Весна надежды нашей…

Козлова, О. Весна надежды нашей… : Брянск – библиотечная столица 2007 года / О. Козлова // Библиотека в школе. – 2007. – 1 – 15 сент. ( № 17 ). – С.7 – 11.

Брянск - библиотечная столица 2007 года

ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ

Вхождение в тему

Брянск, один из старейших городов России, был основан в 985 году и назывался «Дебрянск» по ана­логии с непроходимыми дебрями окружающих лесов. От стен высоко стоящего Свенского монастыря еще и сейчас можно видеть кольцо лесов вокруг города.

По мере развития торговли и промышленности поселение превращалось в город, промышленный центр.

«Сегодня Брянск - крупный областной центр с почти полумиллионным населением. У него большой промышленный, научный и культурный потенциал» - так написа­но в издании «Библиотеки города Брянска сегодня». Фонд Брянской областной научной универсальной биб­лиотеки им.Ф.И. Тютчева насчитывает более 2 мил­лионов единиц хранения. И действительно, город, во всяком случае его центр, смотрится очень цивильно, современно. Много обще­ственного транспорта, и он недорогой. Из этого же издания узнаем, что за годы «катастройки» библиотеч­ное сообщество потеряло по сравнению с 1990 годом 67 библиотек различных ведомств.

Больше всего в городе Брянске, как водится, школьных библиотек. Их - 74, и они дают неплохую статистику по охвату населения библиотечным обслуживанием.

На XII Конференцию РБА приехало почти 800 че­ловек. Впервые это мероприятие было названо Всероссийским библиотечным конгрессом. Это звучало монолитно и обнадеживало. Конгрессмены слегка надували щеки. После холодов наконец-то потеплело. В парках зацвела сирень. И Послание Президента Федеральному собранию было как нель­зя кстати и придавало уверенности в завтрашнем дне библиотечного дела.

Президентская библиотека

Правда, была непонятна в Послании эта «ново­стройка» в виде Президентской библиотеки, «которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны». Да еще необ­ходимо создать региональные центры Президентской библиотеки на базе областных и республиканских библиотек. Возможно, практики все упрощают, но им невооруженным глазом видно, что это реализация чьих-то интересов, но только не библиотечного сооб­щества. Эффективней было бы огромные средства, планируемые на строительство, пустить по артериям уже имеющихся живых организмов.

Этим вопросом, по сути, загнали в угол началь­ника отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии Татьяну Львовну Манилову, которая пыталась объяснять ситуацию как чиновник и как человек. Но из ее ответов, к сожалению, понятнее не стало.

А Екатерина Юрьевна Гениева назвала вещи своими именами и предложила от имени Конгрес­са направить письмо во властные структуры об отношении библиотечной общественности к этому проекту. Согласились. Составить документ попросили Екатерину Юрьевну.

Перевыборы

Конференция была совмещена с IV отчетно-выборной сессией. Коллизия заключалась в пе­ревыборах президента РБА, вице-президентов и кандидатов в Совет. Претенденты на ключевые посты представили свои соображения по поводу перспек­тив развития ассоциации, усиления ее влияния на властные структуры.

На пост президента претендовали два кандидата: Владимир Николаевич Зайцев, первый и бессменный президент ассоциации, и Евгений Иванович Кузьмин, бывший начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ, ныне президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.

На мой взгляд, успех становления и возмужания Российской библиотечной ассоциации в труднейшие 90-е годы заключался в титанической работе слажен­ной команды Зайцева. И вклад Майи Александровны Шапарневой (бессменного ответственного секретаря ас­социации) в цементирование этой сложной конструкции трудно переоценить.

В «Кратком манифесте» Евгения Ивановича Кузьмина мне импонировали слова о том, что РБА должна превра­титься в организацию, в боль­шей степени, нежели сейчас, играющую роль, и высшего арбитра в сложных профес­сиональных вопросах, и авто­ритетного лидера, с которым власти считают необходимым консультироваться. Я согласна с утверждением, что в новых условиях именно РБА должна стать обще­российским методическим центром, хранилищем библиотечных знаний и историй успеха. Мысль Евгения Ивановича о том, что Послание президен­та - это шанс для библиотек, которым надо умело воспользоваться, мне чрезвычайно симпатична.

Кандидаты на должность вице-президентов продемонстрировали многоукладность направлений работы нашей ассоциации.

Екатерина Юрьевна Гениева (генеральный дирек­тор ВГБИЛ) ратует за расширение международных контактов и дальнейшее вовлечение российских библиотекарей в сотрудничество с зарубежными коллегами.

Борис Родионович Логинов (директор Централь­ной научной медицинской библиотеки) намеревает­ся продолжить работу по пропаганде и внедрению в российские библиотеки системы национальных форматов RUSMARC, обеспечить развитие нацио­нальной системы корпоративной каталогизации и Сводного каталога библиотек России.

Владимир Руфинович Фирсов (заместитель гене­рального директора Российской национальной биб­лиотеки) считает необходимым продолжить работу по отражению интересов библиотек и читателей в межотраслевое и смежное законодательство, по под­готовке стратегических документов развития РБА.

Впервые выставивший свою кандидатуру Яков Леонидович Шрайберг (генеральный директор ГПНТБ) считает необходимым активное включение библиотек в работу в электронно-информацион­ной среде, прежде всего имея в виду расширение * электронных подписок и интернет-технологий в обслуживании читателей.

На две вакантные должности членов Совета РБА баллотировались Светлана Федоровна Бартова (директор Центральной публичной библиотеки Но­воуральского городского округа) - локомотив ин­новационного прорыва секции публичных библиотек - и Ирина Борисовна Михнова (директор Российской государственной юношеской библиотеки).

Относительно прези­дента РБА я убеждена, что «новое время - новые пес­ни». Я вижу в лице Евгения Ивановича Кузьмина лидера нового времени: генератора идей, демократичного, эру­дированного, профессио­нального, мобильного и т.д.

И так думают многие. Од­нако голосование показало, что за него отдали голоса только треть выборщиков. На мои недоуменные вопросы к окружающим - как же так ? - за спиной услышала голос трезвого расчета: у Зайцева, дес­кать, крупная библиотека в руках, то есть власть, а у Кузьмина теперь ничего нет. А обаяние личности? А перспективное мышление? А влияние? А контак­ты? Или преобладает мышление: «Я начальник - ты дурак, ты начальник -я дурак»? Да, у Кузьмина нет команды, но будет, будет.

Лирики, как водится, в проигрыше. Грустно.

Новые документы

Общеизвестно, что от изобилия информации в голове остается в основном только то, что вызывает живой интерес к проблеме. Вопросы законодатель­ства мне были близки всегда. На заседании секции по библиотечной политике и законодательству я узнала о результатах деятельности рабочей группы по формированию версии Федерального закона «0 библиотечном деле». Версия должна быть представлена в Государственную думу в сентябре. Докладчик более подробно остановился на терминологических аспектах новой версии, вопросы по существенным изменениям отсылал к разработчикам документа. Из опыта работы над документами знаю, что нет смысла смотреть промежуточный вариант, коррективы могут изменить многое. Подождем ут­вержденного документа.

Чрезвычайно интересен проект документа «Ба­зовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедо­ступных библио­тек муниципаль­ных образований» (Информацион­ный бюллетень РБА : Офици­альное издание Российской биб­лиотечной ассо­циации. - 2007. - №43. - С. 62 - 76). В содержа­нии этого доку­мента, который РБА будет реко­мендовать вла­стным структу­рам, - «Базовые нормы размещения библиотек на территориях муниципальных об­разований», «Базовые нормы по объёму фондов», «Базовые нормы объемов пополнения библиотечных фондов», «Базовые нормы для средств технического оснащения и дистанционного доступа к источникам информации», «Базовые нормы размеров площадей помещений библиотек», «Базовая норма штатной численности персонала».

Нужный, конкретный документ. Правда, мне не удалось увидеть в нем место школьной библиотеки в конструкции обслуживания детского населения. С вопросом по этому поводу я и обратилась к разра­ботчику Людмиле Васильевне Куликовой, которая к ответному письму приложила интересную справку «Объединение школьных и публичных библиотек». Справка готовилась по просьбе Министерства куль­туры. Из этого документа становится понятно, что варианты библиотечного обслуживания населения на местах активно изыскиваются в условиях жесто­чайшей экономии средств. В большинстве случаев таких объединений верх одерживают образова­тельные структуры и на плаву остаются школьные библиотеки. В справке, и это естественно в условиях ведомственных интересов, рекомендуется перевести обслуживание школьников в общедоступные биб­лиотеки. Базовые нормы, таким образом, попутно служат принудительным ориентиром для властных местных структур.

На совместном заседании

Тема совместного заседания детских, школьных и юношеских библиотек «Чтение детей и юношества как ресурс социализации личности» не была, конеч­но, многоаспектно раскрыта по причине минималь­ности отведенного времени. Детские и юношеские библиотеки стараются сейчас работать на опереже­ние запроса, с выходом за стены библиотек, влиять на социум, фор­мируя интересы читателя, поль­зователя. Биб­лиотекарь все более становит­ся аналитиком исследователем изменений, происходящих в детском чтении. Осваивается про­ектная деятель­ность.

Буквально сразил доклад Веры Владими­ровны Сурововой, директора Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г.Паустовского «Государственная символика и историко-патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт со­циального партнерства» (Он будет напечатан в ин­формационном бюллетене РБА). Была представлена масштабная, многоаспектная работа, задействованы влиятельные силы, показана перспективность и эф­фективность этой работы.

На заседании школьных библиотек

Повторю то, что я говорю часто: как много, хорошо и проникновенно работают школьные библиотекари в краях и весях страны. Творчество, профессионализм, эрудиция - свойства лучших представителей нашего племени.

ОФИЦИАЛЬНО-ПРОТОКОЛЬНАЯ ГЛАВА

Отчет о работе секции школьных библиотек

Заседание секции проходило в гимназии № 5, участвовало 53 человека, заслушано 7 докладов.

Гимназию № 5 - обладателя Президентского гранта 2006 года - по праву можно считать детской республикой: у нее есть свой герб, флаг и гимн.

Участники заседания секции получили рабочие папки, в которых помимо программы заседания нахо­дился текст из Послания Президента Федеральному собранию и приветственное обращение к школьным библиотекарям директора Департамента общего и профессионального образования Брянской области И.А. Геращенкова. В обращении дана высокая оценка работы библиотек всех видов, содержится поздрав­ление с Общероссийским днем библиотек.

Во вступительном слове ваш корреспондент и председатель секции обратила внимание участников заседания на возможность создания благоприятных условий развития библиотечного дела в стране в связи с Посланием Президента России Федеральному собранию. В этом Послании поставлена задача на уровне субъектов Федерации, а также руководителям региональной и муниципальной власти принять меры по укреплению местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек, в том числе школьных.

Большим прорывом станет создание на федеральном уровне Программы по совершенствованию библиотечного дела в стране на основе дополнительного финансирования.

В докладе директора гимназии № 5 Галины Евгеньевны Евдокимовой «Роль библиотеки в образовательном и вос­питательном процессе образовательных учреждений в условиях модернизации российского образования» была охарак­теризована работа библиотеки гимназии как информационно-ресурсного центра, незаменимого помощника в организации всего учебно-воспитательного процесса, инновационных начинаний педагогиче­ского состава гимназии.

Презентация учащихся принимающей гимназии «Поэтом можешь ты не быть, но быть читателем обязан» представляла со­бой целое научное исследование на тему чтения учащихся гимназии, в котором сделана попытка осмысления репертуара чтения школьников и недостаточного внимания детей к книге, а также выра­ботаны рекомендации по проблемам чтения. Эмоциональное выступление со­провождалось мастерски подобранными слайдами, графиками, анимацией.

За удовольствие, полученное от презентации, сек­ция выразила особую благодарность руководителю проекта - учителю русского языка и литературы Вере Сергеевне Легоцкой.

Насыщенным конкретными фактами стал доклад о работе библиотеки этой гимназии ее заведую­щей - Надежды Николаевны Власовой. Не только отличная материальная база, оснащение и обору­дование библиотеки, но и разнообразное участие во всех делах гимназии выделяют эту библиотеку из многих. Творческий, профессиональный подход Надежды Николаевны определяет успех ее библиотечно-информационного центра.

В докладе Ирины Валентиновны Коткиной (г. Нарьян-Мар) «Изменение роли школьной биб­лиотеки в контексте реализации приоритетного национального проекта "Образование"» основное место заняла проблема специфики работы в Ненец­кой школе-интернате имени А.П. Пырерки. Особое место в докладе было отведено новым информаци­онным технологиям в работе школьной библиотеки. В докладе подчеркивается роль, которую играет школьная библиотека в реализации образователь­ных программ. Ее будущее зависит не только от поддержки государства, но и от способности библиотеки гибко ре­агировать на изменения потребностей всей системы образования и отдельно взятой школы. Доклад сопровождался презентацией, выполненной на высо­ком профессиональном и техническом уровне, и был окрашен взвешенным юмором и лирикой. Выступления Ирины Валентиновны всегда являются украшением заседаний секции.

Людмила Федоровна Сухова, за­меститель главного редактора газеты «Библиотека в школе», ознакомила слушателей с совместным образова­тельным проектом газеты и НФ «Пуш­кинская библиотека». Необычная тема лидерства в библиотечной среде, лежащая в основе курсов обучения, привлекла внимание слушателей воз­можностью заочного обучения.

«Просветительские традиции школь­ных библиотек в век цифровых техноло­гий и виртуального пространства» - так назывался доклад заведующей библио­текой гимназии № 2 города Брянска Галины Вячеславовны Карташовой. В докладе отмечается, что информа­ционные технологии оказывают серь­езное воздействие не только на науку, промышленность, социальную сферу, но и на психологию, культуру и духовность людей. Вырастает новое «интернет-поколение», у которого другие ценности и стиль жизни, другие модели пове­дения и привычки. Задача школьной библиотеки - в коррекции интересов учащихся.

В докладе Елены Дмитриевны Плаховой, заведую­щей библиотекой № 3 города Брянска, «Совершенст­вование представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий» последовательно доказано, что использование новых технологий существенно влияет на полноту и оперативность информационного обслуживания, повышает информационную культуру и эффективность самообра­зовательного и проектного уровня пользователя.

Тему школьных библиотек Брянской области в современном информационном пространстве по­дробно осветила ведущий специалист Департамента общего и профессионального образования Брянской области Валентина Михайловна Моликова.

В частности, она отметила, что сеть школьных библиотек представлена 655 библиотеками.

Проблема заключается в недостаточном осна­щении школьных библиотек компьютерной техникой - всего 16 %, а выход в Интернет имеют только 5 %. Далеки от совершенства и фонды школьных библиотек. По книгообеспеченности учащихся (54 книги на од­ного ученика) показатели неплохие, однако качест­во фондов оставляет же­лать лучшего. Некоторая компенсация происходит за счет периодических изданий. Возлагаются большие надежды на фи­нансирование в связи с Посланием Президента России.

Итоги работы

Заседание секции выработало рекомендации, которые на Совете секции было решено оформить в виде обращения в Министерство образования и науки и за подписью президента РБА В.Н.Зайцева и председателя секции О.В.Козловой отправить в Минобрнауки в самое ближайшее время.

Приняты следующие рекомендации:
  1. Усилить роль государственной поддержки школьных библиотек в части централизованного обеспечения компьютерными лицензионными про­граммами и доступом в Интернет, комплектования классической, справочной литературой и периоди­ческими изданиями. В том числе - предусмотреть возможность подписки библиотечных методических изданий для повышения квалификации работников библиотек, поскольку библиотекари не получают дотацию, предусмотренную для учителей, на приоб­ретение методической литературы.
  2. Предусмотреть в смете расходов школ защи­щенную статью на комплектование художественно-познавательного фонда, отдельно от учебного.
  3. В связи с увеличением нагрузки по внедрению в библиотеках НИТ и работе с учебниками, разработать и рекомендовать от имени Минобразования общероссийские типовые нормативы по нагрузке школьного библиотекаря в соответствии с «Межотраслевыми нор­мами времени на работы, выполняемые в библиотеках» (утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 6 от 3.02.1997).
  4. На основе выработанных нормативов рекомендовать увеличение в штатном расписании количества библиотечных работников или при обоснованном превышении норматива на одного библиотечногоработника предусмот­реть надбавки и доплаты за увеличение объема работ, компенсировать издержки за вредные ус­ловия труда (библиотеч­ная пыль, превышение нормы работы на ком­пьютере свыше четырех часов).
  5. Повысить ста­тус библиотечных ра­ботников школьных библиотек введением в перечень должно­стей Минобразования должность «библио­текарь-педагог», как в европейских образовательных структурах, в связи с образовательно-воспитательной составляющей должности в соот­ветствии с «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения».
  6. Разработать и рекомендовать от имени Мини­стерства образования санитарные нормы и правила, а также требования к технике безопасности для школьных библиотек.
  7. Поддержать инициативу Минобразования о проведении I съезда школьных библиотекарей в июле 2007 года в городе Пскове, выразить готовность конструктивного участия в работе съезда и силами специалистов-практиков и консультантов секции школьных библиотек содействовать разработке концептуальных документов.
В адрес Департамента общего и профессиональ­ного образования Брянской области и Управления культуры Брянской области были отосланы письма с выражением благодарности за организацию засе­дания секции.