У этой песни не простая судьба, нелегкий путь она прошла прежде, чем получила "путевку в жизнь".
Осенью 1940 года, вскоре после возвращения Бессарабии в состав СССР и образования Молдавской ССР, поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах.
- Это было как бы продолжение нашей песни "Отъезд партизан", - рассказывает поэт, - мы посвятили сюиту герою гражданской войны Г. И. Котовскому.
В нее входило семь песен, в том числе "Смуглянка" - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Композитор сочинил музыку с необычным ритмом, и Шведову пришлось немало поработать, пока не сложились известные теперь всем строки:
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград...
Вся песенная сюита, куда входила в дальнейшем широко известная "Партизанская думка", была принята к работе в ансамбль, но "Смуглянка" по каким-то причинам не исполнялась.
Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать "Смуглянку" на радио. Но там ее забраковали.
- Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову.
Эти доводы звучали очень убедительно, и "Смуглянка" была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.
- Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и "Смуглянку", которую прихватил с собой на всякий случай. К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
Потребовались лишь небольшие изменения в тексте. Несмотря на то, что автор слов Я. Шведов находился далеко, на 2-м Украинском фронте, ни поэт, ни полевая почта не подвели: ответ с отредактированным текстом пришел скоро.
Казалось бы, все в порядке: "Смуглянка" принята, ансамбль начал ее репетировать. Однако с ней что-то не ладилось. Солист, хор и оркестр в отдельности звучали хорошо. А когда их сводили вместе, чего-то не хватало. Словом, песня не получалась.
- Ну, значит, не судьба, - решил композитор.
Но через некоторое время его вновь пригласили на репетицию, и солист Николай Устинов попросил перетранспонировать песню для баритона (первоначально она была написана для тенора).
И тут случилось чудо - песня отлично зазвучала. Александров со свойственной ему решительностью включил ее в программу концерта.
- Концерт этот проходил в Зале имени Чайковского, - вспоминал композитор. - Когда наступила очередь "Смуглянки", я от волнения почти ничего не слышал. Пришел в себя, когда в зале раздались громкие аплодисменты и крики "бис"! Песню повторили три раза. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время категорически отвергли песню о любви, свидании, расставании...
"Смуглянка" полюбилась бойцам, и хотя в ней говорилось о партизанах гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.
Нотное приложение