... Мы привыкли к стихам на самые разные темы: о любви и природе, о Родине, о превратностях жизни и радости бытия…
Сложено бесчисленное количество поэтических строк, допустим, о весенней солнечной погоде, когда сердце наполняется несказанной радостью пробуждения природы или, наоборот, об осеннем октябрьском ненастье, которое вгоняет, как в эти дни, лирическую душу в бесконечный сплин и хандру…
Есть немалое количество произведений и на железнодорожную тематику.
Достаточно вспомнить строки песни из самого популярно кинофильма всех времен и народов «Ирония судьбы или с лёгким паром», который ещё будет упоминаться в моём дальнейшем повествовании.
Напомню её ‒ это «На Тихорецкую…» ‒ песня поэта-песенника Михаила Григорьевича Львовского на музыку Микаэля Таривердиева.
Широкую известность песня приобрела после выхода телефильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» в 1975 году, где её за кадром исполняла Алла Пугачёва, а в кадре польская актриса Барбара Брыльска.
В своей уникальной манере песню исполнял и Владимир Высоцкий:
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые,
Платочки белые,
Платочки белые, глаза печальные.
Одна в окошечко гляжу негрустная
И только корочка в руке арбузная.
Ну что с девчонкой такою станется,
Вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется,
Вагончик тронется, перрон останется...»
Но вот писать стихи о крушении поезда ‒ согласитесь, не самая популярная тема…
Итак, сегодня я расскажу вам о необыкновенном произведении: о стихотворении-катастрофе!
1. «НАШ ПУШКИН»,
ИЛИ СКРОМНЫЙ СОВЕТСКИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ…»
Строки из стихотворения «С любимыми не расставайтесь!» после выхода новогодней комедии «Ирония судьбы, или с легким паром» стали знакомы практически всем. Называется это стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне», его автором является поэт Александр Кочетков, а история появления стихотворения заслуживает особого внимания. Ведь оно принесло ему посмертную славу и известно буквально всем, неизменно включается во все антологии русской поэзии.
Об авторе стихотворения, поэте и переводчике Александре Сергеевиче Кочеткове (друзья в шутку называли его «наш Пушкин»), известно и теперь очень и очень немногое.
Он родился 12 мая 1900 года на тогда ещё подмосковной железнодорожной станции Лосиноостровская.
Окончил филологический факультет МГУ, что во многом предопределило его будущие занятия и пристрастия. Еще в юности начал писать стихи.
Кочетков сам признавался, что посылал свои стихи в разные редакции, но за ответом не приходил – боялся получить отказ.
Зато широко печатались его переводы: Шиллер, Корнель, Расин, Беранже, Гафиз, грузинские и прибалтийские поэты, а также он писал пьесы ‒ «Коперник», «Вольные фламандцы», «Надежда Дурова»...
Какая-то пушкинская ясность была во многих его строчках, да ведь и звали поэта, как Пушкина: Александр Сергеевич.
Потом он был мобилизован в Красную армию.
А затем, кстати, работал библиотекарем на Северном Кавказе. В 1930-х годах стал профессиональным переводчиком. Переводил с французского, немецкого, испанского...
Все, знавшие его, в один голос утверждают, что он был чрезвычайно скромным человеком, душевным и отзывчивым на беды других, но не умевшим толком устроить свою собственную судьбу. Автор замечательных стихов и ставших уже классическими переводов, чьё творчество ценили Вячеслав Иванов и Арсений Тарковский, Лев Горнунг и Павел Антокольский, он панически боялся холодного бездушия редакционных кабинетов и в результате так и не стал формально признанным «советским писателем» с заветным членским билетом в кармане.
Наш известный отечественный поэт Лев Озеров, хорошо знавший моего сегодняшнего героя, говорил о нём так: «Он казался мне одним из последних выучеников какой-то старой живописной школы, хранителем ее секретов, готовым передать эти секреты другим. Но секретами этими мало кто интересовался, как искусством инкрустации, изготовления крылаток, цилиндров и фаэтонов. Звездочет, он обожал Коперника. Меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена. Живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. За сочинениями Кочеткова возникает их творец ‒ человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. «Чудак этакий!» ‒ скажут иные. Но только вот он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся».
Кроме того, Лев Озеров рассказывает об отношении А. Кочеткова к изданиям своих произведений: «Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности. До сих пор мы в большом долгу перед памятью Александра Кочеткова. Он полностью не показан еще читающей публике…»
А теперь хочу самым беглым образом обрисовать его внешность. У него были длинные, зачесанные назад волосы. Он был легок в движениях, сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодична, предупредительна, в ней чувствовалось что-то очень давнее. У него была трость, и носил он ее галантно, по-светски, чувствовался прошлый век, да и сама трость, казалось, была давняя, времен Грибоедова…
2. НЕКИНОШНАЯ ИРОНИЯ СУДЬБЫ
«Баллада о прокуренном вагоне» была написана Кочетковым в 1932 году при обстоятельствах, о которых жена поэта Нина Григорьевна рассказывала так: «Лето мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен ‒ Ставропольская ветка до станции Кавказской, там ‒ на прямой поезд Сочи-Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали, как могли. Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд... Нас спасла любовь».
Ушедший без них поезд потерпел крушение на станции Москва-товарная в районе современного Люблино. Многие пассажиры погибли. Друзья, знавшие о приезде Кочеткова этим поездом, сочли его погибшим и были потрясены, когда он объявился в Москве через три дня. Вот именно под впечатлением этой трагедии он и написал свою необыкновенную балладу.
Еще во время Великой Отечественной войны «Балладу о прокуренном вагоне» переписывали от руки и посылали в письмах. Стихотворение разошлось так широко благодаря корреспонденту газеты «Красный флот», участнику обороны Севастополя ‒ писателю Леониду Соловьеву (автору книги о Ходже Насреддине). Зимой 1942 года он познакомился в Ташкенте с Кочетковым, услышал от него «Балладу...» и переписал стихотворение в блокнот.
По мнению многих литературоведов, «Баллада…» могла послужить образцом для Константина Симонова, написавшего во время войны стихотворение «Жди меня».
Но опубликована «Баллада...» была только в 1966 году, на 298-й странице альманаха «День поэзии», с кратким предисловием всё того же Льва Озерова. В ту пору А. Кочеткова уже тринадцать лет не было на белом свете…
3. «В ОДНОЙ ДАВИЛЬНЕ ВСЕХ КАЛЕЧА…»
…Итак, 16 октября 1932 года в Москве на станции Люблино произошло крушение скорого поезда № 2 из Сочи. Погибло 36 человек, пострадало 51 человек. По решению суда виновными в крушении были признаны начальник станции (расстрелян), дежурный по станции (получил 8 лет), сторож (приговорен к 6 годам заключения), сигналист (осужден на 1 год).
…Да, именно на этом поезде должен был ехать поэт Александр Кочетков, но он поменял билет, чтобы хотя бы еще на три дня отдалить расставание с любимой женщиной.
Обратимся опять к воспоминаниям Нины Григорьевны Прозрителевой, жены поэта: «В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом совсем рядом с Москвой. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и задержался в Ставрополе. В первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение «Вагон» («Баллада о прокуренном вагоне»)...»
Таким образом, время написания знаменитого стихотворения можно определить с точностью буквально до двух-трёх недель: конец октября ‒ начало ноября 1932 года (вспомним строки жены поэта о том, что стихотворение было «в первом же письме, которое я получила от Александра Сергеевича из Москвы»)…
Убережённый судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки, над судьбой двух любящих друг друга существ.
В таком случае, никак нельзя не упомянуть и о той железнодорожной катастрофе, которая произошла двумя годами ранее, в сентябре 1930 года, и ведь буквально там же, на злополучном коротком участке пути: станции Перерва ‒ Люблино-Дачное ‒ Москва-Товарная.
И хотя та катастрофа унесла значительно меньше жизней (16 погибших), чем катастрофа, заставившая Александра Кочеткова задуматься над природой случайности в жизни человека, но именно она стала последней каплей, переполнившей народное терпение.
…«Железной метлой выметем с транспорта расхлябанность и верхоглядство», «Поднимем массы на борьбу за чёткую, революционную трудовую дисциплину», «Рабочие клеймят позором виновников крушения», ‒ таково было общее настроение.
Но мы ведь говорим сейчас о поэзии, правда?.. О поэзии. Так вот, одним из первых задумался тогда над природой случайности известный пролетарский поэт Демьян Бедный (Ефим Придворов). Упомяну в двух словах и об этой трагедии.
Железнодорожная катастрофа, произошедшая ночью 8 сентября 1930 года у платформы Перерва Московско-Курской железной дороги близ подмосковной деревни Люблино, повлекла тяжёлые последствия из-за столкновения двух пассажирских поездов. В крушении погибли 16 человек, ранены ‒ 46. Дата несчастия: 8 сентября 1930 г.
Так вот, Демьян Бедный, откликаясь на тот случай, написал:
Калеки! Убитые! Стоны и кровь!
Враги, нашей гибели ждущие гады,
Прочтут о Перерве и будут так рады,
Так рады,
Так рады:
‒ «Крушение вновь!»
И ждать будут, ждать ‒ за Перервою первой,
Если дальше позорно так дело пойдёт,
Наш советский-де строй сам собой пропадёт,
Сокрушивши себя всесоветской Перервой!!
В отличие от Александра Кочеткова, поэт Демьян Бедный не испытывал особых затруднений с публикациями своих произведений: эти строки появились в газете «Правда» уже спустя три дня после сентябрьской трагедии у платформы Перерва.
Но как же разительно отличается эти строки – банальные лозунги Д. Бедного с трагическими стихами героя моего сегодняшнего повествования!
4. СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО ИЛИ ДОКЛАДНАЯ ТОВ. СТАЛИНУ
…Я провёл своё собственное расследование этой катастрофы, и вот, что мне удалось обнаружить из совершенно секретных источников!
Докладная записка ОГПУ о крушениях поездов и происшествиях на ж.-д. сети СССР. 20 октября 1932 г.
20 октября 1932 г.
№40571
Совершенно секретно
Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину
Динамика роста крушений и происшествий
Число убитых и раненых пассажиров резко возрастает с каждым полугодием. Общее число человеческих жертв в первом полугодии 1932 г. (2529) на 87 % больше, чем в первом полугодии 1931 г. (1350) и на 58 % больше, чем даже во втором полугодии 1931 г. (1592). Это говорит о том, что при снижении общего количества крушений резко возрастают размеры и последствия крушений.
Причины крушений и происшествий
Подавляющее большинство всех этих крупных крушений является результатом преступной расхлябанности агентов дорог, причастных к движению поездов. Наиболее показательная в этом отношении категория крупных происшествий ‒ «столкновения» — дает систематическое и резкое возрастание. К этой категории относится и последнее (17 октября) наиболее тяжелое по последствиям крушение скорого сочинского поезда под Москвой, основной причиной которого явились недисциплинированность и низкая квалификация начальника станции, нарушившего самые основные правила технической эксплуатации.
Основной и, скорее всего преодолимой, причиной абсолютного большинства крушений и происшествий с поездами является крайне низкое падение труддисциплины ж.-д. агентов, причастных на дорогах к движению поездов, и твердая карательная политика должна явиться одним из решающих средств борьбы за труддисциплину.
Предложения
ОГПУ в соответствии со всем вышеизложенным считает необходимым:
- Немедленное и решительное усиление репрессий в отношении виновников крушений.
- Немедленный пересмотр НКПС всего личного состава агентов, причастных к безопасности движения, с точки зрения наличия у них необходимых знаний, практического стажа и психотехнического минимума.
Председатель ОГПУ Менжинский
Ф. 2. Оп. И. Д. 21. Л. 249-256. Копия.
Как видим, Записка родилась всего через три дня после той злопамятной железнодорожной катастрофы, о которой А. Кочетков и сложил свою «Балладу»…
…Ну вот, а теперь сравните эти сухую докладную товарищу Сталину с трагическим стихотворением Александра Кочеткова! В обоих случаях речь идёт об одном и том же, и всё-таки они отличаются, как небо и земля! Так что, как говорится, почувствуйте разницу!
5. С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, ‒
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана ‒
Прольётся пламянной смолой.
‒ Пока жива, с тобой я буду ‒
Душа и кровь не раздвоимы,
Пока жива, с тобой я буду ‒
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесёшь с собой, любимый, ‒
Ты понесёшь с собой повсюду,
Ты понесёшь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Но если мне укрыться нечем
От жалости не исцелимой,
‒ Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
‒ За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба - я и ты.
‒ Но если я безвестно кану,
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану
За звёздный пояс, млечный дым?
‒ Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колёса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех колеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча.
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью проростайте в них, ‒
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
6. НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА СТИХОТВОРЕНИЯ
Об этом стихотворении написано уже много статей. Впрочем, они, в основном, только повторяют друг друга, давая одни и те же сведения. И в каждой из них повторяется всё та же мысль: «вот так – большая любовь спасла жизнь поэту».
Но ведь в таком случае в стихотворении должны были бы примерно такие строки:
Твоя любовь меня спасла…
Дорогие мои, но ведь вдумайтесь, вчитайтесь еще раз в эти строки:
Он полуплакал, полуспал, Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном…
Таким образом, поэт пишет здесь совсем не о себе… Нет, он пишет о ком-то другом, кто, действительно, погиб в той страшной катастрофе. А теперь вспомним ещё раз строки из воспоминаний жены А. Кочеткова: «Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория»…
И получается, что именно кому-то из них и посвящены кочетковские строки.
Но кому? ‒ Это мы уже, скорее всего, никогда не узнаем…
Вы возразите мне: мол, поэт, возможно, представил, что он всё-таки находился в том трагическом вагоне.
Возможно, что это так, но быть может, и нет…Тогда давайте поспорим…
Впрочем, этот факт совсем не умаляет достоинств этого стихотворения. Но я первый выдвигаю версию, что произведение всё-таки не о самом авторе ‒ А. Кочеткове, а о ком-то совершенно ином…
7. И ТОЛЬКО ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА…
По внешним меркам Кочетков был неудачник: как поэта его знали лишь близкие друзья.
Типичный интроверт: тихий, скромный, застенчивый, приветливый и добродушный, закрытый и стеснительный, боявшийся относить свои стихи в редакцию, чтобы не нарваться на грубость.
Близкие по духу творческие люди ценили Александра Сергеевича. Это относилось в первую очередь к Павлу Антокольскому, Арсению Тарковскому. С интересом и дружеским вниманием относилась к Александру Кочеткову Анна Ахматова. А ещё перед войной поэт подружился с самой Мариной Цветаевой и её сыном Муром! Кстати, 4 июля 1941 года, в дневнике Мура появляется запись: «…вчера я был на грани смерти: я чуть не утонул в Москва-реке. К счастью, Кочетков меня спас…»
Первая книга лирики Александра Кочеткова вышла только в 1985 году, а умер он в 1953-м.
В праздничный день первого послесталинского Первомая, не дожив всего нескольких дней до своего 53-летия, Александр Кочетков тихо и незаметно скончался в Москве. Жена пережила его на 4 года…
Они так и не узнали, как популярна стала в нашей стране «Баллада о прокуренном вагоне»...
В моей личной библиотеке на видном месте стоит изданный в уже далёком 1978 году в нашем Приокском книжном издательстве сборник под названием «Я помню чудное мгновенье…» (Антология русских и советских поэтов о любви). И здесь наряду с С.Есениным и В. Маяковским, Б. Пастернаком и А. Твардовским на стр. 266 можно прочитать эту знаменитую кочетковскую балладу!
Вот так и получилось, что его стихотворение стало широко известно только через 44 года после его создания. Чуткий на хорошую поэзию режиссер Эльдар Рязанов выбрал стихотворение Кочеткова для своей «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». В фильме «Балладу…» прочитали Андрей Мягков и Валентина Талызина.
Строка из стихотворения Кочеткова дала название пьесе А. Володина «С любимыми не расставайтесь», по которой был снят фильм с Ириной Алферовой и Александром Абдуловым в главных ролях.
И как удивительно, что последние его стихи ‒ это стихи умиротворенного и даже счастливого человека. Читая их, кажется: автор получил несомненное уверение свыше о том, что его поэтическая судьба сотворена на небесах, сложится она и на земле...
Звучавшим мне не раз:
Что будет одиночеством
Мой горек смертный час.
Когда б очами смертными
Ни завладел тот сон, ‒
Друзьями неприметными
Я вечно окружен...
...Придет ли срок назначенный
В вечерней звонкой мгле, ‒
Журчаньем гнезд укачанный,
Приникну я к земле.
Коль будет ночь угрюмая ‒
Сверчку со мной не спать,
И я забудусь, думая,
Что день придет опять...
И ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
…Нет, язык просто не поворачивается назвать Кочеткова – автором только одного стихотворения.
Вот, например, прикоснитесь к таким его строкам:
Отчаяньем, едким как дым, –
Повей из родного колодца
В нее шелестящим ночным
Дождем. Пролетающих молний
Перо мне алмазное брось,
И грохотом дом мой наполни,
И мраком, и ветром насквозь!
Корнями в родник потаенный,
В незримые звезды лицом, –
Раздвинь потолок закопченный
Сиреневым буйным кустом!
Неслыханных песен потребуй,
К блаженству меня приневоль –
Глазами, в которых все небо,
Руками, в которых вся боль!
…Мне так не хочется расставаться с этим удивительным человеком, поэтому в заключении давайте прикоснёмся ещё к таким его замечательным строкам:
Поэт
Ни в смерть, ни в страсть не верящий давно,
Сидит поэт, и пялится в окно,
И утомлённо вопрошает память.
Внизу – проспект с огнями и толпами,
Здесь – гребни крыш, безлюдно и темно.
В пустом бокале вспыхнуло вино.
Восходят звёзды робкими стопами.
Пером он помывает в пузырьке,
Чтоб раздробить сгустившуюся влагу –
И лёгкая строка, скользя к строке,
Узором клякс ложится на бумагу.
Поэзия российская жива,
Пока из клякс рождаются слова…
...Вот такая вышла сегодня у меня «История одного стихотворения» ‒ стихотворения-катастрофы, которая даёт всем нам пример истинной любви, побеждающей смерть. И, может быть, неслучайно мне сейчас вспомнились слова из Святого писания: «Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень, на руке твоей, потому что крепка, как смерть, любовь, …стрелы ее ‒ стрелы огненные…»
…На надгробии А. Кочеткова на Донском кладбище в Москве, где покоятся и мои самые близкие и родные люди, написано четверостишие из «Баллады…»
… И сегодня ‒ спустя многие годы и десятилетия после создания этого удивительного стихотворения я снова и снова заклинаю всех вас: «С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!»
С вами был ведущий авторской рубрики «История одного стихотворения» Михаил Лиознов.