«Жизнь не река, она – противоречье…»
/Михаил Светлов/
Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия – Ше́йнкман;1903-1964) – русский советский поэт, драматург и журналист, военный корреспондент.
Родился 17 июня 1903 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье мелкого ремесленника. Учился в начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной бирже.
В 1917 г. вступил в Красную армию. Как поэт Светлов проявил себя в годы революции и Гражданской войны. К 1925 г. он уже был автором сборников «Рельсы», «Стихи», «Корни».
В 1925-1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.
В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.). В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи.
Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п. «Песня о Каховке» сразу стала одной из любимых песен молодежи.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет – поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота».
Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времен, истории, человеческом призвании и счастье («Бессмертие», «Любовь», «Искусство», «Горизонт» и др.).
Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике. Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру.
Поэт считал предназначением своего творчества «быть «скорой помощью» для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».
Умер поэт 28 сентября 1964 г. в Москве.
Живого или мертвого,
Жди меня двадцать четвертого,
Двадцать третьего, двадцать пятого –
Виноватого, невиноватого.
Как природа любит живая,
Ты люби меня не уставая...
Называй меня так, как хочешь:
Или соколом, или зябликом.
Ведь приплыл я к тебе корабликом –
Неизвестно, днем или ночью.
У кораблика в тесном трюме
Жмутся ящики воспоминаний
И теснятся бочки раздумий,
Узнаваний, неузнаваний...
Лишь в тебе одной узнаю
Дорогую судьбу свою.