Сергей Есенин – трагический Фауст XX века

«Цветы мне говорят – прощай…»

                                                                         (С. Есенин)

 

 

 

Цветы мои! Не всякий мог

Узнать, что сердцем я продрог,

Не всякий этот холод в нем

Мог растопить своим огнем.

 

Не всякий, длани кто простёр,

Поймать сумеет долю злую.

Как бабочка – я на костёр

Лечу и огненность целую.

 

Сегодня, в эти юбилейные есенинские дни,  мы поговорим с вами о его поэзии – такой необыкновенной, такой поистине РАЗНОЦВЕТНОЙ!

И, как всегда, будем, чтобы избежать излишних повторов, иногда применять это сокращение – С.Е. (Сергей Есенин).

Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью.

Когда-то Александр Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как справедливо заметил поэт Илья Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». Вот об этой цветовой эволюции, как об одной из ярких и очевидных черт творческой неповторимости Есенина, мы сегодня, в частности, и поговорим.

Итак, 3 октября 2020 года – 125 лет со дня рождения всеми нами любимого Сергея Есенина! Если кто-то критикует стихи Бориса Пастернака или Осипа Мандельштама за их излишнюю сложность, В. Маяковского – за излишнюю громогласность в ущерб поэзии, М. Цветаеву – за резкость и излом, то, кажется, что есенинская лира любима всеми без исключения. У кого в юности над письменным столом не висел его портрет? Кто не зачитывался его удивительными певучими строками?!

А знаете ли вы, кто самый читаемый поэт в мире по официальному признанию ЮНЕСКО? Думаете, что А. Пушкин, но – нет! Маяковский? – Опять не угадали! Ибо самый читаемый – это наш сегодняшний герой  –  Сергей Александрович Есенин (С.Е.)! И, кажется, что эта цифра  – 125 лет  – совсем не про него, ведь он умер совсем молодым – 30-летним!

У каждого из нас есенинская поэзия начинается с детства – с хрестоматийной «Белой берёзы», с «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве...». Так было и у меня. Потом уже, в старших классах,  мы полуподпольно переписывали в свои заветные потаённые тетрадки стихи из цикла «Москва кабацкая» (впрочем, истинно кабацкого там и было-то всего 1-2 страницы). Помню, как в  студенческие годы на филфаке Смоленского университета,  мы проходили практику в школе-интернате в г. Сафоново. Дети там были непростые – сироты или оставшиеся без попечения родителей. И, как сейчас, всплывают в моей памяти те дни и часы, когда мы готовили с ними поэтический вечер по творчеству Есенина. И такая любовь к его стихам светилась в тех далеких непростых детских глазах, а главный герой нашей постановки, мальчик лет 14-15-ти, удивительно похожий на поэта и своими золотыми волосами, и всей своей внешностью, выходил на сцену с заплечной котомкой и трагически декламировал:

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Больше 40 лет минуло с той поры, а тот есенинский вечер – до сих пор в памяти!

Читая, и в сотый раз  перечитывая многочисленные произведения поэта, я вдруг сделал открытие, о котором не читал ни в какой литературоведческой работе. Я заметил такую есенинскую тайну – у него есть необычный художественный приём, который он применяет довольно часто: он разбивает стихи на четверостишия, две строки в них посвящает описанию природы, а две других  – соответствующему состоянию души. И вот из этого-то сопоставления и рождаются такие простые, но такие волшебные строчки.

Приведу только несколько примеров:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

- - - - - - -

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

- - - - - - -

Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.

- - - - - - -

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

- - - - - - -

В этом мире я только прохожий,

Ты махни мне веселой рукой.

У осеннего месяца тоже

Свет ласкающий, тихий такой.

Итак, вы чувствуете, как в этих строках чудесным образом переплетается душа и природа?!        

Да! Лирика Есенина – это словосочетание знакомо нам с детства, как глоток свежего воздуха!

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Какие дивные, какие поэтичные строки! Какой, казалось бы, безмятежностью веет от них!  Но не всё было так просто: прекрасно помню, когда во времена СССР преподавал литературу в одной из брянских школ в 10-ом классе. В программе начального советского периода изучалось и творчество А. Блока (поэма «Двенадцать»), и Демьян Бедный – мужик вредный со своими революционными виршами, и, конечно, поэт-трибун В. Маяковский, а вот с Есениным было намного сложнее: поэзия Есенина была запрещена, имя его было приказано забыть. Советскому народу упадническая поэзия была вредна – кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась не одно десятилетие.

Почему же так произошло? Ответ мы найдём в самой есенинской жизни и поэзии. А для этого вспомним примечательные слова литературного секретаря С.Е. Галины Бениславской, которая была рядом с ним в его последние годы жизни: «И почти до конца в нем шла борьба этих двух начал – ангела и демона. А «повенчать розу белую с черною жабой» он не сумел…»

И, действительно, есенинская внутренняя борьба  между ангелом и демоном, которые, впрочем, живут в каждом из нас, особенно остро чувствовалась в заключительный период его земного существования – 1920-1925 гг.

Это видно даже в цветовой палитре поэзии С.А. Есенина. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи…

Да! Вот такая удивительная вещь: ведь основные этапы есенинского творчества, да и жизни, можно разложить по цветам!

 

1-й – начальный период – 1910-1916 гг. – синий и голубой:

 

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.  Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…»«Синяя вьюга…». Голубизна в  стихотворениях – то нежная,  перламутровая, то глубокая до синевы.

И вот, после синеокого детства и отрочества в селе Константиново, С.Е. впервые приезжает в столицу. Здесь он останавливается по адресу Б. Строченовский пер., д. 24, стр. 2. Этот дом в Замоскворечье является единственным официальным адресом С.А. Есенина в Москве, где около 30 лет жил его отец, и единственным местом, где поэт с 1911 по 1918 годы не только жил, но и был прописан. Сейчас здесь находится Московский государственный музей С.А. Есенина.

Я побывал тут около месяца назад и сделал ряд интересных видео зарисовок: https://www.youtube.com/watch?v=I94j7nFAauQ

https://www.youtube.com/watch?v=sq__xF6_yJM

https://www.youtube.com/watch?v=kpqEWO0mRS0

https://www.youtube.com/watch?v=UXNGLEJ-Ifw

Именно в этот период начинается постепенное изменение в цветовой гамме есенинских стихов!

 

2-й период – 1916 -1920 гг. – 

переход от синего к алому, малиновому, розовому красному и их оттенкам:

 

Если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле» 1916 г., то уже сочетание синего и малинного цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

 

Синий и голубой! Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «…вечером синим, вечером лунным…», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку».

Алый и малиновый – ими также насыщены есенинские стихи: 

 «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «…зарево красных зарниц».

Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть…

 

А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Проехать по есенинским местам столицы, и не побывать на Тверском бульваре, где стоит знаменитый памятник поэту и, где находилось ранее всем известное литературное кафе «Стойло Пегаса», в котором собирались поэты-имажинисты, было бы грешно!

https://www.youtube.com/watch?v=pzu43I-7lzA&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=7

https://www.youtube.com/watch?v=YfGcnapswlg&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=1

 

3-й период – 1920-1923 гг.:

золотой и желтый – цвет приближающейся осени, цвет увядания…:

 

На смену голубым и розовым тонам в стихах С.Е. постепенно все  больше проявляется  золотисто-желтый цвет – цвет «золотой осени», да и осени жизни… Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

«Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени»  – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

 

4-й последний период – 1924- 1925 гг.:

контраст белого и черного – щемящее ощущение смерти:

 

В последние годы поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством. Лирика Есенина уже отнюдь не светлая. Она говорит и о роковом, о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин.  Все чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», «серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», «Вечер черные брови насопил», «черный человек», «в белом плачут по лесам», «забивают крышу белыми гвоздями», «черная гибель»…

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где белый использовался для обозначения всевозможных дел и побуждений,  а  чёрный – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека.    

Белый и черный цвета символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима-старость с контрастными белым и черными тонами. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина  как «белоснежное перо».

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отраженья, можно получить необходимый цвет.

Итак, в заключительный период Есенину становится понятно, что синие, голубые и розовые тона в его стихах окончательно заменяются тёмными красками.

Да, в произведениях С.Е. еще встречаются порой в этот период светлые тона:

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова. (1922)

 

Да, мне нравилась девушка в БЕЛОМ,

Но теперь я люблю в  ГОЛУБОМ.  (1924)

 

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в  РОЗОВУЮ  водь. (1924)

 

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, ЗЛАТЯЩИХСЯ во мгле. (1924)

 

Так и кажется, что вспоминая эти светлые тона – белый, голубой, розовый, золотистый – Есенин пытается оторваться от грустных тёмных мыслей, но это получается всё реже…

Так, что же случилось в эти годы с поэтом?

И здесь на ум, как нельзя кстати, приходят литературные аналогии из прошлого: «Фауст» Гёте, Дориан Грей из Оскара Уайльда и герой романа О. Бальзака «Шагреневая кожа».

Я начну с «Фауста» великого Гёте!  Вы, наверное, помните его основной сюжет, когда доктор Фауст продаёт свою душу Демону ради мирских удовольствий!

И, действительно, изучая подробно жизнь и творчество С.Е., кажется, что он всю жизнь «розу белую с черною жабой хотел на земле повенчать».

Вспомним эти знаменитые строки:

 

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

 

Дар поэта – ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

 

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль ЧЕРТИ в душе гнездились –

Значит, АНГЕЛЫ  жили в ней.

 

В С.Е. постоянно боролись эти светлая и тёмная стороны, он непрерывно искал смысла в словах Мефистофеля:

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вот так: до последнего дыхания в поэте боролись две личности – Фуст и Мефистофель!

…Лучшая творческая  пора  поэта: 1922 -1925, но только каждое из этих стихотворений, как оторванный  кусок у своей жизни. Будто Есенин – это Дориан Грей из Оскара Уайльда.

Ещё одна явная аналогия – это аллегорический роман Бальзака «Шагреневая кожа».

Главный герой романа покупает талисман  – шагреневую кожу. На её изнанке находится надпись, которая гласит: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай  –  и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она – здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!»

Соразмерял ли поэт свои желания со своею жизнью? – Конечно – нет! Последние годы он жил в каком-то безумном вихре страстей, роковых событий и, тем не менее, великолепных стихов… Но жизненная сила его тем временем стремительно убывала… «Шагреневая кожа» – всё больше таяла и таяла…

Достаточно вспомнить хотя бы  стихотворение Есенина «Письмо к женщине», которое он написал в 1924 году, оно было посвящено бывшей жене поэта Зинаиде Райх. Это стихотворение-письмо стало исповедью поэта.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несет нас рок событий.

 

А теперь давайте вчитаемся в его трагическую поэму «Черный человек» - вот опять этот черный - наверное, это и есть тот демон, с которым до последних своих дней боролся поэт. Ближе и понятнее становится он сам. И даже его гибель предстает в другом свете после прочтения «Чёрного человека» – реквиема поэта себе.

«Черный человек!

Ты прескверный гость.

Эта слава давно

Про тебя разносится».

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу...

…Месяц умер,

Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один...

И разбитое зеркало...

 

Драматичная развязка, поражающая неожиданностью!

Две детали: цилиндр, который был надет на «черном человеке», и зеркало, несомненно, указывают, что страшный разговор герой вел с самим собой. Картина обличения, порицания становится более трагичной: как, сознавая все это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?

И всё-таки, не смотря на весь этот пессимизм, каждому из нас так хочется верить в есенинское чудо, ведь даже и в «Чёрном человеке» у поэта прорываются светлые воспоминания о своей ушедшей юности:

Жил мальчик

В простой крестьянской семье,

Желтоволосый,

С голубыми глазами...

 

Вот они опять – знакомые, вечно-живые краски поэта – жёлтая и голубая, воюющие с подступающим  мраком…

Итак, если коротко, то можно  чётко охарактеризовать  последний период есенинских метаний строками из Александра Блока:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

 

А. Блок прошёл всё то же ещё раньше – в 1908 году, когда его супруга, Любовь Менделеева, ушла от него к другому – к поэту Андрею Белому…Только тогда А. Блок сумел собрать всю волю и уберечься от шага в пропасть, а вот С. Есенин не сумел…

Однажды Есенин сказал, приведя в пример Лермонтова: «Только короткая жизнь может быть яркой…  Жить  –  значит сгореть… Жить надо не дольше двадцати пяти лет».

Сам он прожил тридцать.  Всего за ЧЕТЫРЕ ДНЯ до своей гибели он сказал: «Я ведь «божья дудка». – Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же».

На одном из его последних выступлений слушатель произнес: «Боже мой, Боже мой, да ведь это ангел с разбитыми крыльями»...

Смерть Сергея Есенина до сих пор является одной из самых загадочных трагедий начала ХХ века. Холодной ночью 28 декабря 1925 года, поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». После быстро проведенного расследования следствие вынесло вердикт: самоубийство…

Известный русский писатель Варлам Шаламов вспоминает: «Я был на похоронах Есенина, когда коричневый гроб трижды пронесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре. Посмертная судьба поэта была предсказана в том прощании. Стихи Есенина были его судьбой, и в этом главное, самое важное».

Месяц назад я побывал на Ваганьковском кладбище, где похоронен замечательный поэт.

Первое видео записано на могиле Высоцкого. Причём здесь он, если речь идет о Есенине? Об этом вы узнаете, посмотрев мой видеосюжет:

https://www.youtube.com/watch?v=tjMngTPjxI8&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=11

Следующее видео… и опять вроде бы не о С.Е.! Но – внимание! Посмотрев его, вы поймёте, почему поэта похоронили именно здесь!

https://www.youtube.com/watch?v=grc8OiHbdqA&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=10

Дольше всего я искал следующую могилу, которая также связана с нашим поэтом и находится там же на участке № 17, но так спрятана среди других, что найти её  долго не удавалось.

https://www.youtube.com/watch?v=aY9eYDDgTH8&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=8

И вот, наконец, он – последний есенинский цвет: памятник из БЕЛОЙ ГРАНИТНОЙ ГЛЫБЫ  НИЖЕ СЕРЫЕ ГРАНИТНЫЕ ПЛИТЫ НА ФОНЕ ЧЁРНОЙ ЗЕМЛИ!!!

https://www.youtube.com/watch?v=zPvhL0Q8TRc&list=UUP1fiTlVP2xGDw-Tp6daaQQ&index=9

 

Цветы мне говорят – прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.  

 

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.   

 

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, –

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

 

Не все ль равно – придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

 

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.   (1925 г.)

 

Стихотворение написано в конце октября 1925 года.  Шел счет последним месяцам жизни поэта.  Теперь «гробовая дрожь» в его крови, а не горячка любви. «Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо»: настойчивый мотив прохожего, человека неприкаянного, растерявшего все и всех. Что-то надломилось в душе, струна оборвалась и больше он не требует себе ни поклонения, ни вечной любви…..

Так замкнулся цветной радужный круг есенинской поэзии… Когда-то замечательный поэт Юрий Левитанский сказал: «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!»

И, напротив, жизнь и стихи Есенина – это такая ярчайшая вспышка эмоций всевозможных цветов и оттенков. И пусть в нашей памяти останутся лучшие из них: синий и голубой, розовый и золотой!

Стихи Есенина так просты и естественны, как сам природа, но какая-то высшая сила, та самая «божья дудка» делает их такими волшебными и притягательными!

…. Поэтов – много, НО СЕРГЕЙ  ЕСЕНИН – ОДИН!

И я посвящаю ему свои строки:

 

Сергею Есенину

В начале жизни – светлый херувим,

В конце – больные нервы...

Но и тогда, судьбой храним,

Ты нам дарил шедевры!

 

Неповторимый был поэт!

Один  – на всю Россию!

Тебе всевышний только десять лет

Отмерил на стихов стихию!

 

Но в твой талант, как в золотые кудри,

Вплелись и свет, и тьма:

Цвет чёрный в окоём лазури,

И крик, и  тишина

 

Жизнь коротка, как две строки

И нет лекарства от тоски!

…Шагреневая кожа – уже, уже,

И к горлу подступает ужас…

 

И высшей силы приговор

Прослушан в «Англетере»:

«Виновен и приговорён

Собой  самим, ты, –  к высшей мере!»

 

Да! –  «Не жалею, не зову, не плачу»

Не мог создать вовек

Обычный человек

Без Божеской, но дьявольской удачи!

 

О, Фауст павший –

Клён ты мой, опавший!

О, ангел крылья расплескавший

По жизни, как по неба синеве,

На розовом промчавшийся коне….

 

Поэзия! Как ты осиротела

После петли в покоях «Англетера»!

…И задыхаясь, всё звучат  слова из прошлого:

«Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...»