Уильям Батлер Йейтс

                                                                      Поэзия и скульптура существуют,

чтобы не дать угаснуть нашим страстям.

/Уильям Батлер Йейтс/

Уильям Батлер Йейтс (1865-1939) – ирландский поэт, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года.

Уильям Батлер Йейтс известен как крупнейший англоязычный поэт конца XIX – начала XX веков, много сделавший для преобразования поэтического стиля, а также как драматург, эссеист и прозаик.

Поэт родился в столице Ирландии, в семье известного художника, принадлежавшего к школе прерафаэлитов. Он не получил формального образования, но много занимался самостоятельно. Рано увлекся литературой.

Печататься Уильям начал в 20 лет, а еще через 4 года выпустил первую книгу стихов. Воспитанный на идеях прерафаэлитов молодой человек, по его словам, испытывал «обезьянью ненависть» к рационализму и практицизму современности. Ему казалось, что и поэзия поражена этой пагубой, он искал спасения в символизме, считая, что образ красоты, скрытой от нашего взора, нельзя воссоздать иначе, чем прибегая к использованию символов.

Много сил поэт отдавал просветительской деятельности. В 1891 году он организовал в Лондоне Ирландское литературное общество, затем Национальный ирландский союз в Дублине, энергично участвовал в работе Общества стихотворцев, заботился о популяризации ирландского фольклора. Одним из его свершений стало создание так называемой Гэльской лиги – общественного союза, ставившего целью развитие ирландской национальной культуры, возрождение коренного языка и переход к литературе, основанной на народных традициях.

Борьбу с упадком культуры и ставило своей задачей движение «Ирландское литературное возрождение», в рамках которого возникла Гэльская лига и начало которого связывают с выходом в 1893 году поэтического сборника, автором которого был Уильям Йейтс («Кельтские сумерки»).

Участники движения не сводили его цели к узкоязыковым проблемам, а многие из них, в том числе и Уильям, писали на английском языке. Задачи «Ирландского литературного возрождения» были масштабными – пробудить национальный дух, уберечь народные традиции, отстоять самостоятельность культуры страны.

В рамках движения Уильям Батлер Йейтс основал в 1899 году Ирландский литературный театр в Дублине и был его директором почти до смерти, около 40 лет. Над репертуаром для своего театра он работал сам, обращаясь за проблематикой преимущественно к национальному эпосу и родной истории. Здесь Йейтс явился крупнейшим новатором. Ему удалось создать своеобразную концепцию поэтического театра", антитезы засилью натурализма.

В поэзии, ставшей основным призванием Йейтса, он тоже постоянно находился в поиске. Его раннее творчество корнями уходило в мифологию и питалось идеей «Вечной красоты». Реальность почти не привлекала поэта.

Своеобразный трагический колорит в поэзию Йейтса привнесла любовь. В 24-летнем возрасте он познакомился с молодой красавицей Мод Гони, актрисой и революционеркой, и на протяжении долгих лет питал к ней страстные чувства, которые остались неразделенными. Лишь в 52 года, в четвертый раз получив от Мод отказ соединить их жизни, он завел семью.

Со временем в творчестве Йейтса обозначился перелом. «Вечная красота», стихи про любовь – все это постепенно уходило в прошлое. Начиная со сборника «Ответственность» (1914), Уильям Батлер все больше тяготеет к исповедальной и гражданской поэзии. Стихотворения сборника передают напряженную общественную атмосферу. В постоянно неспокойной католической Ирландии копилось недовольство господством протестантской Англии. Разрешился кризис Дублинским восстанием 1916 года. Ирландия провозгласила себя республикой, но инсургенты продержались всего пять дней.

Потребовалась мучительная переоценка прошлого. Взамен замешанной на мистицизме мифологии в творчество Йейтса входит история страны с ее действительными героями. Кровавая реальность восстания, унесшего 450 жизней, гибель его руководителей побудили поэта отбросить возвышенный аристократизм, по-новому взглянуть на людей.

Жизнь не давала нащупать твердую опору. Наступившая партизанская война с английскими завоевателями вызвала у Йейтса горькое разочарование. Его обуял страх перед цепной реакцией ненависти и насилия.

Авторитет поэта был велик. С 1922 по 1928 год Йейтс – член ирландского сената, один из трех сенаторов, консультировавших правительство по вопросам образования, литературы и искусства.

В последнее десятилетие жизнь его, казалось, протекала спокойно. Большой моральной и материальной поддержкой стала Нобелевская премия, которую он получил в 1923 году. Поэт вновь полон духовных и физических сил, о подступающей старости говорит со спокойным юмором.

Но это лишь внешнее спокойствие, духовная жизнь поэта по-прежнему полна борений. На склоне лет всеми почитаемый автор, оглядываясь на прошлое, задумываясь о будущем, задает себе вопросы один тревожнее другого.

В его творчестве возникают свежие темы, вынашиваются новые идеи, меняется стихотворная техника. Поэт как бы постоянно опровергает сам себя. Состояние поиска не оставляло его до конца.

В последнее десятилетие жизни он создал произведения, которые отмечены незаурядным мастерством, большой страстностью и фантазией. Среди них следует отметить такие сборники, как «Башня» (1928 год) и «Винтовая лестница», созданная в 1933.

Поэт скончался на французской Ривьере, в городке Кап-Мартене, 28 января 1939 года. Согласно воле Йейтса, которая была обозначена в его поэтическом завещании, в 1948 году его останки были перезахоронены в Ирландии.

Скупее, сердце, будь в любви:

Те женщины, которым в дар

Откроешь ты свой вечный жар,

Богатства высмеют твои.

Их поцелуи холодят,

А прелесть, что ласкает взгляд,

Развеется, как легкий дым.

Ах, сердце, будь всегда скупым,

Всё лгут прекрасные уста,

Игра любовная проста:

На пораженье обречён,

Кто ослеплён и оглушён.

Расщедришься – твоя беда,

Погибнешь, сердце, навсегда.