Уважаемые читатели!
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.А. Сухомлинский
1 сентября - это не только торжественная линейка, первый школьный звонок и праздничная игровая программа, но и очень важное событие для первоклассников и их родителей. Ребёнок впервые идёт в школу. Начинается новый этап в его жизни, меняется социальная роль: он становится учеником. У первоклассников переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко. Появляется новый режим дня, новые обязанности, что часто вызывает усталость, капризность, непослушание. В этот период увеличивается количество детей с повышенной тревожностью, поэтому возникает необходимость помочь им успешно адаптироваться к новым социальным условиям. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. При переходе из детского сада в школу дети должны обладать эмоциональной устойчивостью, чтобы спокойно адаптироваться к новым для них условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.
Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить его до школы? Одни считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Детский сад и школа - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к учебным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, он включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
В первый класс приходит учиться не только ребёнок, но и вся его семья - группа поддержки. Детям этого возраста нужны и родители, и учителя, поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия педагога с семьёй. Мамам и папам предстоит немало изменить в своей жизни, научиться видеть в ребёнке ученика и общаться с ним на более взрослом уровне. Для этого понадобятся новые навыки и знания. Статьи из рекомендательного списка литературы «Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе» помогут в этом. Авторы - педагоги с большим опытом - рассказывают, что нужно делать, чтобы помочь детям стать успешными. Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какова роль родителей и учителя в мотивации к учебной деятельности? Как сделать этот адаптационный период более незаметным и менее дискомфортным? Первокласснику очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть успешным и понятым, а задача родителей - поддержать ребенка в его желании добиться успеха.
Представленные издания можно получить в читальном зале библиотеки.
Рекомендательный список статей:
- Антонова, А. В. Подготовка родителей к обучению детей в школе / А. В. Антонова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2019. - № 5. - С. 72-74.
В статье рассматриваются вопросы подготовки родителей к школьному обучению детей. По-новому представлены направления работы с родителями при подготовке ребёнка к школе, раскрыта задача необходимости повышения родительской компетентности.
- Ахмедеева, Г. Ш. Правила поведения в школе: занятие с элементами игрового тренинга для первоклассников / Г. Ш. Ахмедеева // Психолог в школе. - 2018. - № 4. - С.11-13.
Развитие у обучающихся навыков культурного поведения, когнитивных процессов, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Волкова-Гаспарова, Е. Ребёнок идёт в школу / Е. Волкова-Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 120-123.
С какого возраста начинать готовить малыша к школе? Что важнее - интеллектуальное развитие ребёнка или эмоционально-личностное? Что такое уровень физической зрелости ребёнка, который идёт в первый класс? В данной публикации психолог даёт полезные советы родителям будущих первоклассников.
- Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 157-165.
Статья отвечает на вопрос, почему возникает такое количество проблем у первоклассников, которые оценивались как подготовленные к школьному обучению.
- Ерофеева, Т. И. Подготовка детей к школе: столкновение интересов участников образовательных отношений / Т. И. Ерофеева, Ю. Ю. Березина, Н. М. Шафран // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2021. - № 5. - С. 4-16.
Публикация посвящена проблеме содержания подготовки детей к школе. В ней представлены результаты исследования по изучению представлений родителей, воспитателей и учителей начальной школы о содержании подготовки детей к школьному обучению.
- Ефимова, А. С. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка к школе /А. С. Ефимова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - № 3. - С. 26-30.
В статье рассматриваются содержание понятия «готовность к школьному обучению», пути и возможные способы повышения имеющегося уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам готовности ребёнка к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации на собраниях и специально организованных занятиях.
- Жиляева, С. Куклы-тревожницы: интегрированное занятие по ИЗО с участием психолога для учащихся начальной школы / С. Жиляева, Ю. Мертехина // Школьный психолог. - 2019. - № 11-12. - С. 43-45.
Представлен мастер-класс выполнения куклы из ткани на основе традиционных приёмов: скручивания, перевязывания деталей нитками. Техника изготовления специальной куклы снижает уровень тревожности у детей младшего школьного возраста, снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
- Зур, В. Первый раз в первый класс / В. Зур // Здоровье. - 2022. - № 7-8 (787). - С. 46-49.
Как сделать так, чтобы школа не превратилась в огромный стресс для ребёнка и всей семьи? Публикация о том, как помочь ребёнку адаптироваться к большим переменам в его жизни.
- Калибулина, Ю. В. Рекомендации по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Ю. В. Калибулина, Т. В. Соколова // Образование в современной школе. - 2018. - № 11-12. - С. 33-35.
В статье даны рекомендации для родителей, что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу.
- Кан, С. Е. Адаптация первоклассников к школе / С. Е. Кан, Р. П. Нимеева // Образование в современной школе. - 2018. - № 1-2. - С. 44-45.
Публикация о программе адаптации слепых и слабовидящих детей, которые идут в первый класс.
- Карамян, К. Я - первоклассник, или коротко о кризисе 7 лет / К. Карамян // Директор школы. - 2014. - № 9. - С.102-107.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку от того, как адаптируется первоклассник, будет зависеть весь учебный процесс в дальнейшем, становление школьника как личности.
- Колесникова, Р. Р. Я иду в школу / Р. Р. Колесникова // Образование в современной школе. - 2017. - № 1-2. - С. 35-37.
Представлен сценарий проекта «Я иду в школу». Цель проекта - проведение систематической работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
- Литвиненко, Н. В. Затруднённая адаптация первоклассника: диагностика, профилактика и коррекция / Н. В. Литвиненко // Начальная школа. - 2019. - № 11. - С. 11-15.
В статье описывается феномен затруднённой адаптации первоклассников, анализируются эмпирические данные, позволяющие раскрыть характер протекания затруднённой адаптации, факторы её возникновения, особенности проявления. Особое внимание уделено методам диагностики, содержанию профилактической и коррекционно-развивающей работы психолога с первоклассниками с затруднённой адаптацией.
- Лысенко, А. Психологическая адаптация первоклассника к школе / А. Лысенко // Учитель. - 2016. - № 4. - С. 22-24.
Помочь адаптироваться к школе можно при помощи игры. В публикации даны примеры игр для занятий на уроках, используя индивидуальные особенности каждого ребёнка.
- Мазуренко, Т. В гостях у сказки: сказкотерапевтическая программа для первоклассников / Т. Мазуренко, А. Горячева // Школьный психолог. - 2018. - № 9-10. - С. 28-31.
Поступление ребёнка в первый класс - начало нового этапа в его жизни, смена социальной роли: он становится учеником. В этот период увеличивается количество детей с эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, поэтому возникает необходимость помочь им успешно адаптироваться к новым социальным условиям. Одним из способов оказания такой помощи может быть сказкотерапия.
- Селивёрстова, В. Я - первоклассник // В. Селивёрстова // Учитель. - 2012. - № 1. - С. 33-36.
«Законы родительской истины» - постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, советует учитель начальных классов, педагог с большим стажем работы. Что же делать, если вдруг возникли трудности и ребёнок не хочет идти в школу? Как быстрее пройти школьную адаптацию, которая является залогом хорошей учёбы? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в данной статье.
- Троицкая, И. Ю. Адаптация первоклассников к школе: трудности и перспективы развития / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова // Начальная школа. - 2018. - № 7. - С. 14-18.
Проведён анализ трудностей в период адаптации первоклассников к школе. Подобран и проанализирован диагностический инструментарий для выявления уровня адаптации. Определены факторы, способствующие снижению трудностей адаптационного периода.
- Шахманова, А. Ш. Педагогическое взаимодействие дошкольной организации, семьи и школы в обеспечении готовности детей к школьному обучению / А. Ш. Шахманова, Е. В. Пономарева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2022. - № 3. - С. 9-18.
В статье поднимается проблема педагогического взаимодействия дошкольной организации, семьи и школы как условия обеспечения готовности дошкольников к школьному обучению. Описывается экспериментально-педагогический опыт организации педагогического взаимодействия между главными субъектами образовательного процесса на данном этапе: школой, дошкольной организацией и семьёй.
- Ясько, К. Лишь 50% семилеток готовы к сидению за партами / К. Ясько // Педагогические технологии. - 2021. - № 4. - С. 50-54.
Публикация о педагогической системе Марии Монтессори. По мнению нейропсихологов, профессионально исследующих детский мозг и психологическое развитие человека от рождения до наступления взрослости, семилетки за партами - верх психологического невежества.
Добро пожаловать в зал периодики Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева!
Ждем вас по адресу: г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 5, 2 этаж.
График работы библиотеки:
понедельник – четверг: с 10.00 до 20.00,
пятница – выходной день,
суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00