И читатели, и композиторы отмечают необыкновенную музыкальность лирики Владимира Сорочкина. Владимир Евгеньевич вместе со своим другом композитором Юрием Александровичем Форминым стал автором гимна Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева, несколько песен написал Михаил Николаевич Аксенов. Есть песни на стихи Владимира Евгеньевича у Валерии Салтановой, Геннадия Соболева, известного брянского рок-музыканта Лиса (Сергея Лаленкова). Каждый композитор — особенный, выбирает свои стихи, создавая музыкальное произведение. Познакомьтесь с тем, что мы собрали, а если поможете нам в поисках и дополните наш архив песен на стихи Владимира Сорочкина, будем очень благодарны.
- Песня о книге. Музыка Ю. Формина, стихи В. Сорочкина
- Солдаты Победы. Музыка Ю. Формина, стихи В. Сорочкина
- Дни, точно книгу, пролистаешь… Музыка В. Перова, стихи В. Сорочкина
- Буратино. Музыка и исполнение — Лис (Сергей Лаленков), стихи В. Сорочкина
- К России. Музыка и исполнение М. Аксенова, стихи В. Сорочкина
- Россия. Музыка А. Гуркина, стихи В. Сорочкина
- Ангел. Музыка и исполнение Г. Соболева, стихи В. Сорочкина
Валерия САЛТАНОВА,
Ростов-на-Дону, 2020 г.
История песни
МУЗЫКА ПОМОГАЕТ СТИХАМ РАСКРЫТЬСЯ
Уже писала о прекрасном современном поэте Владимире Сорочкине. Таких поэтов мало, их обязательно нужно читать, их стихи нужно впитывать, пить всем сердцем, проникаясь их красотой, этой уникальностью сочетаний звукописи и ума, душевной щедрости и блестящими языковыми находками, которыми словно играючи насыщает поэт свои стихи, населяя их жизненное пространство…
Свои стихи, выложенные в открытом доступе на поэтическом сайте Стихира.ру, Сорочкин периодически отправляет на различные сетевые конкурсы. Не потому что он в себе не уверен — просто Владимир, скорее всего, человек очень демократичный и считает необходимым участвовать в жизни сайта.
Вот выложил он на днях одно из любимейших мною своих стихотворений о любви «Солнце запуталось…» Вот оно:
СОЛНЦЕ ЗАПУТАЛОСЬ…
Солнце запуталось в сетке ветвей.
День закатился под шкаф.
Бабочка спит на подушке твоей,
Крылышки сна расплескав.
Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.
Чтобы услышать, как щёлкает дрозд
Песню свою без обид,
Ты поскорей возвращайся со звёзд,
С непостижимых орбит.
К дальним светилам, окутанным тьмой,
К безднам, горящим во мгле
Я бы и сам полетел за тобой,
Но – мне милей на земле.
Здесь ожидают тебя дотемна
Тропка с осколками луж,
Бабочка, свет в перекрестье окна,
Ветром колеблемый плющ.
По правилам конкурса, стихи проходят сито из оценок обычно трёх или пяти номинаторов, которые могут пропустить либо не пропустить стихотворение на следующий этап. И вот что отвечают ему номинаторы. Один пишет: «Крылышки сна расплескав — очень странный образ, очень. А в целом всё складно и весьма добротно изложено. Перечитаю, пока не буду торопиться с выводами». Потом, правда, подумал и всё же стих одобрил. Другой более категоричен: «Не без сомнений, но всё же НЕТ, Владимир. Ладное стихотворение в целом, но как по мне — слишком общее, обтекаемое. Чуть меньше вечности и чуть больше вещности бы. Есть необязательности — почему дрозд поёт именно «без обид»? И крылышки сна никак не удаётся представить». И только одна дама принимает стихотворение без комментариев, хотя и со странной формулировкой: «Не могу сказать нет. Да».
Ребята, вы о чём вообще?! Где ваши глаза? Где ваши уши? Где ваша душа?! Вы что, совсем не умеете отличать настоящее от пластикового? Разве это просто «ладное» стихотворение? Это стихотворение уровня поэзии Тютчева, Пастернака — не меньше! Это не «складно и добротно»! Это — удивительное по внутренней глубине, по щедрости душевной её лирического героя стихотворение! Вы послушайте, как он умеет любить! С какой невероятной нежностью он смотрит на спящую женщину — девочку свою возлюбленную, мечтательницу, дурочку милую! Как он восхищается ею, как любуется, как боится потревожить эти сокровенные минуты её сна… Как пытается разгадать, в каких мирах она сейчас витает, как ревнует по-мужски её даже к её снам, но всё же охраняет её отдых, её покой, отпускает её туда, как большой верный пёс, добрый и тёплый, сидя у её изголовья… Этот стих — сокровище современной мужской лирики! Такая гармония в нём, такие чудесные, ласковые, волшебные образы! Один этот образ про крылышки сна чего стоит! Разве он не прекрасен? Сон парит на крылышках, расплёскивает их вокруг, в эфире… Словно бабочка, чьи крылышки плещутся в пространстве… Какое острое, точное зрение у поэта, какая потрясающая метафоричность! И сколько нежности вложено в каждый образ, в каждое слово, в общую интонацию стиха… Да, дрозд «щёлкает свою песню без обид»! Он — часть природы, он такой же бесхитростный в представлении поэта, как и он сам, как и его милая возлюбленная, улетевшая в свои сонные сказки. Дрозд не держит зла на этот мир — он просто распевает свои песенки, как и положено певчей птахе. Как и положено, в конце концов, поэту… И где же стихотворение «обтекаемое и слишком общее», когда оно, напротив, всё наполнено удивительными по красоте деталями, точными, ёмкими, подробными? Можно только заворожённо читать — и не сметь вдохнуть во время чтения, чтобы не спугнуть это очарование, возникающее тут же, как только окунаешься в сорочкинский поэтический космос…
И мне хочется напомнить свою песню, которую я написала на это великолепное стихотворение, потому что мне захотелось попытаться помочь музыкой стиху — раскрыться ещё глубже, дойти до слушателей ещё и благодаря красивой мелодии, которую я нашла не где-то вокруг себя, а именно внутри этих потрясающих строк…
Спасибо, Володя, за поэзию!
- Светлячок. Музыка и исполнение В. Салтановой, стихи В. Сорочкина
- Такие дни. Музыка и исполнение В. Салтановой, стихи В. Сорочкина
- Солнце запуталось. Музыка и исполнение В. Салтановой, стихи В. Сорочкина