентов. Качественные данные получаются с использованием методов:
- анализа документов;
- опросов персонала учреждений и пользователей;
- изучения общественного мнения. Рейтинговые данные получаются с помощью методов:
- экспертных опросов;
- опросов пользователей и персонала учреждений;
- изучения общественного мнения.