Виртуальная выставка «Свадьба: народные традиции и обряды»

«В целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи постановляю: установить День семьи, любви и верности и отмечать его 8 июля». Указ о праздновании этого дня был подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 28 июня 2022 года, и, кажется, уже утихли споры о том, насколько правильно был избран для гражданского праздника День памяти православных святых – благоверных князя Петра и Февронии Муромских. Главное, что праздник вошёл в нашу жизнь, состоялся как часть событийной культуры новой России. Он несёт своё послание, каждый год напоминая о важности таких простых и великих понятий, как Семья, Любовь и Верность. 8 июля дарит нам повод вновь и вновь выразить свои чувства близкому человеку. И даже легендарно-сказочная основа праздника оказывается «при деле», свидетельствуя об очень важном и глубоком: семья – не просто повседневный совместный труд, это чудо и таинство.

Семья – источник любви, уважения, привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны. Чтобы обратить внимание общественности на многочисленные семейные проблемы, заставить задуматься о важности семейных ценностей в нашей жизни, проявить внимание к близким людям, Президент Владимир Путин постановил: провести в 2024 г. в Российской Федерации Год семьи.

В Год семьи и в преддверии Дня семьи, любви и верности уместно вспомнить о русских свадебных традициях. Испокон веков никакое событие в жизни человека не отмечалось так торжественно и не сопровождалось таким количеством обрядов, как свадьба – торжество, передающее из рода в род, из поколения в поколение народные традиции и обычаи наших предков. Она считается продолжением самой жизни в её лучшем проявлении. Христианская любовь в браке измеряется вечностью: супруги всецело, полностью отдают себя, посвящают жизнь друг другу. Народные пословицы гласят: «С кем венчаться, с тем и кончаться»; «Повенчает поп, а развенчает гроб»; «Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое», «Кто на Красную горку женится, тем век жить в любви и достатке».

К свадебным традициям на Руси всегда было особое отношение, а сама свадьба являлась целым театральным действом. Читатели смогут отправиться в путешествие по обрядам и ритуалам, одни из которых были забыты и утрачены, а другие потеряли свой первоначальный смысл. Вместе с настоящими женихом и невестой все желающие пройдут путь от гуляний и сватовства до венчания и свадебного поезда. Вы узнаете, кто такие дружка, тысяцкий, подневестница и подженишник, и поймете, почему «жениться – переродиться».  


Басова, И. Свадебные традиции на Руси / И. Басова // Юный художник. – 2022. – № 11. – С. 20-24.

Слово «свадьба» произошло от древнего слова «свататься» –    «сговариваться», «соглашаться». Традиционно кульминацией свадебных торжеств на Руси было венчание в храме, после которого гости отправлялись на свадебный пир. Но этому дню предшествовал долгий процесс переговоров двух вступающих в родство семей. Подготовка к свадьбе сопровождалась различными обрядами, многие сохранялись веками. Разные этапы свадебного обряда нашли отражение в произведениях русских художников: «Празд­не­ство сва­деб­но­го до­го­во­ра» (М. Шибанов); «Сва­тов­ство май­о­ра» (А. Федотов); «Сва­деб­ный    по­езд в Москве (XVII сто­ле­тие)» (А. Рябушкин); «Неравный брак» и «Прерванное венчание» (В. Пукирев) и др.  

Козаченко, А. И. К истории великорусского свадебного обряда  / А. И. Козаченко // Советская этнография. – 1957. – № 1. – С. 57-71.

С XIV века, с образованием великорусской народности, на основе древнерусских бытовых норм у великорусов сложился и начал развиваться национальный свадебный обряд. В статье подробно описывается свадьба великого князя Василия Ивановича и Елены Глинской (1526 г.). Вы узнаете о тысяцком, о дружках,  дружке «поддатном», о «поезде» и «поезжанах» жениховых, о свешниках, о том, какая постель была приготовлена «по обычаю» для молодых, и о многом другом.

Зуева, Т. В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия / Т. В. Зуева  // Литература в школе. – 2011. – № 7. –  С. 2-6.

Христиане вступали в брак для создания семьи, рождения и воспитания детей. Народный свадебный обряд обязательно включал в себя венчание как главную составляющую часть свадьбы. Слово «венчание» происходит от возлагаемых на головы брачующихся венцов, сделанных из цветного металла в виде корон. Венцы символизируют победу над страстями и напоминают об обязанности хранить в чистоте супружескую верность. В христианской символике венец имеет высокое духовное значение. Христианская любовь в браке измеряется вечностью: супруги всецело, полностью отдают себя, посвящают жизнь друг другу. Вспомним народные пословицы: «С кем венчаться, с тем и кончаться»; «Повенчает поп, а развенчает гроб».   

Таинство Брака. Венчание // Славянка. – 2024. – № 2 (110). – С. 92-95. 

Таинство Брака, или Венчание – одно из семи таинств Православной Церкви. Венчание – это не только традиция, но и   таинство, в котором супруги от Бога через священнослужителей получают особую благодатную силу и способность хранить любовь, супружескую верность, терпение.

Хорошилова, О. И манящий аромат флердоранжа...: во что наряжались женихи и невесты императорской России / О. Хорошилова // Родина. – 2020. – № 10. – С. 66-70.

Познакомившись с данной публикацией, вы окунётесь в мир моды XIX века и узнаете, во что одевались невесты-аристократки, невесты-купчихи, невесты-мещанки, кто был законодателем моды на свадебные наряды у аристократов в России и у какого «кутюрье» заказывали венчальные наряды купеческие дочки.

Пушкарева, Л. А. Современная русская крестьянская свадьба: по материалам экспедиции в Калининскую область в 1956-1958 гг. / Л. А. Пушкарева, М. Н. Шмелева // Советская этнография. – 1959. – № 3. – С. 47-56.

Этнографический материал, собранный в деревнях Калининской области, – это рассказ о старой свадебной традиции, о том, из каких циклов состоял свадебный обряд до революции. Сама свадьба состояла из многочисленных обрядов: сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, венчание, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи. Об этих и многих других интересных фактах вы узнаете, ознакомившись со статьёй.

Голубева, А. Добрачная жизнь девушки в Костромском уезде / А. Голубева // Народное творчество. – 2017. – № 2. – С. 25-27.

Весь добрачный период был своеобразным университетом для деревенской молодёжи. За работами и увеселениями шёл постоянный процесс передачи трудового и духовного опыта от старших младшим. Одной из традиционных форм общения молодежи на селе являлись посиделки. Они воспринимались крестьянами как места выбора невест и предбрачных знакомств. С этого момента начинался предсвадебный цикл, итогом которого должна была стать свадьба. Дошедшие до нас элементы обрядности убеждают, что прощание с досвадебной жизнью являлось очень важной частью свадебной традиции, поддерживалось в обществе, и значимость изучения этой традиции не потеряла своей актуальности.

Чагадаева, О. Что тут калякать? Давай свадьбу стряпать! / О. Чагадаева   // Родина. 2018. № 6. С. 110-113.

Многие обычаи городских свадеб в пореформенной России дошли до наших дней. Ольга Чагадаева, кандидат исторических наук, построила статью на архивных документах и материалах прошлого века. В начале XX века свадьба сопровождалась музыкой: богатые пары нанимали оркестры, мещане обходились граммофоном, жители окраин пели песни. В это время появляется традиция первого танца молодых и непременный атрибут богатой городской свадьбы – торт, который специально изготовлялся в кондитерских.  Вы найдёте ответы на многие вопросы: на чём молодожёны ездили венчаться, кто такой «свадебный генерал» и почему в то время пользовались большой популярностью кухмистерские.

Лебина, Н. Свадьба в эпоху космоса и коммунизма: городская брачная обрядность 1950-1960 годов / Н. Лебина // Родина. – 2012. – № 1. – С. 84-88.

В Советском государстве символику свадеб определял первый кодекс о браке и семье, который появился в 1918 году.  Правила светской церемонии были упрощены, а также исчезли обручальные кольца и белые платья. Только после смерти Сталина в городах начали строительство Дворцов бракосочетания «для того, чтобы факт регистрации брака был праздничным днём для новой советской семьи». Пышные интерьеры «дворцов счастья» предопределяли и внесение элементов парадности в обряд бракосочетания: особый наряд невесты, жениха, свидетелей, гостей, обмен кольцами.

Кузовая, Ю. В. Свадебная обрядность в селе Новолокти / Ю. В. Кузовая // Живая старина. – 2022. – № 2 (114). – С. 12-15.

В статье рассматриваются некоторые свадебные обряды села Новолокти Ишимского района Тюменской области. Описываются обряды, начиная с предсвадебных девичников в доме у невесты и заканчивая обрядом тушения на третий день свадьбы.   

Свадьба в Обломовке: всероссийский фестиваль-конкурс русского свадебного обряда // Традиции. – 2019. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 48-53. 

Сегодня постепенно исчезают фольклорные коллективы, которые принято называть этнографическими (аутентичными). Новое поколение владеет лишь малой частью собственной традиции и зачастую ориентируется на «общерусский» репертуар, авторскую песню. Необходимо способствовать восстановлению народных традиций в их местной специфике и локальном своеобразии. Фестиваль-конкурс «Свадьба в Обломовке» в Ульяновской области – одно из мероприятий по выявлению и сохранению нематериального культурного наследия России. Вместе со зрителями, посетившими конкурсный просмотр программ, вы побываете на настоящей свадьбе в селе Красный Зелим Архангельского района Республики Башкортостан. Со свадебным поездом поучаствуете в выкупе репья, шапки и кнута, и узнаете о других, не менее интересных традициях региона.

Лободина, Е. Народная музыка вятской свадьбы: от аутентики зарождения к современному бытованию / Е. Лободина, Е. Зайцева // Народное творчество. – 2021. – № 1. – С. 26-29.

В густонаселённых городах, городах-миллионниках, с одной стороны, люди более подвержены веянию нового столетия; с другой – жители маленьких региональных городов являются хранителями традиций предков. И до сих пор представители старшего поколения с теплотой вспоминают многие прекрасные, неповторимые старинные русские обряды своей молодости. Лузский район Кировской области приглашает всех на традиционный свадебный обряд, который длился два дня и имел свои особенности (апотропеические ритуалы).

Добро пожаловать в зал периодических изданий Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева!

Ждем вас по адресу: г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 5, 2 этаж.

График работы библиотеки:

понедельник – четверг: с 10.00 до 20.00,

пятница – выходной день,

суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00.