Взгляд в будущее

Период 1930-х — первой половины 1950-х годов характеризуется изменившейся творческой направленностью советской архитектуры, отходом от конструктивизма и других направлений, переходом к этапу использования классического архитектурного наследия. Ставилась задача усиления внимания к идейно-художественной стороне архитектуры, которая должна была созданием ярких величественных образов отражать пафос созидания первого социалистического государства.

Этот стиль в архитектуре получил официальное название «советский монументальный классицизм»*.

Однако Великая Отечественная война не только прервала мирное строительство, но и привела к масштабной гибели большинства зданий в городе. Почти полностью разрушенный во время войны Брянск был в числе пятнадцати древних русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению.

В 1945 году московским институтом «Гипрогор» разрабатывается первый послевоенный генеральный план Брянска, который был в последующем переработан и дополнен брянской проектной архитектурно-планировочной мастерской «Брянскархпроект» при главном архитекторе города Б.П. Шавырине (ремарка 1).

Заглядывая в будущее родного города, брянский писатель В.К. Соколов (26.05.1910 – 24.12.1986) и Б.П. Шавырин в 1946 году написали брошюру «Краткий очерк о прошлом и настоящем старейшего русского города Брянска», где в увлекательной форме экскурсии по городу представили, каким будет Брянск после его восстановления из руин. Хотя не все грандиозные проекты в стиле советской неоклассики были осуществлены, но многое сбылось!

Градостроительная дисциплина в те годы высоко осознавалась и обеспечивала воплощение генплана города в конкретной застройке. Это позволило менее чем за две пятилетки воссоздать на новой основе и в увеличенном объеме потери военных лет, закрепить новыми капитальными зданиями исторически сложившуюся планировку всех районов, наметить масштаб и характер застройки общественных центров и систему общегородского центра в Советском районе, заложить основу будущих архитектурных ансамблей города. И главная заслуга в этом, безусловно, брянских зодчих-творцов, сумевших возродить город и создать образцы высокого градостроительного искусства. Это главный архитектор города Б.П. Шавырин, архитекторы М.С. Розовский, А.А. Саломахин, А.Э. Фридман, З.И. Озерова, В.Н. Городков, Н.В. Куспак, Г.А. Гвоздиков, А.Е. Певцов, Г.А. Ефимов и другие.

Несколько интересных по архитектуре зданий Брянска в эти годы были возведены по проектам московских архитекторов: Г.И. Спиридонова, С.Ф. Скворцова и А.И. Лабуренко, И.В. Жолтовского, Я.А. Корнфельда, А.Н. Федорова, В.Ф. Скаржинского и А.Н. Душкина, А.В. Кулагина.


*Советский монументальный классицизм (сталинская архитектура, ретроспективная классика, соврем. – советская неоклассика) – направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко.